К стыду своему признаюсь, что посмотрела сегодня старого «Ворона» впервые. Ну бывает, что много знаешь о фильме два десятка лет, а посмотреть не сложилось. Но запоздалый просмотр оказался очень кстати, не пришлось ничего вспоминать, оба фильма смотрела свежим взглядом.
Хотелось мне сделать статью-сравнение «Ворона» 1994 года с Брендоном Ли и «Ворона» образца лета 2024 с Биллом Скарсгардом. А оказалось, что сравнивать там практически и нечего. Это абсолютно разные фильмы. Старый «Ворон» - это красивая готика с шикарным Брендоном Ли. Новый – очень средненький мистический триллер, который с оригиналом связывают только имена главных героев и птица в кадре, но это не более чем узнаваемый антураж. Если ворона убрать, а имена заменить, будет не ремейк, а самостоятельный фильм а-ля «Горец» про Дункана МакЛауда. Там, помнится, тоже были бессмертные злодеи, которых убивали отделением головы от туловища.
В старом «Вороне» максимально простой сюжет: бандиты убивают рок-музыканта Эрика и его невесту Шелли буквально накануне их свадьбы. Через год ворон воскрешает Эрика, чтобы он мог отомстить убийцам. Эрик расправляется со всеми злодеями, после чего его душа обретает покой. В новом «Вороне» сюжет запутаннее и, может быть, даже сложнее.
Какие-то странные люди преследуют Шелли и её друзей из-за видео, которое является компроматом. Убегая, Шелли сталкивается с полицейскими, которые находят в её вещах запрещённые вещества. Шелли попадает в лечебницу для наркоманов и надеется, что здесь её не найдут. В лечебнице она знакомится со сплошь татуированным парнем по имени Эрик, между ними возникает взаимная симпатия. Однажды в лечебницу к Шелли приезжают посетители, среди которых её мать и женщина по имени Мэрион. Шелли в ужасе. Эрик предлагает ей бежать через окно прачечной, да и сам решается на побег. Они благополучно добрались до города, поселились в квартире друга Шелли и очень весело проводили время. Вот такая завязка сюжета продолжительностью 40 минут из 1 часа 52 минут экранного времени. Долго и скучно.
Далее, после смерти главных героев, действие пойдёт побыстрее и будет понасыщеннее. Умерев, Эрик попадает на какой-то разрушенный вокзал, залитый водой, где его встречает некий мужчина и объясняет, что произошло: Шелли погибла, и её ждёт ад, а Эрик может отомстить за неё и даже воскресить, уничтожив галериста Винсента Роуга и его приспешников. Роуг продал душу дьяволу, стал бессмертным, и обрёл способность подчинять себе других людей, принуждая их убивать. Эрик думает, что мужчина - это ангел. Но это дух Кронос. Помните, как Гарри Поттер, после того, как его убил Волан-де-Морт, попадает на вокзал Кингс Кросс на платформу 9 ¾ и встречается с Дамблдором? Междумирье с Эриком и Кроносом – просто прямая аллюзия.
Эрик, ставший бессмертным, потихоньку уничтожает всех врагов. Правда при этом регулярно проваливается обратно к Кроносу. Однажды он находит телефон Шелли, смотрит то самое видео и приходит в ужас – на видео снято как Шелли убивает нескольких людей после того как ей что-то прошептал на ушко Роуг. Эрик сомневается в своей любви к Шелли и снова летит прямо в междумирье. Сомнение лишает Эрика возможности спасти Шелли. Тогда он предлагает свою душу взамен её, принимая условие, что они никогда не будут вместе и он навсегда останется на своей платформе 9 ¾…
Ну вот мы и добрались до финала и прохода Эрика с катаной через оперный театр, в попытке добраться до Роуга. Неприятная часть фильма с отрубанием рук и голов, слишком кровавая и натуралистичная. Слабонервным смотреть не рекомендуется. Вот опять почему-то вспомнился Дункан МакЛауд с мечом). Эрик всё же найдёт Роуга в его поместье, будет битва, попытка Роуга овладеть разумом Эрика. Но по закону жанра добро победит зло, и они оба провалятся к Кроносу, где Роуга утащат адские монстры в бездну, а из пучины появится Шелли…
Как ни старайся, а версии 1994 и 2024 всё равно невольно сравниваешь. Если героем Брендона Ли двигала месть, то героем Билла Скарсгарда управляла любовь, причём жертвенная и всепрощающая. Даже узнав страшную правду о Шелли, он сумел побороть свои сомнения, понять, что она была всего лишь жертвой Роуга, и сделал всё, чтобы вернуть любимую в мир живых. Если в «Вороне» с Брюсом Ли всё же хэппи энд, то в новом фильме конец отнюдь не счастливый, Шелли достаётся жизнь, а Эрику только воспоминания.
Скажу честно, «Ворон» тридцатилетний давности мне понравился гораздо больше, как ни странно, в нём намного меньше мистики, а злодеи - более приземлённые в своих поступках, не эстетствующая мерзость как Роуг. Злодеи первого «Ворона» страшны именно как люди, потерявшие в себе человеческое, а не как инфернальные сущности из нового фильма. Кто лучше в роли Эрика – Брендон Ли или Билл Скарсгард – сравнивать бессмысленно, концепция разная. Брендон Ли – это классика, Билл Скарсгард – герой из другого времени.
Рейтинг на Кинопоиске «Ворона» (1994) сейчас 7.9, а «Ворона» (2024) – 6.0. Что тут комментировать, разница существенная, культовым новый фильм станет вряд ли.
Спасибо, что дочитали до конца, отдельное спасибо за лайк и подписку на канал.
Что ещё интересного почитать и картинки посмотреть: