Найти в Дзене
Oriental Mos Gallery

Торана - символика божественного портала

В индийской архитектуре санскритский термин Torana (Торана) обозначает «вход» или «ворота». Примеры их оформления мы находим еще в древних пещерных храмах Эллоры и Аджанты (I-VII вв.), а в неварской (непальской) архитектуре миниатюрные тораны впервые появляются в начале VI века. В древней архитектуре Индии был распространен прием, когда портал-торана подчеркивал важность "места входа", выделяя его на фоне других элементов здания. Таким образом, богатое украшение храмовых порталов превратилось в самостоятельный сакрально-художественный элемент, щедро наполненный смыслом. Каждая деталь тораны имеет символическое значение, применимое для как для буддийского, так и индуистского контекстов. Как сакральный элемент из индийской архитектуры торана переместилась в живопись Поубха (Непальский стиль) и Тханка (Тибетский стиль): она изображается в виде портала вокруг основного божества или другого главного объекта картины, подчеркивая его важность. В полном виде Торана состоит из верхней
Оглавление
Декор портала храма в архитектуре или живописи: слева - более распространен в буддийских изображениях, справа - в индуистских (худ. Валерия Рудина)
Декор портала храма в архитектуре или живописи: слева - более распространен в буддийских изображениях, справа - в индуистских (худ. Валерия Рудина)

Портал из архитектуры в живопись.

В индийской архитектуре санскритский термин Torana (Торана) обозначает «вход» или «ворота». Примеры их оформления мы находим еще в древних пещерных храмах Эллоры и Аджанты (I-VII вв.), а в неварской (непальской) архитектуре миниатюрные тораны впервые появляются в начале VI века.

В древней архитектуре Индии был распространен прием, когда портал-торана подчеркивал важность "места входа", выделяя его на фоне других элементов здания. Таким образом, богатое украшение храмовых порталов превратилось в самостоятельный сакрально-художественный элемент, щедро наполненный смыслом. Каждая деталь тораны имеет символическое значение, применимое для как для буддийского, так и индуистского контекстов.

Тимпан (верхняя дугообразная часть портала) над нишей, храм Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)
Тимпан (верхняя дугообразная часть портала) над нишей, храм Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)

Как сакральный элемент из индийской архитектуры торана переместилась в живопись Поубха (Непальский стиль) и Тханка (Тибетский стиль): она изображается в виде портала вокруг основного божества или другого главного объекта картины, подчеркивая его важность.

В полном виде Торана состоит из верхней дугообразной части (тимпана) и двух боковых пилястр – торантан. Часто вся конструкция изображается стоящей на фундаменте-основании. Каждый элемент здесь имеет свое символическое значение. Некоторые из них «обязательны» и присутствуют в большинстве торан, некоторые - связаны со спецификой конкретной картины, ее назначением или замыслом художника.

Тораны ("храм в котором Божество") в сакральной живописи на примере образов Зеленой Тары: слева - Аранико, XIIв., справа - Лок Читракар - ХХв.
Тораны ("храм в котором Божество") в сакральной живописи на примере образов Зеленой Тары: слева - Аранико, XIIв., справа - Лок Читракар - ХХв.

Колонны Торантаны - "опора"

Боковые колонны торантаны (и элементы их декора) символизируют то, на что «опирается крыша храма».

Здесь могут использоваться изображения мифических животных (слон, тигр, антилопа шарабха или сардул, люди-птицы Киннары), или сакральных символов (например: ваджра – символ истины буддизма Ваджраяны, 8 благопритяных символов Аштамангала – процветание любого начинания).

В буддийской иконографии часто используется символическое соответствие между волшебными существами и парамитами – т.е. «видами Мудрости»:

Торантан одной из ниш храма Майи в Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)
Торантан одной из ниш храма Майи в Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)

1. Слон – находится в основании опоры, и символизирует Dhyana Paramita, Мудрость концентрации.
2. Лев символизирует Prajna Paramita, Мудрость учения Дхармы, «сила которого разносится подобно львиному рыку»
3. Львино-парнокопытная Химера (Сардул / Шарабха / Яли) символизирует Virya Paramita, Мудрость (Упорного) Действия. Этот образ может дополнять всадник - Дэв или карлик (вамана). В индийском искусстве ваманы символизируют физическую мощь.

В декоре Индуизма могут использоваться символы (1) Слона и (3) Антилопы-химеры (со всадником и без) в таком же значении, как буддийские парамиты: концентрация и сила. Изображение (2) Льва указывает на принадлежность сугубо к буддийскому контексту и в индуистском декоре не используется.

Тимпан - Арка свода "крыша храма"

Иконография верхней арки (тимпана) традиционно содержит пару крокодило-образных макар и композицию «Огонь-Вода», представленную птицами Аруной или Гарудой, держащих (в зубах или руках) пару змей-Нагов.

Тимпан (верхняя дугообразная часть портала) над дверью, храм Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)
Тимпан (верхняя дугообразная часть портала) над дверью, храм Махабодхи, Патан, Непал (построен в XIV в.)

