22 августа д/р Ирины СКОБЦЕВОЙ. Я к её 90-летию (в 2017) записывал СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ у них на даче. Отрывки оставлю ниже, а здесь процитирую интервью, которое Народная артистка дала киевскому изданию за 5 лет до нашего ТВ-разговора и тема эта осталась вне эфира, хотя мы её и обсудили бегло во время записи.
— Что за неприятная история у вас связана с украинскими властями, которые отказались запечатлеть имя Сергея Бондарчука на каком-то памятнике...
— Это давняя история. Отношение ваших чиновников повергло меня и всё кинематографическое начальство в шок. Мне и самой трудно понять, почему земляка, сыгравшего Тараса Шевченко, не хотят помнить на родине. Когда я обратилась к вашему киевскому мэру (тогда у власти был Александр Омельченко. – Е.Д.) с просьбой увековечить его имя, мне тогда ответили, что этот вопрос можно решить только через 10 лет, а сейчас и вовсе никто не вспоминает об этом.
Но ведь Сергей Федорович так много сделал... Когда мы приехали с картиной «Война и мир» в Киев, ради встречи с Бондарчуком прибыла целая диаспора. Они воспринимали Сергея Федоровича, как Кобзаря, целовали ему руки, называли «рідним батьком»...
«Тарас Шевченко» — историко-биографический фильм режиссёра Игоря Савченко о жизни известного Тараса Григорьевича Шевченко. Фильм снимался на русском и мове разными дублями. То есть это два разных полноценных фильма, а не дубляжи какой-то одной версии. Телевидение показывает русскую версию, а также версию, где к изображению русской версии приписана картинка— хорошо заметен несинхрон по длине фраз, паузам, шумам и так далее. Русскоязычная версия была реставрирована в 1964 году. Сохранилась ли оригинальная версия — доступных данных нет.
— Все гении в разные годы уезжали на Запад. Это правда, что вам с Сергеем Фёдоровичем тоже настоятельно предлагали уехать, но вы по каким-то причинам отказались.
— Предлагали уехать, но только по контракту, на 10 лет. Хотя и жилось тяжело и денег на фильмы не давали. Но желания эмигрировать не было никогда. На «Войну и мир» ведь деньги дали. Сергей Федорович сумел вместо четырёх серий снять пять. И по совместительству тогда работать нельзя было, а он играл и режиссировал. Работал больше, а получал вдвое меньше. На этом фильме у него случилась клиническая смерть, но картину он доделал. Помню, после завершения съемок мы хотели купить домик за городом, но не смогли, не было денег.
— Ирина Константиновна, а почему вы с мужем не остановили ваших детей, Фёдора и Алену, когда они решили пойти в актёрство?
— Мы были категорически против этого, но отговаривать было поздно. Алена вообще экзамены проходила под чужой фамилией. А Феде очень мешало сравнение с папой. Когда он начинал, нас в Москве не было. Муж уехал за границу картину снимать, я — с ним. Федя карабкался сам. Мы встретились с ним, когда он уже создал свои первые работы. Помню, Фёдор говорил, что если бы отцу в свое время дали современную технику, он создал бы шедевры. Но Сергею Федоровичу нравились работы сына, он иногда просил, чтобы он позволил ему что-нибудь снять. А теперь уже у Феди есть ученики и он сам отошел от клипмейкерства и снимает серьёзные картины.