«Потусторонние» новеллы великого аргентинского писателя вмещают в себе множество миров, находящихся вне времени и пространства. Таким же вневременным оказался и сам Борхес, получивший признание у литературных гурманов по всему миру. «Ямал-Медиа» рассказывает о всемирно известном латиноамериканском писателе, определившем основные темы литературы второй половины XX века.
Биография Хорхе Луиса Борхеса
24 августа 1899 года в пригороде Буэнос-Айреса в одной интеллигентной семье родился мальчик по имени Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо. Множественность была присуща не только его имени, но и его корням. Писатель утверждал, что среди его предков были баски, андалузцы, англичане, португальцы, нормандцы и евреи.
В семье Борхеса разговаривали на двух языках: английском и испанском. С четырех лет мальчик умел читать и писать, а библиотека представлялась ему настоящим раем. Неудивительно, что дети в этой семье избрали творческую стезю: младшая сестра писателя, Нора, стала художницей.
Хорхе с сестрой Норой в 1908 году. Фото: wikimedia.org
Позже писатель говорил: «Если бы меня попросили назвать главное событие в жизни, я бы вспомнил о посещении родительской библиотеки. Порой мне кажется, что я никогда ее и не покидал».
В шесть лет Борхес читал в оригинале произведения Стивенсона, а в десять — перевел на испанский «Счастливого принца» Оскара Уайльда. Когда пришла пора идти в школу, маленького гения сразу определили в четвертый класс. Но даже среди взрослых учеников он выделялся эрудированностью и интеллектом.
Борхес-старший был юристом и профессором психологии, увлекался литературой и философией. Он нередко обсуждал с домочадцами художественные и научные книги. Однако у главы семейства были серьезные проблемы со зрением.
Писатель вспоминал: «С самого детства, когда отец ослеп, у нас в семье молча подразумевалось, что мне следует достичь в литературе того, чего обстоятельства не дали совершить отцу. Все ожидали, что я буду писателем».
Когда Борхесу было 15, он вместе с семьей уехал в Европу. Здесь отец смог попасть на консультации к авторитетным врачам, рассчитывая спасти зрение. К тому времени началась Первая мировая война, и поездка затянулась на семь долгих лет. В Женеве Хорхе, освоив французский язык, поступил учиться в Колледж Кальвина.
В Швейцарии юноша погрузился в мир европейской литературы. Его также увлекли философские учения, каббала, буддизм, восточная культура. «Тысяча и одна ночь» восхищала Борхеса тем, что Шахерезада каждый раз спасала свою жизнь, рассказывая очередную сказку.
Как Борхес начал писать книги
Первые, детские, произведения он создал в шесть или семь лет. Поэзия привлекала его не меньше, чем проза. В «европейский» период юности ему довелось некоторое время пожить в Испании. Там он примкнул к ультраистам — авангардистскому поэтическому течению. А в 1919-м в одном из журналов впервые было опубликовано стихотворение Борхеса.
Хорхе Луис Борхес в 1921 году. Фото: wikimedia.org
В Аргентину начинающий литератор вернулся в 1921 году. На родине он поначалу писал стихи о Буэнос-Айресе в ультраистической манере. При этом молодой автор не только активно печатался, но и сам основал три журнала. К концу 1920-х вышли в свет семь его книг.
Увлечение поэзией постепенно отходило на второй план, и Борхес стал совершенствоваться в написании философских рассказов. Очень кстати пришлось знакомство в 1930 году с юным писателем Адольфо Касаресом, который умело вплетал в свои произведения мистику и реализм. Друзья вскоре стали соавторами и выпустили немало сборников под разными псевдонимами. Так, детективный роман «Модель убийства» они подписали именем «Б. Суарес Линч».
Аргентинские писатели Адольфо Бьой Касарес, Виктория Окампо и Хорхе Луис Борхес в 1935 году. Фото: wikimedia.org
Борхес тесно сотрудничал с журналом «Sur», который основала писательница Виктория Окампо. Спустя годы Хорхе посвятил ей рассказ «Сад расходящихся тропок».
