Это речное путешествие мы планировали заранее. Изначально мы должны были идти по Лене из Якутска в Тикси, но там не сложилось по датам, поэтому пошли в обратную сторону, из Тикси в Якутск.
Правда и тут все до последнего момента было под большим вопросом. Дело в том, что эти перевозки субсидируются государством. И вот на первые четыре рейса деньги выделили сразу, а наш рейс оказался пятым. Мы несколько раз созванивались с Лентурфлотом и лишь за две недели до нужной даты нам подтвердили, что рейс будет и нам забронирована каюта.
"Механик Кулибин" или "Беленький", как его называют местные жители, ходит по Лене из Якутска в Тикси и обратно уже не первый десяток лет. До середины 90-х прошлого века он возил туристов, а потом стал обычным пассажирским. И только пройдя на нем больше 1000 километров от арктического моря Лаптевых до южного Якутска можно увидеть ту самую, настоящую жизнь, которую никогда не разглядеть с борта туристического теплохода.
Если идти из Тикси, то все начинается еще до посадки. Первый квест - узнать время прихода Беленького из Якутска. Расписание, конечно, есть, но есть еще и Ее Величество Река, со своими капризами, и Его Величество Случай, со своими сюрпризами.
О том, что наш теплоход задерживается, нам по сарафанному радио сообщили почти за сутки. Правда на сколько задержка никто не знал. Попытка позвонить в "Лентурфлот" окончилась неудачей. Мне ответили, что связи с теплоходом нет (вот никогда в это не поверю) и предложили выяснять все в Тикси у пограничников. Дежурного в местном погрануправлении видимо уже утомили звонками, поэтому он тоже вежливо послал нас в дальнюю даль. Как потом оказалось, тут самое надежное - это то самое сарафанное радио. В ватсапе народ по цепочке передает друг-другу время движения теплохода. Вот он ушел из Кюсюра, вот прошел Тит-Ары, дошел до Быкова, значит через пару часов будет в Тикси. Можно неспешно собираться и стартовать в бухту Неёлова, где "Кулибин" швартуется. Но это вот нам повезло, потому что мы были под опекой сотрудников заповедника. А как в таких случаях добывают информацию командировочные или просто туристы (если они тут вообще есть) я не представляю.
В результате вместо 6 вечера мы ушли из Тикси в 2 часа ночи. Как нам потом сказали, причиной задержки стала смерть пассажира (ехал домой после больницы из Якутска, но не доехал).
Приход теплохода для жителей Тикси - важное событие. На теплоходе не только едут люди, но и приезжают посылки (от детских подгузников и конфет до стройматериалов и мотоциклов) из Якутска. А потому, к моменту прихода теплохода на причал стягиваются десятки машин.
Поскольку каюта у нас уже была очень заранее забронирована, то мы взвесили багаж (тут с этим строго, хотя теоретически можно и проскочить) и просто прошли в свою каюту, не толкаясь в толпе у кассы.
Оплатить билет и багаж (если перевес) в Тикси и по пути можно только наличными. Второй вариант - оплатить картой уже перед самым прибытием в Якутск, правда в этом случае касса берет в залог паспорта (да, незаконно, но им тоже нужно себя как-то подстраховать).
На теплоходе несколько вариантов кают: одноместные, двушки, четырех и восьмиместные. Мы взяли двухместную каюту на верхней палубе, ибо ехать несколько дней в одной каюте с чужими людьми не хотелось.
Каюта 1 класса, достаточно просторная, с двумя широким диванами, шкафом, раскладным столиком и умывальником. Отделанные деревом стенки, латунные ручки, светильники, крючки для одежды — все это сразу включает машину времени, и ты оказываешься где-то там, в середине прошлого столетия, потому что о том, что на календаре 2024 год не напоминает вообще ничего.
Туалеты и душ (платный, 250 руб) не в каютах, а на палубах. На верхней палубе, где народа поменьше, одна мужская и одна женская кабинка туалета, на главной, где пассажиров больше, по три кабинки.
Основной минус теплохода - нет розеток в каютах. Видимо возраст теплохода вынуждает ограничивать нагрузку на электросеть.
