Ребенок может не говорить по разным причинам, важно понять и действовать.
- Моторные турдности (движение дыхание, артикуляция, подражание, программа).
- Уровень восприятие и опознавание (слух, зрение, соматогнозис).
- Эмоциональная сфера мотивация к общению.
- Мышление обобщение, абстракция, условные обозначения.
К сожалению нет пособий или игр которые запустят речь. Важно найти специалиста, кто поможет разобраться. По моему мнению задача родителя во многом состоит не в том что бы садиться с ребенком за стол и делать упражнения, а в том что бы организовать быт и общение.
Организовывая быт (навыки самообслуживания, адекватная физическая и эмоциональная нагрузка, питание и режим дня) привлекая ребенка к домашним делам мы работаем со всеми сферами развития лучше и глубже, чем сидя за столом. Домашние занятия должны вызвать интерес и радость всех участников процесса (слегка сложно представить, но да, совместные занятия это точка опоры в эмоциональном плане, а как следствие сбалансированный ребенок и мать в ресурсе).
Для запуска речи, кроме занятия, организованного быта, нужно придерживаться правил как выстраивать общение с ребенком. Дальше я напишу несколько полезных рекомендаций, ведь наша речь это намного больше что просто слова и звуки.
- Обращайтесь к ребенку - после своей реплики - оставляйте паузы для ответа (да же если его нет, пазу в моменте посмотрите на малыша, поймает его взгляд глазами). Нужно научить ребенка концепции диалога (я говорю и жду от тебя ответа).
- Подбираем задания где необходима очередность: собираем камушки в корзинку один ты один я, строим из кубиков, бросаем в воду камушки по очереди. Сначала я, потом ты. Нам нужно дождаться, когда ребенок будет ждать нашего действия. Это будет про преодоление собственного импульса, ожидание своей очереди, что является базовым предречевым навыком.
- Действие по сигналу: красный стоп, зеленый побежали! Я звоню в колокольчик - ты кидаешь камушки. Пробуйте поменяться с ребенком ролями.
- Двигательное подражание - повтори позу с картинки, постарайся в ней устоять. Начинаем с крупномоторных поз, далее пробуем руками, далее предлагаем артикуляцию.
- Имитация мимики - корчить рожицы, как на фото, кривляки, гримасы. Предаем нашему лицу подвигаться в заданном направлении.
- Работа с ритмом. Раскачивания, шатания, потешки со сменой ритма, стучать ритмично.
Многий материал я подчерпнула с лекций замечательного специалиста сурдолога Людмилы, вот ее телеграмм канал
#запускречи # занятиясмалышами #нейропсихолог