(Продолжение. Начало здесь)
* * *
ВЫБОР ЕСТЬ, НО НЕ ВСЕ НАДЕЖДЫ СБЫВАЮТСЯ
Итак, рассмотрим указанные эффекты подробнее.
Компенсация
Эффект основан на восстановлении естественного баланса в тканях за счет нормализации собственных обменных процессов либо замещения каких-либо угасающих функций внешними воздействиями. Подобный способ улучшения состояния биологических тканей можно считать наиболее физиологичным и клинически оправданным. Ведь в основе хорошего внешнего вида кожи, жировой клетчатки, волос, ногтей и пр. лежит истинное улучшение жизнедеятельности клеток, а также нормализация работы регулирующих центров, транспортных систем, улучшение обеспечивающих функций внутренних органов и пр.
Восстановление нормальной жизнедеятельности кожи и подкожной клетчатки — процесс длительный и тонкий. Требует глубоких знаний в области медицины и патофизиологии, сложной диагностики и индивидуальных комплексных подходов (т. к. в подобных случаях в круг оптимизирующих воздействий вовлекаются не отдельные локальные зоны, а весь организм, включая всю палитру разнообразных биохимических процессов), а также настойчивости врача в достижении цели и наличия эффективных методов коррекции. К сожалению, существующие центры косметологии, диетологии и эстетической медицины далеко не всегда располагают подобными компетенциями и возможностями. А зачастую и не стремятся работать в этом направлении.
Практика показывает, что, не смотря на длительные положительные эффекты компенсационной терапии и отсутствие осложнений, большинство пациентов (в основном этим грешат представительницы прекрасного пола) отдают предпочтение методам, позволяющим добиться быстрых и заметных «уже на выходе из салона» экспресс-результатов. И их можно понять.
Достижение желаемого состояния через рекомендованную мною истинную и стойкую нормализацию биохимии и физиологии клетки — процесс кумулятивный, малозаметный, а потому существенно растянут во времени. К тому же современная наука далеко не всегда может предложить эффективные и адекватные методы воздействия. Поэтому подобные услуги, даже если они действительно имеют патогенетическую направленность и стойкий нормализующий эффект, малодоходны, требуют больших вложений от пациентов и трудозатрат специалистов, и плохо продаются.
Устойчивым спросом в данном физиологическом значении пользуются, разве что методики заместительной терапии (различные виды фоно и электрофореза, трофическая мезотерапия, экзосомальная терапия*, биодобавки и витамино-минеральные комплексы, профессиональные питающие кремы и маски «ex tempore»**, пептидотерапия, некоторые виды лечебного массажа и пр.) опять же по причине того, что способствуют быстрому появлению видимых улучшений. Но всё это мало влияет на собственные возможности тканей и, даже восполняя накопившийся недостаток каких-либо важных веществ, оказывают положительное воздействие лишь на сравнительно короткий период.
* — Экзосомы — специализированные внутриклеточные везикулы, участвующие в межклеточных коммуникациях. Широко используются в косметологических программах омоложения кожи. Выделяют из биологических жидкостей и жировой ткани, в частности, из мезенхимальных стволовых клеток человека (МСК).
Экзосомы способны переносить активные белки, аминокислоты, липиды, комплексные соединения и нуклеиновые кислоты. Улучшают метаболизм клеток, участвуют в иммунной модуляции, репарации тканей, ангиогенезе, а также ускоряют метастазирование при онкологических заболеваниях и передачу патогенных факторов при нейродегенеративных расстройствах (болезнь Паркинсона, Альцгеймера, боковой амиотрофический склероз).