Личная жизнь писателя
Первой серьезной любовью Борхеса стала Эстель Канто — они познакомились в компании общих друзей. Хорхе к тому времени было уже 45 лет. Он сделал возлюбленной предложение, но до свадьбы дело так и не дошло. Вероятно, свою роль сыграла позиция матери писателя, Леонор Асеведо Суарес, выступавшей против брака.
Леонор Асеведо Суарес, мать писателя, в молодости. Фото: wikimedia.org
К слову, мама всю жизнь сопровождала сына и поддерживала его. Однако для других женщин места не оставалось. Когда Борхес был уже 68-летним потерявшим зрение пожилым человеком, Леонор все же решила его женить. Она понимала, что не вечна, и сыну потребуется забота. Так Борхес и его подруга юности Эльза Мильан зарегистрировали брак. Впрочем, через три года они развелись.
Леонор еще долго была рядом с сыном и только в 99-летнем возрасте покинула этот мир. С тех пор о Борхесе заботилась его личная помощница Мария Кодама. Незадолго до смерти писателя они поженились.
Смерть Борхеса
Даже в пожилом возрасте Борхес много путешествовал. Последние месяцы жизни он провел в Женеве. Писатель к тому времени серьезно болел раком печени. Он понимал, что конец близок, однако был спокоен.
Борхес в 1975 году. Фото: Roberto Pera/wikimedia.org
Незадолго до смерти Борхес исповедовался. Скончался он 14 июня 1986 года, его могила находится на Кладбище королей в Женеве. Вдова ответила категорическим отказом на поступившее предложение перенести останки писателя в Буэнос-Айрес.
Лучшие книги Борхеса
Зная многое об этом мире, интеллектуал Борхес понимал, что окончательная истина непостижима. Он принимал недосказанность и противоречивость жизни. Такой подход находил отражение в его творчестве: новеллы и эссе писателя будто находятся на грани реальности и фантастики, в них больше вопросов, чем ответов. Лирика и философия в них переплетались — и так получались эстетически безупречные шедевры.
Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7
«История вечности» (1936)
Метафизичность этого сборника эссе лучше всего передает его пролог: «Вечность — это великолепное изобретение, которое освобождает нас, пусть всего на несколько мгновений, от невыносимого гнета течения времени». Кажущиеся разными истории объединены темами бесконечности, цикличности и замкнутости событий.
«Сад расходящихся тропок» (1941)
Рассказ включен в одноименный сборник. По сюжету, некий магический сад оказывается одновременно лабиринтом и книгой. В нем реальности ветвятся, подобно тропинкам. Однако, при всем разнообразии они непостижимым образом объединены в единое целое.
«Вавилонская библиотека» (1941)
Рассказ был опубликован в сборнике «Сад расходящихся тропок». В центре внимания — вселенная-библиотека, не имеющая отношения к реально существовавшему городу. Автор отождествляет «Вавилон» со «всеобщностью». В удивительной библиотеке Борхеса собраны все книги — не только те, которые когда-либо были написаны, но также и никогда не существовавшие. Из-за этого многообразия найти нужный экземпляр невозможно. Позднее сюжетную модель «Сада расходящихся тропок» использовал Умберто Эко в «Имени Розы», где ключевой персонаж — слепой монах-библиотекарь Хорхе.
Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7
«Книга вымышленных существ» (1954)
Произведение создано в соавторстве с Маргаритой Герреро. По сути, это энциклопедический сборник статей, вот только в них описаны несуществующие создания — мифические или попросту выдуманные.
«Книга песка» (1975)
Так называются сборник и один из включенных в него рассказов — финальный. По сюжету, человеку достается мистическая книга, у которой нет ни начала, ни конца — так же, как и у песка.
Ранее мы рассказали, как предсказания писателя-визионера Олдоса Хаксли становятся реальностью.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».