О том, что именно произошло полезно узнать бизнесу, чиновникам и контролирующим ведомствам всей нашей необъятной страны. Поскольку аналогичное может повторится при освоении средств любого госконтракта, Увы, прецедент, как говорится, создан. Случилось это в Томске, где подобного не было даже в беспредельные 90-е. Алчность чиновников мэрии в те времена не прикрывалась даже «для приличия», но дороги все равно ремонтировались вовремя. Сегодня же главные дорожные артерии города сплошь в ямах, колдобинах и без покрытия, которое сняли для новой "заливки". Она-то и стала яблоком раздора аж с мая месяца…
«Офицеры России» и не только
Первые роптания водителей на «раздетые» дороги в Томске посыпались в соцсетях еще весной. Тогда же вышел огромный материал о том, кто такие эти «Тнк» и «Тск» , что взялись за томские дороги, где главный акцент был сделан явно на «национальный вопрос». Говорилось о былых господрядах фирм и о том, что в регион их привел лично губернатор Владимир Мазур. Последний этого и не скрывал сообщая о новых для региона подрядчиках в своем Телеграмм-канале. Сообщал, что это крупные строительные компании, которые успешно работают на территории Пермского края и Тюменской области. А также о том, что на двоих компании отработали уже 54 контракта с государством разного уровня, в обшей сложности на пять миллиардов рублей. Ко всему прочему в прогубернаторских соцсетях прошла информация о том, что фирмы построили на территории Томской области новый асфальтобетонный завод (Моряковский затон), на более чем более 270 млн. руб., приобрели новый парк специальной техники, а также перебазировали её из других регионов, построили рабочий городок и так далее…
Ну и как вишенка на торте прикладывалась благодарность компаниям от героя России, генерала-майора Сергея Липового (председатель «Офицеров России») Айку Казаряну лично… Плюс еще несколько десятков - от органов власти и т.д.
Так что же пошло не так?
Однако заручившись высоким покровительством томского политбомонда, «новички» из Перми споткнулись с теми, кто привык оставаться в тени, но рулить в Томске любыми ведомствами как собственной фирмой. Это как в том самом фильме: неважно, кто тут директор – главное, кто сегодня дежурит. «Дежурные по Томску» привыкли годами осваивать у казны миллиарды рублей как заведомо свои. И их аппетиты никуда не делись!
«Черная полоса» для пермяков началась, когда пред укладкой асфальто-бетонной смеси последняя попала на анализ в МБУ «Центр технического надзора». Это муниципальное предприятие и предположить, что оно работает без отмашки из мэрии - значит бредить. Однако для контроля за ходом, объемом и качеством выполняемых работ и применяемых материалов муниципалы отправили смесь… частникам! Хотя обязаны иметь собственную лабораторию, прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Более того, объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70% объема испытаний, установленных договором. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов, конструкций и изделий на данном объекте.
В итоге смесь была признана не соответствующей требованиям. От подрядчиков потребовали немедленно прекратить все текущие работы. Судя по всему какое-то время строители еще пытались договориться с представителями заказчика. Однако на заданные вопросы коммерсантам иногда отвечали по три месяца, а на некоторые - ответа нет до сих пор. В итоге пермские дорожники САМИ разорвали контракты, что в дальнейшем позволит им продолжить «дискуссию» с чиновниками в судах (об этом чуть позже).
На сегодня из 10 контрактов (7 областных и 3 муниципальных) четыре было расторгнуто в одностороннем порядке по инициативе самих подрядчиков. В частности это дороги в Томске от ул. Вокзальная, 2 до ул. Вокзальная, 80а. И пр. Академический (с развязкой) - от ул. Осенняя до пр. Академический, 21. В регионе это дороги Томск - Каргала - Колпашево на участке км 249+000 - км 264+000 в Колпашевском районе Томской области. Дорожное полотно Могильный Мыс - Парабель - Каргасок на участке км 45+522 - км 55+000 в Колпашевском районе. Дорога Мельниково-Кожевниково-Изовка на участке км 91+000 – км 127+111 в Кожевниковском районе.
Чиновники мэрии Томска в долгу не остались и обратились с жалобами на пермяков в томское отделение УФАС. Как и стоило ожидать «ТНК» и «ТСК» были включены в реестр недобросовестных поставщиков. Однако благодаря этому самому одностороннему отказу ситуация перешла в плоскость арбитражного правосудия (а не, скажем, уголовного), где теперь чиновниками предстоит доказать и свою "объективность" и законность методов отбора смеси на анализ.
Можно даже сказать, что именно с этого момента начинается самое интересное - один из объектов неожиданно для томского бизнес-бомонда был рассмотрен в столице – из-за большой стоимости. И надо же такому случиться - в московском ФАС томские клерки проиграли пермякам свой первый же «иск»! Получается, что в столице подрядчикам удалось доказать тот факт, что власть затягивала и не согласовывала смесь, поскольку стройконтроль выдавал результаты отличные от лабораторий подрядчика и лаборатории ДРСУ? Судя по всему то же самое произойдет и по другим объектам – на более менее объективный анализ ситуации пермякам можно рассчитывать только на самом верху. Включая, кстати, суды.
На чьей стороне прокуратура?
Правда пока очень необычно ведет себя и томская прокуратура. На сегодняшний день, по заявлению Департамента дорожной деятельности г. Томска, в отношении пермских подрядчиков есть уже три постановления о возбуждении дел об административном правонарушений по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Все вынесены прокурором Советского района г. Томска
А вот прокурор Ленинского района г. Томска с аналогичными выводами пока не спешит. Он лишь направил требование к предпринимателям о явке в прокуратуру. И насколько известно из открытых источников решение надзорным ведомством пока не принято. Возможно, прокуроры наконец-то стали понимать все серьезность так называемых социальных последствий от происходящих закулисных "разборок". Например в данный момент на исполнении у пермяков в Томской области находится еще четыре контракта на более чем пять миллиардов рублей. Представляете, что будет, если дороги не доделают еще и там из-за того, что подрядчики вновь откажутся от исполнения контрактов в одностороннем порядке? Это же не город, где в параллель Фрунзе или Белинскому есть еще несколько объездных улиц...
Кроме того, как выяснилось там где строительным контролем выступает неместная организация ( в частности ООО «Мост» ) с качеством смеси претензий оказывается нет. Например в данный момент продолжаются работы по госконтрактам № 4-р-т24 и № 5-р-т24. Это объездная дорога г. Томска на участке км 5+795-км 6+934 и работы по ремонту мостового перехода через р. Томь на км 6+000. И рано или поздно эа эту "разность подходов" кому-то точно придется ответить...
Андрей ТИХОНОВ
Специально для канала «Третейский суд»