** — Еx tempore в переводе с латинского означает «в нужный момент», «использовать сразу после приготовления»
Существенным отрицательным свойством симптоматической заместительной терапии является то, что поступление готовых аутентичных продуктов извне зачастую способствует ещё бо́льшему угнетению собственной генерации. Постепенно перестают вырабатываться активирующие этот процесс катализаторы (гормоны) и ферменты. (Вспомним физиологические эффекты «угасания» и «замещения», с которым мы знакомились в первой части книги (п.п.1.7.1 и 1.7.2)). В итоге физиология пациента как бы «подсаживается» на оздоровительные процедуры, без регулярного проведения которых проблемные ткани уже значительно быстрее приходят в упадок*. При этом вдохновляющие результаты первых сеансов при повторных курсах прогрессивно слабеют.
* — По разным оценкам от 50 до 75 % рынка потребления «омолаживающих» услуг составляют т. н. закреплённые клиенты, то есть лица, ощущающие быстрое ухудшение состояния проблемных зон без повторных сеансов поддерживающей терапии.
И всё же методы симптоматической заместительной терапии необходимо отнести к одним из наиболее физиологичных и оправданных способов поддержания активного метаболизма и хороших внешних кондиций проблемных тканей. Повторяю, в тех случаях, когда подобные услуги являются элементом продуманной, грамотной и комплексной стратегии поддержания здоровья и применяются дозированно и строго по показаниям — их полезное воздействие можно с успехом использовать в течение многих лет без существенных отрицательных последствий.
Стимуляция
Метод основан на стрессовом типе физических либо химических воздействий на ткани и регулирующие системы организма, приводящих к активной мобилизации собственных резервов.
Особенностью подобных методик является «эффект первой процедуры». Свойство стимулирующих воздействий, ведущее к значимым внешним эффектам уже через 1-2 суток (например, биодобавки, активирующие липолиз и запускающие процессы, способствующие дегидратации тканей), а то и сразу же после завершения процедуры (некоторые виды криотерапии, ультразвуковых, лазерных и электромагнитных облучений, укутывания частей тела для термоэффекта физических нагрузок и повышенного потоотделения и т. п.), оказывает магическое действие на пациента.
Подобные чудесные преобразования кожи и клетчатки вдохновляют и дают уверенность в правильности и достижимости поставленной цели.
Но нужно помнить и об обратной стороне стимулирующих воздействий. Запасы воды, питательных веществ, электролитов и макроэргических соединений конечны. Можно легко и просто «похудеть» за три дня на три размера, сбросить целых три сантиметра в талии за одну крио-процедуру или получить выраженный лифтинг-эффект сразу после облучения кожи. Но невозможно добиться таких же по силе эффектов, скажем, на 10-й день приёма биодобавок, после 10-й криопроцедуры либо после 10-го облучения. Более того, уже через некоторое время организм, независимо от нашего желания, будет пытаться всеми способами восстановить утраченное.
Реакции мобилизующего типа в ответ на действие стимуляторов — естественный природный механизм. Но он напрямую не связан с обычной (не стрессовой) физиологией клетки и не может поддерживать жизнедеятельность тканей в течение длительного времени. Избыточная активация метаболизма за счет собственных резервов приводит к истощению внутренних ресурсов, ускоренному старению тканей и может стать источником серьёзных необратимых осложнений.
Вряд ли возможно эффекты от стимулирующих воздействий отнести к истинно оздоравливающим либо омолаживающим процессам. Условный физиологический коридор их применения значительно короче и ýже, чем у вмешательств компенсационного типа. А риск развития необратимых патологических нарушений (особенно при избыточном применении) существенно возрастает*.
* — Одно из базовых «начал» клинической физиологии гласит: регулярно стимулировать собственные функции и резервы без должной компенсации и отдыха — означает ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ИЗНАШИВАТЬ СЕБЯ!
Тем не менее, подобные методики широко используются на практике и, по сути, являются наиболее востребованными услугами центров эстетической медицины и нехирургических методов коррекции лица и фигуры.
В этом есть определённая логика.
То, что стимулирующие воздействия имеют ограниченную зону применения и требуют осторожности в использовании, не умаляют их известных достоинств. Такие методы иногда хорошо сочетаются с патогенетически направленной терапией в качестве пусковых. При правильном использовании они выполняют важную активирующую и поддерживающую функции в комплексном лечении. Хорошие эффекты методы дозированных стимулирующих курсов дают в тех случаях, когда нужно быстро улучшить внешний вид и убрать нежелательные проявления в проблемных зонах.
