Найти тему

Образование в СССР. Часть 1.

1917 - 1930 гг.

Помните знаменитую фразу Штирлица из фильма «17 мгновений весны»? Запоминается в разговоре последняя фраза. Вот и у нас в головах остались последние годы в СССР, всеобщее бесплатное образование от начальной школы до института. Но так было не всегда, точнее, с 1956 года.

Как шли в СССР к такому решению?

Сам СССР был образован 30 декабря 1922 года. РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР объединились в одно государство — Союз ССР.

До 1922 года детей и взрослых тоже надо было учить.

Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 2 августа 1918г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.

Появилась такая форма довузовской подготовки, как рабочие факультеты (рабфак), официально затем узаконенная постановлением Наркомпроса РСФСР от 15 сентября 1919 года.

В деревнях открывали школы бедноты, где обучали грамоте и счету не умеющих читать и считать взрослых, в том числе женщин. Среди них было больше неграмотных, девочки из бедных семей крестьян реже ходили в школу, чем мальчики. До революции в деревнях крестьянские дети учились в церковно-приходской школе 4 года.

Ликбез - ликвидация безграмотности среди взрослых
Ликбез - ликвидация безграмотности среди взрослых

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» принят Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918г. и вступил в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Декрет устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. На территории РСФСР утратил силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года.

Принципы образования, принятые в 1918 году, были сформулированы ещё в 1903 году на втором съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке.

На деле для реализации принципов образования не хватало средств. Не было денег у молодого государства ни на оборудование школ, ни на достойные зарплаты учителям. Самих учителей тоже не хватало. На обучение приходилось собирать деньги всем миром, на местном уровне вводилась оплата.

После революции школьную форму отменили как пережиток классового общества, и до самой войны в школу ходили в своей одежде. У государства при этом не было финансовой и материальной возможности обеспечить всех учеников школьной формой.

Школьники 20х годов
Школьники 20х годов

Чем занимался Народный комиссариат просвещения, или Наркомпрос?

(Большая Российская Энциклопедия, автор И.В.Зубков):

НАРО‌ДНЫЙ КОМИССАРИА‌Т ПРОСВЕ­ЩЕ‌НИЯ (Нар­ком­прос), центральное государственное уч­ре­ж­де­ние в РСФСР. Об­ра­зо­ван вме­сто уп­разд­нён­но­го Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. Его фор­ми­ро­ва­ние на­ча­лось с вве­де­ния в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­том 2-го съез­да Со­ве­тов от 26.10(8.11).1917 долж­но­сти народного ко­мис­са­ра про­све­ще­ния, за­вер­ши­лось в 1918. При Наркомпросе для реа­ли­за­ции дек­ре­та СНК о ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти от 26.12.1919 (вво­дил обя­зательное обу­че­ние всех гра­ж­дан в воз­рас­те от 8 до 50 лет) об­ра­зо­ва­на Все­российская чрез­вы­чай­ная ко­мис­сия по ли­к­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти (1920–30). Ме­ст­ные ор­га­ны Наркомпроса – от­де­лы народного об­ра­зо­ва­ния при ис­пол­нительных ко­ми­те­тах го­род­ских, во­ло­ст­ных, уезд­ных и гу­берн­ских, а за­тем рай­он­ных, ок­руж­ных, об­ла­ст­ных и крае­вых Со­ве­тах. Пер­во­на­чаль­но в Нар­ком­про­се бы­ло со­сре­до­то­че­но управ­ле­ние об­ра­зо­ва­ни­ем, нау­кой, куль­ту­рой и про­па­ган­дой, ох­ра­ной па­мят­ни­ков. Он яв­лял­ся главным ор­га­ном по осу­ще­ст­в­ле­нию куль­тур­ной ре­во­лю­ции. В 1930-е гг. функ­ции Наркомпроса ог­ра­ни­че­ны главным образом ру­ко­вод­ством на­чаль­ным, об­щим сред­ним и выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем и при­зре­ни­ем си­рот. Нар­ком­прос РСФСР ко­ор­ди­ни­ро­вал ра­бо­ту ана­ло­гич­ных нар­ко­ма­тов в другиз со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­ли­ках.