4. Макара – древнейшее мифическое существо, «вышедшее из недр мирового океана», отсылки к которому встречаются в самых ранних ведических источниках. Этот образ встречается в символизме всех дхармических религий: Буддизма, Индуизма, Джайнизма и т.д. Некоторые исследователи считают, что в основе образа макары лежит крокодил или дельфин, другие предполагают, что ее прообразом мог послужить даже динозавр.

Символическое значение макары: «Спираль хвоста морского чудовища символизирует водоворот небесного океана, из которого появляется Макара и изливает на землю священные воды Ганги».

Красная макара - фрагмент Поуб(х)и "Красный Ганапати", худ. Лок Читракар, Непал, ХХв.
Красная макара - фрагмент Поуб(х)и "Красный Ганапати", худ. Лок Читракар, Непал, ХХв.

В Индуизме макара также является вакханой (ездовым животным) нескольких божеств - священной реки Ганги, Варуны, бога воды и океанов, и Камадева, бога чувственных наслаждений.

В Буддизме макара соответсвует 4-й парамите – Shanti, Мудрости Терпения.

5. Змеи Наги – в ведической мифологии так называется самостоятельный класс змиеподобных существ, которые включены буддийской мифологией в «8 классов существ защитников Дхармы». В символике Тораны Нагам соответствует Sila Paramita – Мудрость Безупречной Чистоты. В сакральном значении они олицетворяют «чистое йогическое дыхание медитации», которое исходит от Аруны (Киртимукти) или Гаруды, хотя «непосвященным» может показаться, что они находятся в агрессивном противостоянии и Аруна ест нагов, а Гаруда их душит.

Вариант композиции с "лицом силы" Аруной (Киртимукхой) - более ранний, чем вариант с Солнечной птицей Гарудой. / худ. Валерия Рудина
Вариант композиции с "лицом силы" Аруной (Киртимукхой) - более ранний, чем вариант с Солнечной птицей Гарудой. / худ. Валерия Рудина
Левая и правая стороны портала Тораны строго симметричны и все символы, кроме центрального, изображаются парами в зеркальном отображении.

6. Шестая и венчающая свод Тораны Мудрость – Dana Paramita – Щедрость, представляется в единичном символе «Лица Силы» Киртимукти (он же - Аруна) или «Огненной птицы» Гаруды.

Вариант композиции с Солнечной птицей Гарудой. / худ. Валерия Рудина
Вариант композиции с Солнечной птицей Гарудой. / худ. Валерия Рудина

Вариант изображения: «Киртимукти с двумя змеями» считается более ранним мотивом, использовавшимся в архитектурном декоре входных порталов и ниш. В самых ранних мотивах VI-XIв. Макары были повернуты в сторону центра и «заглатывали» символические потоки воды, извергаемые Киртимукхой. Вся композиция символизировала «круговорот воды в природе» и неизбежное наступление животворного сезона дождей после периода засухи. Самое раннее изображение змей, вместо символических дуг (потоков воды), датируется XIв. Схематическим символом водного потока также является изображение нитей «жемчужных бус», т.к. как «каждая дождевая капля, упавшая в океан, становится жемчужиной».

Важно, что во всех изображениях Киртимуртхи в декоре тораны композицию венчает «Солнце и Луна» - символическое изображение Ади Будды, «изначальной природы вселенной».

Киртимукха (Аруна) и змеи - фрагмент Поуб(х)и "Васундара", худ. Лок Читракар, Непал, ХХв.
Киртимукха (Аруна) и змеи - фрагмент Поуб(х)и "Васундара", худ. Лок Читракар, Непал, ХХв.

Впоследствии, уже к XIIIв. символ Аруны-Киртимуктхи заменяется Солнечной птицей Гарудой, а змеи-наги приобретают антропоморфные черты Нага (мужчины-справа) и Нагини (женщины-слева). В таком варианте гаранты вселенского порядка Солнце (Сурья) и Луна (Чандра) изображаются отдельно, как самостоятельные элементы архитектурного декора или картины.

Пример резного деревянного тимпана в украшении входа храма XVIIв., Бхактапур, Непал
Пример резного деревянного тимпана в украшении входа храма XVIIв., Бхактапур, Непал

В этой статье мы рассмотрели базовое строение и значение наиболее часто встречающихся элементов декора входных храмовых порталов индо-гималайской архитектуры, тогда как в действительности их разнообразие велико и может потребовать более длинного рассказа.

_____________

Сопроводительная статья выставки "5 Цветов Великой Пустоты" (14 сентября – 01 ноября 2023г.)

Автор: Рудина Валерия (https://t.me/ruleink_art)

Надеемся, что это мини-исследование облегчит Ваше путешествие в мир восточного символического искусства и, как обычно, будем рады Вашим реакциям и комментариям!

(с) "Первая Московская Галерея Восточной Живописи"

Москва, Малый Кисельный пер., 3 с2

mos.gallery