Мы часто склонны считать себя превосходными в определённых аспектах, превосходящими среднестатистического человека. Мы все вовлечены в различные сферы жизни, проявляем некоторые качества и умения. Однако факт остаётся фактом: вы, вероятно, допускаете ошибки в оценке своей компетентности или бездеятельности в повседневных делах и обязанностях. Вероятнее всего, вы иногда завышаете или же занижаете свои настоящие возможности в различных аспектах жизни. И размер и характер этих ошибок, возможно, приведут вас в изумление.
В исследовании 1999 года психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обнаружили явление, которое впоследствии было названо эффектом Даннинга-Крюгера. После того, как участникам было предложено пройти различные тесты, оценивающие их способности в области юмора, логического мышления и грамматики, их попросили самостоятельно оценить свои результаты по сравнению с их сверстниками в исследовании. Даннинг и Крюгер обнаружили, что люди, плохо справившиеся с тестами, были склонны считать, что они справились гораздо лучше, чем на самом деле, в то время как те, кто справился хорошо, были склонны неправильно оценивать свои результаты по сравнению со средними показателями своих сверстников. Другими словами, исследование выявило бы когнитивное смещение, при котором люди, которые менее осведомлены или опытны в какой-либо области, склонны полагать, что они гораздо более компетентны в этой области, чем они есть на самом деле, а те, кто опытен и осведомлен в какой-либо области, склонны недооценивать или сомневаться в их способностях. Эти когнитивные искажения и есть эффект Даннинга-Крюгера. Хотя это явление является предметом споров среди исследователей и на первый взгляд эффект может показаться парадоксальным и странным, его причина, возможно, понятна. Если кто-то мало знает о предмете или имеет мало опыта в определенной области, у него недостаточно опыта или знаний, чтобы осознать степень своей некомпетентности. То есть, они недостаточно знают, чтобы знать, чего они не знают.
«Если кто-то некомпетентен, то он не может знать, что он некомпетентен»
— сказал Даннинг. С другой стороны, люди с большими знаниями и опытом в какой-либо области осознают сложность, обширность и трудности, связанные с достижением правоты или успеха, и поэтому они, скорее всего, будут больше сомневаться в своих способностях. Они также склонны думать, что другие более способны в этой области, чем это есть на самом деле, и поэтому они также более склонны недооценивать себя, когда их сравнивают с другими. Как кто-то может подумать:
Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности. (Чарльз Буковски)
Примерами эффекта Даннинга-Крюгера, продемонстрированными в исследованиях, являются такие вещи, как вождение, где исследования показали, что 93% американских водителей считают, что они водят машину лучше среднего. Это явление также часто присутствует на рабочем месте, где сотрудники компаний склонны переоценивать свою производительность по сравнению со своими коллегами, где более 40% сотрудников компании считают, что они входят в 5% лучших исполнителей. Конечно, каждый не может быть лучше большинства. Должно быть и большинство. В процессах обучения, разработки стратегии, оценки и размышления присутствует еще один процесс, называемый метапознанием.
Метапознание — это осознание собственных мыслительных процессов. Это мысли человека о мышлении. Важнейшей частью процесса обучения и основным фактором компетентности в чем-либо является способность посредством метапознания распознавать закономерности, ошибки и проблемы в своем мышлении, а затем применять стратегии для их решения и преодоления. По мнению Даннинга и Крюгера, если человек некомпетентен в какой-либо области, у него отсутствуют метакогнитивные способности в этой области. В результате это отсутствие осознания своих мыслительных процессов и знаний мешает им осознать, где и когда они могут ошибиться, и поэтому, по их мнению, они никогда этого не делают. Это явление может быть довольно тревожным на индивидуальном уровне — знать, что ты не знаешь того, чего ты не знаешь. Конечно, вы это уже знали, но степень вашей неосведомленности и области, в которых вы могли допустить подобные упущения, хотя в противном случае вы могли бы чувствовать себя довольно уверенно, могут сбивать с толку. Но это еще более досадно, если рассматривать ситуацию в коллективном, общественном масштабе.
«Любопытно, что во многих случаях некомпетентность не приводит людей в замешательство, растерянность или осторожность. Вместо этого некомпетентные люди часто наделены неуместной уверенностью, поддерживаемой чем-то, что им кажется знанием», — сказал Даннинг.