К сожалению, в реальной жизни нередки случаи избыточного и необоснованного применения стимулирующих методик, которые методично повторяются порой до полного исчерпания ресурсов тканей на ответную мобилизацию. Это существенно ухудшает прогноз и ускоряет развитие инволюционных процессов.
Хорошей иллюстрацией этому может быть ситуация с уходом за кожей лица. Специфика её анатомического строения такова, что главную защитную роль от неблагоприятных факторов среды и УФ-излучения здесь выполняет т. н. эпидермис, а ещё точнее, его роговой слой — своеобразный сэндвич из мумифицированных поверхностных клеток, которые уже погибли, но ещё не отшелушились от живой основы.
У подавляющего большинства людей процессы естественной регенерации новых клеток и отслоения старых вполне гармонизированы и не требуют каких-то дополнительных вмешательств.
Между тем люди, стремящиеся как можно дольше сохранить кожные покровы от возрастных изменений, периодически освобождают наружные слои живой ткани (т. н. «зернистый» и «блестящий» слои эпидермиса) от роговых напластований. Это придаёт поверхности лица свежий розовый бархатистый оттенок, а также способствует очищению пор, улучшению дыхания клеток и значительно повышает доступность для проникновения внутрь дермы различных косметических средств, поддерживающих трофику и улучшающих обменные процессы.
При осторожном использовании скрабов (отслоение не на всю глубину рогового слоя) в сочетании с питательной терапией кожа действительно значительно дольше сохраняет гладкость и эластичность. И такую регулярную поддержку (особенно женщинам в возрасте 40+) можно только приветствовать!
Однако далеко не всегда специалисты косметических салонов и их пациенты придерживаются этих самых принципов естественности, умеренности и аккуратности. Ведь освобождение кожи от роговых напластований на всю глубину вплоть до живого «блестящего» слоя даёт непревзойдённый по воздействию на эмоции клиента «вау-эффект» кожи грудного ребёнка! (К сожалению, лишённые защиты живые поверхностные эпителиальные клетки, попавшие под прямое воздействие факторов внешней среды, погибают уже в течение первых 1–3 суток).
Когда у молодых девушек без особых проблем с лицом чуть ли не в 100% случаев обнаруживаются какие-либо формы кератоза (усиленное ороговение эпидермиса), а то и «купероза» (неверная трактовка последствий нарушения микроциркуляции крови), а показанность процедур скрабирования вместо 2–3 раз в месяц постепенно доводится до 1–3 раз в неделю — становятся понятными и мотивы консультантов, и ожидающие пациентку отдалённые последствия! (Частота реальных кожных заболеваний и значимых дисфункций в развитых странах колеблется в пределах всего лишь нескольких процентов).
Избыточное по глубине и слишком частое по времени принудительное отслаивание роговых напластований, сокращающее естественный срок жизни эпидермальных клеток, стимулирует работу «регенеративного конвейера» от бластных предшественников эпителия (дерма), до зрелых пограничных клеток зернистого слоя (эпидермис).
Процесс пролиферации и последующего ороговения многократно ускоряется, делая частые процедуры скрабирования для поддержания хорошего внешнего вида кожи уже действительно необходимыми. С возрастом ресурсы такого «конвейера» иссякают раньше положенного срока, а кожа необратимо истончается, становясь малоэластичной и полупрозрачной, напоминая собой пергамент.
Ложная компенсация
Как я уже говорил, вмешательства такого типа изначально не имеют цели как-то продуктивно повлиять на физиологию и биохимию проблемных тканей. Смысл подобных методик в том, чтобы за счет несвойственных живой клетке и не встречающихся в естественных условиях воздействий получить внешние эффекты, на какой-то период придающие проблемным тканям моложавый вид и маскирующие нежелательные инволюционные проявления (кавитация, Ботекс, филлеры не только с гиалуроном, но и синтетическими компонентами, включая гидроксиапатит кальция и силикон, жёсткий «выдавливающий» антицеллюлитный массаж и т. п.).
