Найти в Дзене
Заметки фотографа

900 рублей за Васнецовых - много или мало?

В Москве проходит выставка с излишним на первый взгляд названием -"Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век". Билет стоит 900 рублей. Первая ассоциация на фамилию Васнецов у меня, как, думаю, и у многих, это с детства известные картины - «Богатыри», «Алёнушка», "Иван-царевич на Сером Волке" и прочие иллюстрации к русским сказкам. Так что выставка представлялась небольшим количеством пусть и чудесных картин, многие из которых уже и так попадались на глаза, например, в Третьяковке или Русском музее. Так что цена показалась завышенной, в больших музеях можно больше же всего увидеть и за меньшие деньги. Но давно собиралась в дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, плюс компания нашлась, так что решила сходить. И как вы думаете сколько времени потребовалось на осмотр временной экспозиции? Обычные час, полтора? Нет. Четыре часа! Но можно было и больше, потому что заставить себя оторваться и уйти было физически трудно, ноги носили по кругу сами, заставляя возвращаться то к одному, то к

В Москве проходит выставка с излишним на первый взгляд названием -"Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век". Билет стоит 900 рублей.

Первая ассоциация на фамилию Васнецов у меня, как, думаю, и у многих, это с детства известные картины - «Богатыри», «Алёнушка», "Иван-царевич на Сером Волке" и прочие иллюстрации к русским сказкам. Так что выставка представлялась небольшим количеством пусть и чудесных картин, многие из которых уже и так попадались на глаза, например, в Третьяковке или Русском музее. Так что цена показалась завышенной, в больших музеях можно больше же всего увидеть и за меньшие деньги.

Но давно собиралась в дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, плюс компания нашлась, так что решила сходить. И как вы думаете сколько времени потребовалось на осмотр временной экспозиции? Обычные час, полтора? Нет. Четыре часа! Но можно было и больше, потому что заставить себя оторваться и уйти было физически трудно, ноги носили по кругу сами, заставляя возвращаться то к одному, то к другому произведению.

Картины прекрасны практически все, но больше всего поразило и просто не отпускало полотно Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Картина имеет поразительный 3D эффект, даже начинаешь сомневаться, что она настоящая, вкрадывается мысль, а может это её цифровое объемное изображение повесили и пред тобой экран... Нет. Перед тобой холст, масло и невероятное мастерство художника👌

Вроде страшное такое событие изображено, сколько беды, смерти, потерь, невозвратности. А настроение создает умиротворяющее. Да, печальное, но это так каждый закат - с сегодняшним днем с некоторой грустью прощаемся и с надеждой смотрим в завтрашний день. И день этот обязательно наступит, солнце опять взойдет. Даже если уже не будет нас... Есть вечное и временное... И здесь оно читается как нельзя лучше.

Буду выкладывать фото просто картин, иногда общий план с людьми для понимания размеров полотен, ну и, конечно, крупно детали. От некоторых деталей мурашки по коже и разрыв мозга - как можно было об этом вообще подумать при раскрытии темы, найти правильное место, цвета, тон, узор, ракурс, план, блик, тень... Зашкаливание гениальности и таланта🙏

Давайте к деталям этой картины. Не только подробно костюм пронзенного стрелой молодого русича показан, но и рисунок ткани тщательно прорисован, и каждое кольцо кольчуги и звенья цепи креста на шее, а повернутый к нам крест в близости лица объясняет его умиротворенность - печать отлетевшей христианской души.

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», фрагмент
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», фрагмент

А теперь сместим фокус вот на эту свеженькую аккуратненькую веселенькую... ромашку. Ромашку рядом с боевым топором, с безвольной уже мертвой рукой, бледнеющей из расшитого золотом и самоцветами манжета, красотой и дороговизной которого уже не похвастаться его владельцу. И совсем небольшой кусочек ножен меча, выглядывающий из под плеча лежащего, не забыл художник украсить камнями, как и «выбить» чуть заметный тисненый рисунок на держащем ножны кожаном ремне.

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», фрагмент
В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», фрагмент

Картина завораживающая. Но давайте дальше. Рядом еще один русский богатырь в самом частом сюжете русских сказок - "Витязь на распутье".

Как труден его выбор, как тяжело он ему дается и как не хочется принимать решение... в очередной раз. Такая усталость в фигуре витязя да и в склоненной голове его могучего коня. Но выбор они сделают правильный, иначе не будет следующей картины с богатырями-победителями😉

В.М.Васнецов «Витязь на распутье»
В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

Да, а удивительный звездный рисунок штанов витязя вы заметили? А отделку верха его сапог? А рельефность стремени? Булава тоже впечатляет, но это уже про мощь и силу.