Отчасти из-за эффекта Даннинга-Крюгера люди, не имеющие достаточной квалификации, чтобы говорить на определенные темы, все равно являются одними из самых уверенных и громких из тех, кто это делает. Более квалифицированные люди, скорее, склонны быть менее громкими и менее упрощенными, а вместо этого более вдумчивыми и осторожными. А для экспертов исключительно высокого уровня, поскольку они склонны неправильно осознавать, насколько велик разрыв между ними и среднестатистическим человеком, можно обоснованно предположить, что они, вероятно, недостаточно общаются с людьми по предмету, в котором они являются экспертами. И, конечно, в некоторых случаях сложные вещи просто невозможно полностью, быстро и доступно объяснить людям, которые сами не являются экспертами. Вот у нас есть три типа участников: неумелый, но уверенный в себе энтузиаст, умелый, но осторожный посредник и исключительно знающий свое дело эксперт, который, несмотря на уверенность, сталкивается с трудностями в коммуникации с непрофессионалами. Кто же вызовет больше доверия у широкой публики, которая не в состоянии отличить правду от лжи? В наше время кажется, что каждый стремится высказать свое мнение по любому вопросу. Может быть, так всегда и было, но с растущим доступом к информации и ограниченным временем, которое мы можем потратить на чтение заголовков, мы все равно стремимся оставить свой отклик. Это, а также Даннинг-Крюгерский эффект, приводят к тому, что чаще всего мы слышим голоса, которые не обладают необходимым уровнем квалификации, полезности или точности. Эти голоса чаще всего отличаются самоуверенностью и харизмой, а не глубоким пониманием и ответственностью. Правильные голоса, напротив, часто бывают более тихими, их труднее распознать или они все еще ищут нужные слова и средства для самовыражения. Конечно, каждый желает, чтобы его голос был услышан. Хочется, чтобы обращали внимание, любили, следили за нами, чтобы мы оказывали влияние. Быть голосом перемен и влияния — это благородная цель. Но иногда самое большое воздействие оказывает тишина. Действительно ли миру нужно больше голосов? Или миру нужны более осторожные голоса? Конечно, ирония здесь не теряется — быть голосом, который не замолкает. Но важно не только открыто молчать. Речь идет о том, чтобы быть внимательным и активным — по меньшей мере, стараться таким стать. Невозможно не иметь никакого мнения, но можно иметь его в меньшей степени или быть более внимательными к тому, как мы выражаем свои взгляды.
И что в итоге?
После изучения эффекта Даннинга-Крюгера, возможно, вы почувствуете, что больше не поддаетесь ему. Или, может быть, вам покажется, что вы никогда не были ему подвержены. Вы не те, кто завышает свои способности. Вы осторожны, вдумчивы и имеете чувство собственного достоинства. Никогда не делаете утверждений о том, о чем не имеете понятия. Вы осознаете свои слабые стороны. Но, на самом деле, слабые стороны работают иначе. Вот в чем загадка: думает ли кто-то, кто поддается эффекту Даннинга-Крюгера, что он ему подвержен, переоценивая свои способности или знания? Именно в этом и заключается феномен - человек не осознает, что стал его жертвой.
Первое правило клуба Даннинга-Крюгера — не знать, что ты член клуба Даннинга-Крюгера.
На самом деле, мысль о том, что вы невосприимчивы к эффекту Даннинга-Крюгера, сама по себе является примером эффекта Даннинга-Крюгера. Вы знаете об этом явлении достаточно, чтобы верить, что можете его обойти, но при этом не знаете достаточно, чтобы понимать, что, скорее всего, это невозможно — по крайней мере, не автоматически и не повсеместно. Однако, возможно, мы сможем чаще преодолевать это с помощью определенного рода осознанности и отношения. Если мы будем чаще молчать, будем готовы быть никем, не позволять нашему голосу, нашему присутствию, нашему существованию всегда быть вовлеченными, то, возможно, мы сможем меньше быть жертвами эффекта и больше находиться на правильной стороне эффекта. По правде говоря, среднестатистический человек начитан и опытен в относительно небольшом количестве вещей (в лучшем случае). Мы неизбежно часто не сможем правильно провести различие между собой и понять, к каким областям мы принадлежим и какие из наших мнений заслуживают того, чтобы ими делились. Но это нормально. Цель здесь — просто сделать все возможное. В конечном счете, эффект Даннинга-Крюгера — это непрерывная скользящая шкала, которая следует за нами на протяжении всей жизни. Пока мы беремся за новые начинания, ставим перед собой новые задачи, ставим новые цели, мы будем некомпетентны в определенных областях. И пока мы некомпетентны, мы будем частично невежественны в истинной степени нашей некомпетентности. Но пока мы продолжаем учиться и расти, мы также будем открывать новые знания и продолжать приводить свое самовосприятие в соответствие с нашими реальными способностями. Жизнь — это непрерывный цикл осознания того, как мало вы знали, как сильно вы ошибались и насколько все на самом деле сложно. Обратитесь к своему внутреннему критику и продолжайте стремиться к самосовершенствованию, помня о тонкой грани между уверенностью в себе и переоценкой своих способностей.