Для зарядки гаджетов на главной палубе оборудовано место с двумя десятками розеток. Если нужно найти пропавшего ребенка, то можно смело идти сюда, с вероятностью 99% детеныш будет обнаружен тут. При бронировании нам сразу посоветовали не оставлять телефоны без присмотра, но, судя по всему, народ тут не парится, спокойно все оставляет и уходит. У нас с собой два пауэрбанка, поэтому заряжаемся от них.
Со времен туристической бытности теплоход немного преобразился. Вместо музыкального салона, ресторана на верхней палубе и салона для отдыха на главной теперь места хранения багажа. Из Якутска обычно везут продукты, бытовую технику, товары для магазинов и т.д. По дороге Тикси - Якутск теплоход под завязку забивается рыбой сырой и соленой, которую на остановках местные рыбаки загружают на "Кулибина" мешками. В какой-то момент капитан даже объявил по громкоговорителю, что больше рыбу на борт не берут, ибо все холодильники забиты под завязку
Вместо ресторана на главной палубе нынче работает столовая, где еда строго по расписанию. Когда-то пассажиры верхней палубы и все остальные ели в разных ресторанах. Сейчас все дружно идут в одну столовку.
Перед завтраком, обедом и ужином громкоголосая повариха Оксана (14 лет работает на "Кулибине") напоминает всем, что пора идти есть. Еду подают в одноразовой посуде, можно поесть здесь же, можно забрать в каюту. Тут же можно круглосуточно взять кипяток для чая или "Доширака". В столовой работает буфет-магазин, правда цены в нем космические. Но на остановках в этом магазине закупаются местные жители, ибо у них либо вообще нет других магазинов, либо в них цены еще выше. Мне рассказывали, что в основном местные скупали тут алкоголь. Но или все закончилось на пути из Якутска, или из соображений безопасности алкоголь на борту продавать перестали, но на нашем рейсе не продавалось даже пиво.
Вот так кормят во время рейса. Скажу сразу, еда не изысканная, но вполне вкусная (в отличии от той бурды, что называлось едой на теплоходе с Кунашира на Итуруп). Меню ежедневно меняется, но цены стандартные. В среднем, если питаться три раза в день в столовой, на человека нужно 1000 руб в день. По нашим наблюдениям большинство пассажиров ходили в столовую на обед или ужин, а остальную еду везли с собой.
Поскольку теплоход не экскурсионный, а пассажирский, то никаких развлечений, равно как и связи на борту нет. Каждый занимает себя сам.
В хорошую погоду народ выгуливается по прогулочной палубе.
Кто-то созерцает окрестности, кто-то наматывает круги, кто-то, на лавочках принимает солнечные ванны.
Теплоходная детвора (а на "Кулибине" детей было очень много) после обеда подтягивалась на корму и там тусила до полной темноты. Причем дети разбивались на возрастные кучки. Совсем малышня (до 6-7 лет) отдельно, более старшие (от 7 до 14-15 лет) отдельно. У всех свои игры, никто никому не мешает. Родители спокойно отдыхают.
Массовая миграция со всех кают на палубы начинается примерно во второй половине пути, когда теплоход проходит крупные поселки и на некоторе время появляется телефонная связь, а то и такая роскошь, как интернет. Тут уже все, невзирая на погоду и время, стараются успеть воспользоваться благами цивилизации.
Немного о теплоходе "Механик Кулибин"
Как и многие речные теплоходы, до сих пор бороздящие реки России, "Кулибин" был сделан в ГДР (Кто не знает, это Германская Демократическая Республика, ныне часть объединенной Германии) аж в далеком 1955 году.
Немного интерьера. Лестницы между палубами
Чтобы не переписывать все характеристики, я их просто сфотографировала (прошу прощения за качество, но по-другому не вышло)
Больше всего нас позабавили всевозможные таблички и объявления, развешанные в каютах и корридорах теплохода
Вот это по-моему шЫдевр всех времен и народов. Теперь мы все электроприборы так и называем "токосодержащие"
Это объявление ввело в ступор. Видеонаблюдение прямо в кабинках туалетов?
