Нашла - делюсь. Интересное, красивое, вдохновляющее.
20 августа 2024 года в американском журнале New Atlas появилась статья Бена Коксворта (Ben Coxworth) о новом тестовом испытании нового космического дирижабля фирмы Sceye из Нью-Мексико, базирующейся близ города Розуэлл (да, того самого, где, якобы, наблюдали крушение инопланетной "тарелки").
Компания не очень старая - она основана в 2014 году Миккелем Вестергаардом Франдсеном (Mikkel Vestergaard Frandsen). А результат ее деятельности налицо.
Давайте знакомиться.
ХАПС! - и в космос
Аппарат получил название HAPS (High-Altitude Platform Station).
Первые испытания состоялись еще в 2021 году. С тех пор дирижабль постепенно совершенствовали и проводили очередные тестовые полеты. Всего их насчитывается, как пишут, 20.
Выглядит он необычайно впечатляюще. Длина - 65 метров, наполнен гелием, способен взлетать и садиться вертикально и работать в непилотируемом режиме на высоте от 18,288 до 19,812 км. Движется силой электромоторов, питаемых солнечными батареями, интегрированными в серебристое покрытие корпуса (создатели поэтично называют его "солнечным плащом", solar cape. Стало быть, источник энергии - "чистый" и возобновляемый.
Во время недавнего испытания дирижабль находился на орбите более суток (с 7:36 утра 15 августа до 12:21 следующего дня) и продемонстрировал свою способность подзаряжать батареи и оставаться на связи даже ночью.
Итак, 15 августа утром красавец величественно покинул ангар. На фото видны масштабы в сравнении с крошечными человеческими фигурками.
Плавный вертикальный взлет.
Есть и небольшое видео. Если у вас замедляется Ютуб, вы взрослые люди и знаете, как с этим справляться.
Миру - мир. И интернет
Назначение этой диковинки - сугубо мирное. ХАПС может раздавать интернет. Пока что он использует антенну с 4G и поддерживает связь по LTE OpenRAN со смартфоном на Земле на расстоянии более 140 км (обычное расстояние для LTE на земле - порядка 100 км, так написано в статье).
Будучи непилотируемым, аппарат послушен командам и способен надолго зависать над требуемым регионом или перемещаться в другую точку.
Компания предполагает, что коммерческое использование дирижабля ХАПС может начаться уже в 2025 году.
На телеграм-канале Вселенная Плюс задаются вопросом: а зачем нужен этот ХАПС, если есть спутники Starlinks?
Я бы поставила вопрос иначе: а почему у Starlinks должна быть монополия? И почему мы должны считать это техническое решение единственно верным и единственно возможным?..
Мы здесь уже настолько выдрессированы тотальным отсутствием конкуренции на всех уровнях, от политического до любого житейского (Дзен - тоже монополист, альтернативы фактически нет), что не представляем себе реальности, в которой существуют параллельные или даже дублирующие системы. А я всегда за такие решения. Например, у нас на даче есть общий водопровод товарищества (его включают и отключают централизованно, в мае и в сентябре), есть скважина (отключаем сами при наступлении настоящих заморозков), и есть колодец с ведром на цепи. Без воды не останемся!
Так и со средствами космической связи. Почему не использовать и дирижабль? А может быть, на него установят и другую, сугубо научную аппаратуру, для исследовательских целей.
Да и с практической точки зрения наблюдения за тем, что происходит на Земле, весьма полезно. Аппаратура на дирижабле способна отслеживать лесные пожары, морские происшествия, промышленные катастрофы, извержения вулканов и прочие бедствия.
Философия фирмы мне очень нравится, она продекларирована на их сайте от имени основателя и генерального исполнительного директора:
"Чтобы сделать жизнь на нашей планете лучше, нам нужно поднять наши усилия на новый уровень и добавить новые перспективы".
Всем - мира.
--
Мне очень нравится и такой подход к технике, в том числе космической, и сочетание красоты и пользы, которое проявилось в творении фирмы Sceye.
Собственно, в своей космоопере я пыталась создать именно такой мир, где устремления и достижения лучших умов Межгалактического альянса, включая разнообразных инопланетян, будут направлены исключительно на достижение общей пользы, а в конечном итоге - на сотворении разумной Вселенной.
Дирижабли вполне могут найти себе применение на тех планетах, где они окажутся оптимальным средством перемещения, наблюдения или даже обитания (как в облаках над Венерой).
Теперь даже жалею, что про дирижабли у меня почти ничего не написано, кроме упоминания в романе "Письма Звёздному императору" неких "сунноллул" - это, собственно, они и есть.
Но, возможно, "гармонизатор", придуманный в конце романа "Наследник" юным гением, принцем Ульвеном Киофаром Саонсом, тоже может витать над Лиенной с помощью такого космического дирижабля.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса". В этих аудиоверсиях присутствуют музыкальные заставки и композиции, созданные с помощью нейросети SUNO.