Итак, закончился последний день работы Лаборатории региональной киножурналистики "Наш экран" в теплом и уютном Владикавказе, где в течение этой недели её участники, журналисты из различных городов страны постигали основы теоретических знаний в области кинематографии для написания рецензий на отечественное кино.
Можно сказать, что на состоявшихся в пятницу двух мастер-классах эксперты умело закрепляли уже полученную информацию, разбирая, что называется, по косточкам, основные правила создания текста рецензий. И если на первом теоретическом разборе киновед Светлана Старостина мудро решила представить вместо одного планового фильма-иллюстрации сразу три, причём, разножанровых (анимационный трёхминутный "Ау!" Т. Шилова, документальный "Созвездие Петра Чердынина" С. Старостиной и игровой "Первые на Луне" А. Федорченко), с рассказом о каждом из них в единое выступление, то проводивший второй "киноурок" обозреватель "Российской газеты" и писатель Максим Васюнов основывался на разборе одной игровой картины "Дневник поэта" Булата Юсупова. При этом, главной целью экспертов было донести до слушателей основные правила в работе над созданием рецензии.
Светлана Старостина поведала собравшимся об основных законах этого жанра, среди которых - не пересказывать содержание картины, обходиться без спойлеров, избегать категоричности в суждениях, интерпретировать главную идею. "Рецензия - это прыжок в колодец разной глубины", - одна из употребленных ею цитат.
Максим Васюнов в своём рассказе о рецензии активно использовал технические возможности, используя цитаты и вопросы в презентационной его части. На мониторе то и дело появлялись интересные высказывания великих кинематографистов. Например, "Когда люди спрашивают, ходил ли я в школу кино, отвечаю, что ходил просто в кино" (Квентин Тарантино). Или ещё: "Кино для журналиста - это не только информационный повод, это возможность поговорить на фоне кино о стране и мире, о человеке, о смысле"...
Максим уверял присутствующих, что ключевое слово при этом - именно разговор, ибо "мы ничего не сообщаем, не открываем, мы просто говорим и вполне доверяем зрителю". Он также представил и другие варианты, помимо использования рецензии, рассказа о кино (репортаж со съёмочной площадки, экспресс-опрос зрителей, интервью с создателями картины и т.д.).
После окончательного закрепления материала состоялась торжественная церемония закрытия Лаборатории, выдача сертификатов её участникам и... задания в конвертах. Подробнее об этом - в последующей публикации.