Ну а это для особо разбушевавшихся павссажиров. Говорят, такие тут периодически случаются.
Что не увидят туристы
То, что река это жизнь, хорошо становится понятно на остановках, когда к теплоходу, который чаще всего даже не может подойти к берегу (река очень мелкая), стягиваются десятки моторных лодок. У живущих в прибрежных поселках другой связи с внешним миром нет. Сюда не летают вертолеты и по земле доехать можно только зимой, когда река замерзнет. А в теплое время года живущие тут люди полностью оторваны от большой земли.
Основное занятие местного населения - рывбалка и охота. Соотвественно пойманную рыбу они продают, привозя ее к теплоходу. Обычно покупатели ее уже ждут в Якутске.
Люди забирают посылки, закупаются в магазине теплохода (в основном сигаретами, газировкой, сладостями) и сами отправляют груз в Якутск, в основном это мешки с рыбой.
Поскольку в поселках никаких причалов нет, ибо река у берегов совсем мелкая, с берега, куда съезжаются десятки машин, людей и груз забирает шлюпка или подвозят моторными лодками. Мне все это напомнило фрагменты фильмов про революцию, где показывали как уезжали из России несогласные с тем, что происходило в стране. Люди, чемоданы, баулы, дети, которых передают с рук на руки, собаки, шум, суета.
Теплоход здесь - это и транспорт, и магазин, и почта, и свежие новости с большой земли.
Природа Ленских берегов
Пока идёшь по Лене от севера к югу очень интересно наблюдать изменения природы. Сначала в дельте множество совершенно плоских островов, в основном песчаных. Потом появляются скалы Сокола. Одно из самых живописных мест - Усть-Ленские столбы. Постепенно тундра переходит в тайгу. И вот уже за окном вместо песка и скал лес и невысокие сопки.
Оторвать себя от созерцания всей этой красоты очень сложно. Хочется увидеть, запомнить, впитать в себя каждое мгновение, каждую картину этих удивительных мест.
Полезные советы
- Каюту лучше всего бронировать очень заранее, написав на почту Лентурфлота. Мы оставляли заявку в конце апреля, хотя официальная продажа начинается в середине июня. К сожалению, на пассажирский рейс нет ни онлайн брони, ни онлайн продажи билетов.
- Поскольку расписание теплохода достаточно условное, т.е. по погодным и прочим условиям он может задержаться, то это нужно учитывать планируя какие-то дальнейшие передвижения. Помимо задержки может быть и обратная ситуация, когда теплоход на конечную точку приходит раньше. Например, мы в Якутск пришли на сутки раньше и нам уже на берегу пришлось срочно искать ночлег. В общем расписание - это хорошо, но к любым нежданчикам нужно быть готовыми.
- Если хочется красивый вид из окна, то из Тикси бронируйте каюту по левому борту, а из Якутска наоборот по правому. Основная часть всех красот именно с этой стороны. Самое удобное расположение - это каюты с 1 по 10.
- На теплоходе постоянно есть кипяток, поэтому имеется смысл взять с собой чай, всякие растворимые каши и дошираки, если захочется сэкономить на трехразовом питании в здешней столовой.
- Чтобы не зависеть от розетки удобно иметь с собой пауэрбанк и по необходимости заряжать именно его
- Все расчеты на теплоходе исключительно наличными. Оплатить проезд из Тикси можно картой на подходе к Якутску. Соответственно при выезде из Якутска оплатить можно сразу при посадке.
-Остановок в созможностью временной высадки на берег по пути нет, т.е. сходить погулять и вернуться на теплоход нельзя.
- При высадке с теплохода у вас еще раз взвесят багаж и квитанцию оплаты проезда, поэтому, если вы вдруг по дороге закупились рыбой, то может оказаться, что придется заплатить за перевес.
Ну и вопрос цены. Стоимость места (в одну сторону) в каюте 1 класса 28 850 руб + 900 руб за предварительное бронирование.
Для сравнения - стоимость круиза Якутск-Тикси-Якутск начинается от 100 тыс руб. с человека.