Я никогда не была поклонницей военной литературы. Слишком страшно было о том времени читать. Люди это пережили, а мне страшно читать, представляете?
О войне читала только то, что входило в школьную программу по литературе: «Повесть о настоящем человеке», «Василий Теркин», «Судьба человека». Бесспорно, это великие произведения о силе человеческого духа, о смелости и храбрости, о Победе!
Полевой, Шолохов, Твардовский и большинство авторов писали о войне мужской, победоносной. А как же женщины? Что же они? Вот как раз о женской войне и пишет Светлана Алексиевич, книга которой мне попалась недавно. О простых молодых девчонках, попавших на войну, и об их проблемах, казавшихся мужчинам мелочами.
«У войны не женское лицо» — сборник рассказов женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. Читаешь эту книгу и порой улыбаешься, не смеешься, а именно улыбаешься их переживаниям из-за отрезанных кос, из-за невозможности носить украшения, из-за обуви на несколько размеров больше. Но больше плачешь, конечно. Плачешь, потому что женщины рассказывают о войне в таких красках, о которых мужчины даже не подозревают: рассказывают о жалости к пленным врагам, о тоске по дому, о любви и желании петь, когда нельзя.
В этой статье я собрала цитаты из книги «У войны не женское лицо», поразившие меня до глубины души.
О прекрасном
«Другой раз стою на посту. В два часа ночи пришли меня сменять, а я отказалась…Согласна была простоять всю ночь, до рассвета, лишь бы послушать птиц.»
«Стояли мы в лесу, утром выйдешь – тихо, роса висит. Неужели это война? Когда так красиво, когда так хорошо…»
«Знаете, какое красивое бывает на войне утро? Перед боем… Ты смотришь и знаешь: оно может быть у тебя последним. Земля такая красивая… И воздух… И солнышко…»
О любви и семье
«Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце будущего ребенка.»
«На скамейке напротив нашего дома сидели мальчик и девочка и целовались. Кругом погромы, расстрелы. А они целуются! Я была потрясена этой мирной картиной…»
«Вы когда-нибудь любили, товарищ маршал? Я не мужа хороню, я любовь хороню.»
О женском
«Ты спрашиваешь, что на войне самое страшное? Ждешь от меня… Я знаю, чего ты ждешь… Думаешь: я отвечу: самое страшное на войне – смерть. Умереть. А я другое скажу… Самое страшное для меня на войне – носить мужские трусы. Вот это было страшно.»
«Сапоги у меня на три размера больше, загнулись, пыль в них въелась. Хозяйка принесла два яйца. А я тихонько, чтобы она не видела, разбила эти два яйца, они маленькие были, и почистила сапоги. Конечно, хотелось есть, но победило женское – быть красивой.»
«Добрались до переправы, и тут нас начали бомбить. Бомбежка страшнейшая, мужчины – кто куда прятаться. Нас зовут… А мы бомбежки не слышим, нам не до бомбежки, мы скорее в речку. К воде… Вода! Вода! И сидели там, пока не отмокли… Под осколками… Вот оно… Стыд был страшнее смерти. И несколько девчонок в воде погибло…»
О смерти
«В центре всегда то, как невыносимо и не хочется умирать. А еще невыносимее и более неохота убивать, потому что женщина дает жизнь. Дарит. Долго носит ее в себе, вынянчивает. Я поняла, что женщинам труднее убивать.»
«По мертвым уже не голосили. Не успевали хоронить – столько их было. Они долго лежали на земле… Живые жили с мертвыми…»
«Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь.»
О жизни после войны
«Ах, моя ты хорошая, уже сорок лет прошло, а в моем доме ты не найдешь ничего красного. Я ненавижу после войны красный цвет!»
«Мы думали, что после войны все изменится… Сталин поверит своему народу. Но еще война не кончилась, а эшелоны уже пошли в Магадан. Эшелоны с победителями……После Победы все замолчали. Молчали и боялись, как до войны…»
«Нам казалось, что на земле будет всегда мир, что никто никогда не захочет войны, все снаряды должны быть уничтожены. Зачем они? Мы устали ненавидеть. Устали стрелять.»
«Снова – два разных мира, две разные жизни. После того, как научились ненавидеть, надо было снова научиться любить. Вспомнить забытые чувства. Забытые слова. Человек войны должен был стать человеком не войны…»
Прочитав данную книгу, невольно задумываешься, как люди могут ненавидеть и убивать друг друга, зная историю этой войны, зная, какой ценой досталась эта победа.