В ве­де­нии Наркомпроса на­хо­ди­лись учеб­ные за­ве­де­ния всех ти­пов, в т. ч. ву­зы (с 1932 г. кро­ме тех­нических ву­зов); боль­шин­ст­во научно-исследовательских уч­ре­ж­де­ний и РАН (до её пре­об­ра­зо­ва­ния в АН СССР в 1925); дет­ские до­ма, ко­ло­нии и ком­му­ны; творческие объ­е­ди­не­ния; ки­но­сту­дии и уч­ре­ж­де­ния ки­но­про­ка­та (до 1929); Гос­из­дат, за­тем ОГИЗ (до 1940), Российская (с 1920 Российская цен­траль­ная) книж­ная па­ла­та (до 1936); музыкальные уч­ре­ж­де­ния, те­ат­ры, уч­ре­ж­де­ния ху­дожественной са­мо­дея­тель­но­сти, ху­дожественный му­зеи (в 1936 пе­ре­да­ны в Комитет по де­лам ис­кусств при СНК СССР); клу­бы, пар­ки куль­ту­ры и от­ды­ха, биб­лио­те­ки, ис­то­рические, крае­ведческие и др. му­зеи (с 1945 в ве­де­нии Комитета по де­лам куль­тур­но-про­свети­тель­ных уч­ре­ж­де­ний при СНК)...

...В 1918–23 Наркомпрос ре­ор­га­ни­зо­вал сис­те­му на­чаль­ных, сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний. На­ла­дил под­го­тов­ку но­вых, вы­дер­жан­ных в со­от­вет­ст­вии с ком­му­ни­стической идео­ло­ги­ей, учеб­ных про­грамм, учеб­ни­ков и по­со­бий. К 1934 осу­ще­ст­вил про­грам­му вве­де­ния в РСФСР все­об­ще­го обя­зательного на­чаль­но­го обу­че­ния. За­ни­мал­ся учё­том и ох­ра­ной па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, сыг­рал важ­ную роль в со­хра­не­нии куль­тур­но­го на­сле­дия в го­ды Гражданской вой­ны 1917–22. Ру­ко­во­дил ра­бо­той по пра­во­вой за­щи­те де­тей, борь­бой с дет­ской бес­при­зор­но­стью (на­ря­ду с Дет­ской ко­мис­сией ВЦИК). При­ни­мал ме­ры по ох­ра­не при­ро­ды. Ве­дал цен­зу­рой книг и пе­рио­дических из­да­ний (ра­бо­чий ор­ган – Глав­лит, 1922–33), дра­ма­тических, музыкальных и ки­не­ма­то­гра­фических про­из­ве­де­ний (Глав­ре­перт­ком, 1923–36).

Из­да­вал жур­на­лы: «На­род­ное про­све­ще­ние» (1918–30), «Ком­му­ни­сти­че­ское про­све­ще­ние» (1920, 1922–30, 1931–36), «На пу­тях к но­вой шко­ле» (1922–32), «До­шко­ль­ное вос­пи­та­ние» (1928–46), «Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка» (1937–44), а также мно­го­численные бюл­ле­те­ни и др. Нар­ко­мы про­све­ще­ния РСФСР: А. В. Лу­на­чар­ский (1917–29), А. С. Буб­нов (1929–37), П. А. Тюр­кин (1937–40), В. П. По­тём­кин (1940–46).