В.М.Васнецов «Витязь на распутье», фрагмент
В.М.Васнецов «Витязь на распутье», фрагмент

Великие "Богатыри" Васнецова - вот они. Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. Что-то там заприметили вдали - не враг ли? А то и силушка распирает, да и кони застоялись.

Все мои 97% истинно русской крови в этот момент испытывают гордость за Русь Великую каждой своей капелькой. Это не картина, это символ России.

Ну и на коней героических, Сивку, Бурку и Каурку давайте полюбуемся поближе, и на масть, и на характер, и на сбрую богатую, каждая деталь которой всеми гранями своими переливается и даже кажется, что позвякивает от движений не желающей стоять смирно лошади.

Что же другие наши любимые картины-сказочки Виктора Васнецова? Вот "Иван-царевич на Сером Волке" скачет, настороженно-оберегающе прижав к себе взгрустнувшую Елену Прекрасную. Кстати, именно около этого произведения постоянно толпилось больше всего народу, может фактический размер привычной маленькой картинки из учебника поражал, почти 2,5 на 2 метра, может замысловатость костюмов, а может надежда, что это любовь😉

В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»
В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

Одежда на них действительно отдельного внимания заслуживает, чего только одни сафьяновые сапожки, выглядывающие из под подола у девицы и из-за дерева у царевича, стоят. А головные уборы и украшения, а парча одежд расшитая, а ножны несущегося вдогонку волку меча, а серьга в ухе Иван-царевича. Когда всё это рассматриваешь, кажется, что изготовить это было проще и быстрее, чем так подробно и фактурно нарисовать.

Рядом с парочкой еще одна одиноко-печальная девица - «Аленушка», вернее даже целых две. Кроме известной всем итоговой версии представлен и один из предварительных этюдов этой картины. Вторая девочка не такая сказочная, но очень милая и такая живая.

Картина эта часто копируется в виде оммажей, ну и я эту тему тоже не обошла и у меня есть своя «Аленушка»😉

И другие узнаваемые сказочки встают перед нами с полотен Виктора Васнецова, напоминая и собственное детство, когда слышали их от своих родителей, и детство своих детей, когда читали им те же самые свои любимые книжки. В тексте этих книжек увидел художник подробности того, о чём не написано, но им угадано, прочувствовано и передано на картинах.

Еще один шедевр из сказочной темы - «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Как-то так одиноко в торце центральной конструкции расположено это полотно, и замечаешь его сначала боковым зрением, направляясь к другой более богатой картинами стене - портретной. И приходится вернуться, бросив портреты и зависнув около этих мифических полу-птиц, может поймавшись на притягательно-волшебную печальную песнь Сирин, неслышимою ухом, но излучаемую этой картиной.

Напротив этой картины имеется скамеечка, и она здесь очень кстати, а то уйти сложно, а так хотя бы можно посидеть, полюбоваться и подумать. Печаль притягательнее радости. Не замечали?

Ой, а как же Васнецовская «Снегурочка», скажете вы, любимейшая же у многих сказка и известнейшая её визуализация от великого художника.

А у «Снегурочки» свой целый отдельный зал. Там не только сама она, написанная художником в 1899 году по нахлынувшим во время зимней прогулки в лунном свете воспоминаниям об опере Римского-Корсакова, там и все эскизы декораций и костюмов, созданные в 1885 году Виктором Васнецовым к постановке в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова.

Ряд семейных портретов художника, его собственных портретов, классических портретов знакомых, конечно, на выставке тоже представлен. Они замечательные, характерные, но не сказочные, конечно. Хотя на окружение и семью художника тоже интересно посмотреть.

Это всё про картины Виктора Васнецова. Но оказалось, что есть еще одна сторона его творчества, для меня лично, очень неожиданная, хотя по богатству воображения и тонкости восприятия мира художником теперь уже кажущаяся естественной.

Роспись Владимирского собора в Киеве (1885-1896).

У меня случилось полное переосмысление религиозного искусства от увиденного. Вернее, вообще понимание существования этого искусства в широком смысле слова, которое ранее представлялось только в виде икон или храмовых росписей в стиле тех же икон.

В.М.Васнецов, Христос Вседержитель
В.М.Васнецов, Христос Вседержитель

Конечно, не собор на выставку привезли, а сохранившиеся рисунки, наброски, эскизы, готовые работы, не вошедшие в итоге в убранство собора. Поражает их количество, а от понимания, что это малая и в основном миниатюрная толика всего проделанного объема работ, ошеломляет.

