В былые времена человек, рождённый свободным, не обязательно оставался им до смерти. Людям, попадавшим в плен, практически всегда была уготована участь рабов. Картина «Римский невольничий рынок» написана французским художником Жаном Леоном Жеромом в 1884-м году.
Покровы спали, и перед разноликой толпой покупателей предстал ценный товар. Молодая белокожая женщина стыдливо прикрыла лицо рукой, чтобы не видеть, как жадные мужские взгляды обшаривают обнажённое тело. Фигура изображённой со спины невольницы напоминает изящную статуэтку, сработанную резцом умелого скульптора. Плавность линий и безукоризненные пропорции рабыни помогают старому торговцу без стеснения набивать цену.
Часть мужчин, стоящих у помоста, делают ставки, показывая на пальцах предлагаемую сумму. Другие пока просто разглядывают красавицу, кто с нескрываемым вожделением, кто с деловитой заинтересованностью. У трибуны, сжавшись в комок, ожидает своей очереди вторая героиня. Судя по тому, что у несчастной тёмные волосы и смуглый оттенок кожи, её пленили в одной из южных стран.
Древний Рим никогда не брезговал рабской силой. Если солдаты побеждённых армий, как правило, отправлялись на цирковые арены, то остальные невольники: мужчины, женщины и дети, пленённые в воинах или захваченные пиратами, обслуживали быт тех, кому посчастливилось родиться в великой империи.
Сегодня полотно хранится в Балтиморе в коллекции Музея искусств Уолтерса (Мэриленд, США).