Брак – это рабство? Можно ли бросить своего ребенка ради помощи другим детям? Как уроки гуманизма сочетаются с тем, что твой собственный сын лишен материнской заботы и тепла? Людям с особенностями физического и умственного развития есть место среди типичных нормальных? Почему именно у женщины нет права на ошибку, и почему именно женщина – порицаема обществом?
Это лишь небольшая часть вопросов, которая возникла при просмотре этого фильма. Фильма о женщине, изменившей систему педагогики, доказавшей эффективность и воплотившей в реальность уникальную свободную методику, основанную, в общем то, на любви и внимании к детям. В особенности к детям, отвергнутым обществом ввиду их ограниченных возможностей и физических несовершенств.
«Пора переоценить и признать роль материнства. Потому что любовь играет основополагающую роль в образовании, и воплощение этой любви – женщина».
Мария Монтессори – один из всего лишь четырех педагогов, кого по инициативе ЮНЕСКО отнесли как определивших способ педагогического мышления в XX веке (в почетной компании с Марией - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко). Педагогическая система Монтессори используется во многих государственных и частных школах по всему миру.
🎬Монтессори: Воспитание любовью (2023)
La nouvelle femme
Сначала Мария Монтессори, ослушавшись отца, поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам, где, прослушав лекции по гистологии, анатомии, зоологии, органической химии, экспериментальной физике и ботанике, получила диплом. Это, в свою очередь, дало ей возможность идти учиться дальше.
Мария стала первой женщиной, поступившей в медицинскую школу при университете Сапиенца. Разумеется, присутствие женщины вызвало шок и бурные порицаемые обсуждения со стороны вообще всех мужчин – как профессоров, так и студентов-однокурсников. В 1896 году она стала доктором медицины, и одной из первых женщин Италии, окончивших этот «мужской» курс и одной из первых женщин — докторов наук.
В течение нескольких лет Мария работала в клинике при институте в паре с Джузеппе Монтессано, отцом ее внебрачного ребенка (стыд и позор, ясное дело). Так как сын Марио родился вне брака, ни о какой женитьбе речь не шла (еще один позор на дом матери Монтессано). Впрочем, сама Мария и не стремилась связать себя узами брака, считая, что это не добровольный союз двух любящих людей, а рабство. Рабство для женщины, которая становится собственностью мужа – без возможности, скажем, заниматься любимым делом или работой (её собственная мать хотела учиться и развиваться, но выйдя замуж осела в стенах особняка).
Самое оригинальное, что, вкладываясь абсолютно, целиком, в науку, в развитие неполноценных детей – пациентов, забросив собственного сына кормилице – Монтессори даже не получала зарплату. То есть работала за идею, лишь бы работать и нести пользу, нарабатывая клинический опыт. Деньгами её обеспечивал горе-псевдо-якобы-супруг Монтессано. Ну, как обеспечивал…сами понимаете. Из серии «что же ты не сказала, что тебе нужны деньги, я бы дал».
Сына Мария и Джузеппе видели редко, кормилица жила далеко от Рима в сельской местности, а со временем, когда работа начала приносить результаты, на поездки и вовсе времени не оставалось. Мария пыталась уговорить отца ребенка забрать его под любой фантазией – это твой племянник, например. Но нет. И тогда она поняла, что ей нужны деньги – элементарно снять жилье, взять няню и прочее, что обычно требуется самостоятельной женщине, которая воспитывает ребенка одна.
В результате всех дрязг, разбирательств и несломленных устоев общества Мария сама, добровольно отказалась от Марио. До лучших времен, которые наступили, когда мальчику было уже пятнадцать лет! Мария предпочла посвятить себя заботе о «френастенических» детях (детях с умственной отсталостью, или инвалидностью), чем борьбе за сына.
Можно ли её осуждать? Можно.
Что за мать такая – бросила ребенка, но пылинки сдувает с чужих детей? Но тогда, возможно, мир педагогики не знал бы метода Монтессори. Или Марио не помешал бы заниматься наукой? Перечитайте еще раз цитату в начале статьи о материнстве. Монтессори отказалась быть матерью Марио, чтобы стать матерью другим. Тем, кто более в этом нуждается? Но разве не нуждался в материнской любви Марио? Думаю, каждый должен решить сам – хвалить Монтессори или порицать.
О чем фильм: о сложном выборе Марии Монтессори (Жасмин Тринка) между долгом материнства и призванием, о богатой куртизанке Лили (Лейла Бехти), чья брошенная еще в детстве и нелюбимая девятилетняя дочь Тина (Рафаэль Сонневиль-Каби) стала пациенткой Марии. О дружбе двух женщин. О принятии. Терпении. О любви. О мире мужчин, в котором женщина лишь песчинка – смахнул и пошел дальше. И о ксенофобии, конечно. Думаю, многим смотреть на детей – воспитанников института Монтессори, будет крайне тяжело. Это очень правдивые кадры, очень реалистичные дети с невыдуманными заболеваниями. Такое не сыграешь, такое надо прожить.
«Детей учит то, что их окружает. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться. Если с ребенком честны — он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь».
Мария Монтессори
Очень рекомендую фильм, если еще не видели.
С уважением, ваша Мария.