Записи Сазонова, описывающие события с 28 июля, когда Вена объявила войну Белграду и до 1 августа, когда Германия объявила войну России, создают впечатление, своего рода отчаянной обреченности. Потому что описания всех усилий и переговоров о предотвращении войны идут на фоне осознания того, что Автро-Венгрия приняла решение довести ситуацию до войны в любом случае. Все переговоры были заранее обречены на провал. Сербия, как полюс притяжения для сербов, живущих в Австро-Венгрии, должна была быть уничтожена. Иначе покоя австрийцам не было бы.
Ситуацию могло бы спасти твёрдое решение Берлина повлиять на Вену, но этого не произошло.
19) «У» - УЛЬТИМАТУМ. Сазонов С. Д. Воспоминания. М., 1991. С. 238-239.
"Того же 30 июля у меня снова было свидание с германским послом, в течение которого он обратился ко мне с вопросом, не могли ли бы мы удовольствоваться обещанием Австро-Венгрии не посягать на территориальную неприкосновенность Сербии, и просил указать, на каких условиях мы согласились бы приостановить наши военные приготовления.
Я тут же написал на листке бумаги и передал ему следующее заявление:
«Если Австрия, признав, что австро-сербский вопрос принял характер вопроса европейского, изъявит готовность удалить из своего УЛЬТИМАТУМ пункты, посягающее на суверенные права Сербии, Россия обяжется прекратить свои военные приготовления»".
На фото убитый в Сараево в 1914 г. наследник Австро-Венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд (слева) и кайзер Вильгельм II (справа).
Азбука Сазонова. "У"-УЛЬТИМАТУМ
24 августа 202424 авг 2024
1
1 мин