В 1933 г. Наркомпрос был реорганизован, особенно в отношении управления начальной и средней школой. Внутри него выделились специальные органы для дифференцированного руководства отдельными типами школ - начальной, средней и высшей (университетами и специальными педагогическими), а также школ для взрослых. В 1936 г. для этого созданы специальные управления. К середине 30-х годов, после закрепления образования СССР в Конституции 1924 г. и утверждения приоритета союзного законодательства над республиканским в Сталинской конституции 1936 г. наркомпросы существовали уже во всех союзных и автономных республиках. Наркомпрос принадлежал к группе республиканских наркоматов. В 1938 г. Наркомпрос состоял уже из 22-х управлений и отделов. При этом вузы находились в ведении и других наркоматов.

В 1946 Нар­ком­прос пре­об­ра­зо­ван в Министерство про­све­ще­ния РСФСР (в 1966–1988 рес­пуб­ли­кан­ский ор­ган Министерства про­све­ще­ния СССР).

21 июня 1921 года были утверждены новые правила приема в высшие учебные заведения, которые предусматривали, что в первую очередь будут приниматься лица, окончившие рабфаки, лица физического труда, члены РКП(б) и комсомольцы, поступающие с направлениями различных государственных и общественных организаций, а все остальные будут приниматься лишь при наличии свободных мест. При этом вводилась плата за обучение (дифференцированная по классовому признаку), а право на бесплатное обучение зависело не только от материального положения семьи студента, но и от его социального происхождения. Новые правила предусматривали проведение приемных испытаний по основным предметам, но указывалось, что они не должны быть конкурсными, их целью было проверить, «обладает ли действительно кандидат, с одной стороны, кругом необходимых знаний, с другой — гражданско-политическим развитием». Рабоче-крестьянскую молодежь принимали даже с неудовлетворительными оценками.

В 1921 году Наркомпрос разъяснял: «Введение платности означает, что государство временно не может полностью и целиком взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Это означало, что с 1921 года вводилось так называемое самообложение, когда те родители, которые могли себе позволить заплатить за образование, должны были это сделать. При этом подчеркивалось, что если родители не платят, то ребенка исключать из школы нельзя. То есть фактически это ставило учителей и классных руководителей в ситуацию, когда они должны были фактически выбивать из родителей деньги.

Урок в школе
Урок в школе

Декрет Совнаркома от 28 июля 1924 года «О дополнении к постановлению о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркомпроса» гласил: «1. Рабочие и служащие, получающие заработок менее пятидесяти пяти рублей по первому поясу, пятидесяти рублей по второму поясу и сорока пяти рублей по третьему поясу, освобождаются от платы за обучение их детей в школах первой и второй ступени. Правила и нормы по взиманию платы за обучение детей устанавливаются на местах губернскими исполнительными комитетами по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов с тем, чтобы отчисления не превышали пяти процентов получаемого жалованья, независимо от количества обучающихся детей».

Развивались также национальные школы. Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе. Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создавать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования оказывали необходимую помощь школами.

В течение 10—15 лет после Октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписьменных народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и другие). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке.

Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

29 октября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи был образован Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ).В 1924 году эта организация стала Ленинским, а в 1926 году — Всесоюзным. Так появился ВЛКСМ — Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи. Когда нас принимали в комсомол, у комиссии был любимый провокационный вопрос: сколько комсомольцев принимали участие в штурме Зимнего? (дворца во время Великой октябрьской социалистической революции 27 октября 1917 года)Ну, и по уставу ВЛКСМ гоняли.

Пионерская организация была образована решением II Всероссийской конференции РКСМ, принявшей19 мая 1922 года резолюцию «Детское движение». С тех пор 19 мая отмечают как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Руководство деятельностью пионерской организации осуществлял ЦК ВЛКСМ.

Первые летние пионерские лагеря были больше похожи на военные сборы. Жили в палатках, просыпались, проводили линейку, ели, ложились спать по сигналу горна. Сами под руководством вожатых полностью себя обслуживали - готовили, стирали, поддерживали чистоту и порядок в лагере. И, конечно, пели у костра:

"Ах, ты милая картошка - тошка - тошка

Пионеров идеал - ал- ал.

Тот не знает наслажденья - денья-денья

Кто картошки не едал - дал -дал..."