Для образного восприятия сути таких «оздоравливающих» воздействий вместо погружений в физиологию предлагаю рассмотреть более близкий представительницам прекрасного пола пример с «любимым платьем».
Итак, представим, что Вам однажды подарили красивое элегантное платье из замечательной дорогой натуральной ткани, которое великолепно сидит, выгодно подчеркивает достоинства фигуры, камуфлирует недостатки и т. п. В общем в нем Вы выглядите очень круто: молодой, изящной и привлекательной!
Огорчает лишь одно. После долгих сидений за компьютером, поездок в общественном транспорте, совещаний, обедов и магазинов любимая вещь к концу дня выглядит уже не столь вдохновляюще. Но Вы всё равно стремитесь надевать её как можно чаще, потому что увлечены молодым человеком из соседнего отдела, с которым обедаете и часто контактируете по работе.
Что лучше в такой ситуации(?) — носить регулярно в надежде постоянно выглядеть стильно и элегантно или беречь и надевать только по особым поводам? Давайте мысленно перенесёмся на год вперёд и посмотрим, какие же изменения произошли с Вашей любимой вещью при первом и втором вариантах эксплуатации? И оценим её судьбу не только по состоянию на старте и финише, но и через призму «текущих моментов».
Итак, моделируем первый вариант. Надев платье в первый раз, Вы не очень-то обрадовались его состоянию в конце рабочего дня. Но, постирав и погладив, вряд ли утром заметили существенные отличия от нового. А вот разницу «утреннего» и «вечернего» почувствовали сразу. И именно поэтому, немного расстроившись, но поколдовав со стиральной машиной, сушилкой и утюгом, всё же успокоились тем, что легко смогли вернуть любимой вещи «молодость и красоту»*.
* — Заметьте, Вы восприняли ситуацию через палитру собственных ощущений, но не «ощущений» самого платья.
Мы подошли к очень важному психологическому моменту, на который стоит обратить особое внимание: интуитивно Ваше внимание оказалось сосредоточено на контрасте внешнего вида в позициях «утро» и «вечер»
(вернее отглаженное —> мятое), а вовсе не на реальном физическом и химическом состоянии ткани, швов и аксессуаров.
А зря! Ведь то, что так впечатлило Вас самих (неприглядный вид платья вечером и волшебное возвращение “молодого” вида утром) не имеет никакого отношения к состоянию самой вещи. Потому, что на самом деле вечером наше «поникшее» одеяние по своим физическим характеристикам оставалось практически таким же «молодым и здоровым», как и утром.
А вот на следующий день, постиранное в моющем средстве и тщательно отглаженное оно уже стало старше. Существенно и необратимо. Причём виной этому были… наши «омолаживающие» процедуры (поверхностно активные вещества, органические энзимы, отбеливатели и растворители, содержащиеся в моющих присадках + высокотемпературное воздействие утюгом). Поэтому второй вариант при возможностях следовать такой тактике всегда предпочтительнее.
Наверное, Вы уже догадались, что этим примером я попытался всего лишь продемонстрировать, как нерачительно и неразумно мы порой поступаем с собственной кожей, подкожной жировой клетчаткой или сложившимся за годы стереотипом управляющих реакций НЭС, увлекаясь ближайшими эффектами. И забываем при этом про простые законы физиологии:
✅ Подменять собственное чем-то готовым извне следует только когда своего в достатке уже точно не будет;
✅ Стимулировать существующее желательно только если есть перспектива развить этим внутреннее своё;
✅ Регулярно стимулировать трудно восполнимое — значит преждевременно изнашивать себя;
✅ Использовать нефизиологические методы воздействий для подмены естественных процессов с целью получения желаемых косметических эффектов допустимо, но только если:
- их безопасность подтверждена клинически;
- не в качестве регулярных процедур.