Но кроме количества, поражает сам подход и способ выражения. Это абсолютно другое представление зрителю священных событий. Не плоские, в основном безэмоциональные, иногда суровые лица святых, смотрящих мимо нас со стен храмов, а те же самые, в стиле художника, объемные, одновременно и живые и сказочные, так как они прекраснее возможных живых, персонажи, рисующие библейские сюжеты как кинокартину.

Ощущение, что я вдруг поняла и прочувствовала все ранее читанные, но не доходящие строки, которые казались просто принятыми церковными канонами и не трогали. Картины, которые рождают и укрепляют в тебе веру. Она там в каждом полотне, эскизе, даже орнаменте и отдельных элементах росписи.

В.М.Васнецов, "Апокалипсис"
В.М.Васнецов, "Апокалипсис"

Вряд ли нам в ближайшей перспективе удастся увидеть воочию сам Собор, так что предоставленная на этой выставке возможность к этому прикоснуться неоценима🙏

В.М.Васнецов, "Плащаница"
В.М.Васнецов, "Плащаница"

В состав выставки вошло более 200 произведений из 15 музеев и 6 частных собраний. Так что прогулка по залам как прогулка по городам, улицам, музеям и даже с заходом в гости. Имеется так же стена, где перечислены по годам основные этапы жизни и творчества художника. Когда читаешь, думаешь, и как же это он всё это успел, ведь каждая картина рисовалась несколько лет, а кроме картин еще такая интенсивная общественная и просветительская деятельность, а еще же и семья большая, и друзья, и непростые события начала прошлого века, творчеству не особо способствующие.

Но это количество не только работы более известного широкому кругу художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1936), но и его родного брата, не менее талантливого художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933).

Аполлинарий Васнецов, имея пример успеха направления старшего брата, смог отыскать свой особенный стиль и путь в искусстве. Кроме прекрасных пейзажным произведений, им написан целый цикл работ, изображающих средневековую Москву. Конечно, её никто не видел, но картины писались с учетом всех известных исторических сведений и о расположении домов, мостов, дорог, и о быте, и об одежде, и о времяпровождении москвичей прошедших веков.

И так реалистичны эти картины, что ты стоишь пред ними и упорно пытаешься понять, где же это место находится, вроде что-то подобное я припоминаю в этом городе. И только прочитав, что это Москва 17 века, осознаешь, что вряд ли ты это место узнаешь. Тогда начитается другой процесс - рассматривания деталей, они у Аполлинария, так же как и у брата, проработаны очень четко и подробно. И каждая картина - это маленькая история - день, час жизни Москвы, очень далёкий и от этого невозможно интересный - какие они, те москвичи, и чем жил этот город до нас.

А.М.Васнецов "Всесвятский мост. Москва конца XVII века"
А.М.Васнецов "Всесвятский мост. Москва конца XVII века"

Но возможность узнать что-то на картинах Аполлинария Васнецова у нас все-таки есть. Кроме Москвы совсем древней есть и изображение Москвы, которое видел он через окно своего дома и в прогулках по городу, а это уже очень даже узнаваемые места👍

Ну и еще один представитель династии художников Васнецовых представлен на выставке - Андрей Васнецов (1924-2009), внук Виктора Васнецова. Отведенное под его произведения пространство показалось даже большим, чем у старших родственников, производительность, видимо, была выше.

Это и понятно. Так называемый "суровый стиль", упрощенный до последней возможности понимая, что нарисовано. Отличить человека, селедку, вазу можно, но, если честно, не хочется. Я не против разных направлений и видений, но когда это так рядом, невольно сравниваешь.

Смотреть на это после шедевров верхнего этажа было абсолютно невозможно. Зачем так сделали, что сначала ты проходишь лучшее, а в конце тебе подсовывают худшее и абсолютно портят впечатление и настроение - выход с выставки в конце зала Андрея Васнецова. То есть чтобы выйти, надо через все это пройти. Мириться с таким подходом были не готовы. Развернулись и побежали обратно к богатырям, витязям, царевнам и аленушкам - лечиться. Долго стояли еще возле каждого произведения. Помогло.

А выходить пошли через дверь которая вход. Работница нам входе нам:
- Девочки, выход внизу, через зал Андрея Васнецова, вы там не были еще?
- Ой, были, так что извините, можно мы тут выйдем?
- Можно, не вы первые.
Смеется.

Такие вот впечатления. Так что потраченные 900 рублей оказались вкладом во что-то абсолютно бесценное.

Выставка будет работать в Москве до 4 ноября 2024 года.

📷Все фото в статье сделаны автором на выставке "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век"в августе 2024 года.