Гимн пионеров:

"Взвейтесь кострами, синие ночи

Мы - пионеры, дети рабочих.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера - всегда будь готов".

Радостным шагом с песней весёлой

Мы выступаем за комсомолом!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров — Всегда будь готов!

Мы поднимаем красное знамя,

Дети рабочих, смело за нами!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров — Всегда будь готов!

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Мы — пионеры, дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров — Всегда будь готов"

(1922 год, стихи А.А.Жарова, музыка С.Ф.Кайдан-Дёшкин)

24 апреля– день рождения октябрят. В этот день в 1923 году Замоскворецкий райком комсомола города Москвы создал при пионерском отряде группу ребят 8-12 лет. Их назвали октябрятами: "в честь Великой Октябрьской социалистической революции". Дата создания октябрятского движения была приближена к 22 апреля, дню рождения Ленина. Октябрята являлись частью пионерского движения.

Карточки

Карточная система в СССР была способом регулирования распределения товаров в условиях дефицита. Для покупки товара необходимо было не только заплатить за него деньги, но и предъявить специальный талон, дающий право на его приобретение.

Карточная система вводилась несколько раз:

В 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным Первой мировой войной.

В 1918 году и просуществовала до 1921 года. Затем она была отменена в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства. (И позже вводились карточки)

Разруха, экономический хаос после Гражданской войны вызвали  массовый голод в 1921—1922 годах. Этот голод стал первым при Советской власти. Региональные и локальные проблемы с продовольствием и голод среди отдельных слоёв населения, вызванные различными факторами, периодически возникали и в течение 1923—1931 годов.

-4

В стране были беспризорники, дети и подростки, которые жили на улице, голодали, воровали, занимались разбоем, пьянствовали, курили и считали драку (часто с поножовщиной) единственным способом разрешения любого конфликта.

Государство поставило задачу ликвидировать беспризорность в самый короткий срок. Были открыты детские дома, созданы коммуны для содержания и перевоспитания подростков. Одну из таких коммун (имени Горького в подмосковье) возглавил в 1920 году Антон Семенович Макаренко. Он разработал собственную систему воспитания, основаную на уважении к детям, приучении к труду, в первую очередь к коллективному труду, не забывая при этом об учебе и приобщении к искусству, эстетике. Конечно, политическое воспитание было одной из важных составляющих обучения и развития детей и подростков. В колонии было самоуправление, ребята зарабатывали деньги своим трудом и принимали участие в распределении денег на нужды колонии. Макаренко ратовал за осознагную дисциплину, чтобы воспитанники колонии понимали, для чего нужно соблюдать правила.

Макаренко писал:

Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним.
Дисциплина - это не метод и не средство воспитания, дисциплина - это результат воспитания.
Детский коллектив должен жить красиво.
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации.
Наказание - очень трудная вещь. Она требует от взрослых большого таланта и осторожности.

Именно по поводу наказаний у Н.К.Крупской с А.С.Макаренко были крупные разногласия. Она считала, что детей нельзя наказывать, а в коммуне были наказания. Надо сразу оговориться, что вернуть в общество, социализировать подростка с улицы и приучить его к труду и учебе намного сложнее, чем обучать детей из благополучных семей.

Доктор педагогических наук профессор Анатолий Фролов отмечает:

«В макаренковской практике наказание не вело к подавлению личности, а было действенным средством воспитания в коллективе "свободного гордого человека", его самостоятельности, личного достоинства и ответственности. Наказание применялось так, что заключало в себе "элементы чести", приводило не к закреплению конфликта, а к разрешению его».

Никто из бывших беспризорников, прошедших колонию А.С.Макаренко, не вернулся на "скользкий путь".

Это был большой педагогический подвиг.

-5

В 1927 году под Харьковом была открыта Коммуна им. Ф.Э.Дзержинского по инициативе НКВД УССС председателя ГПУ и наркома внутренних дел Украины В.А.Балицкого. С 1927 до 1935 года коммуной руководил А.С.Макаренко.