Анализируя публикации на нашем канале, я отметила, что большой интерес вызвала статья о святых, помогающих животным. Поэтому считаю логичным продолжить этот разговор.
Вообще, надо сказать, что в Библии человек превознесен над прочими творениями Бога, и единственный, о ком Священное писание говорит как об образе Божием, это человек. Взаимоотношения человека и животных не особенно интересуют святых праведников, и лишь немногие из них одушевляют их.
Тем не менее, в православных текстах, посвященных взаимоотношениям человека с животным, нередко встречается мысль о том, что «праведник милует души скотов своих». Это значит, что на Страшном суде Бог спросит с человека и за его отношение к животным. А многие ли люди, считающие себя религиозными и праведными, задумываются об этом?
Церковь не запрещает людям держать дома кошку или собаку, но отмечает, что у животного должно быть свое место в доме и отношение к нему должно отличаться от отношения к человеку.
Забота о животных также рассматривается как благость и милосердие, и в первую очередь она была направлена на заботу о сельскохозяйственных животных, удовлетворяющих важнейшие человеческие потребности – коровах и лошадях, овцах и свиньях.
Житие православных святых приводит немало примеров истинной любви человека к животному, на иконах преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского можно увидеть и медведя, которого святые кормят из своих рук.
Соответственно, чрезвычайно важным здесь является вопрос о том, есть ли душа у животных. Люди, любящие животных, конечно, уверены, что есть. А что говорит об этом православная церковь?
Души у животных есть. Согласно Священному Писанию, «душа всякого животного кровь его есть». Кровь рассматривается как вместилище души, главной силой жизни животного. Главным отличием души животного от души человеческой есть то, что последняя может существовать без тела, а душа животного привязана к жизни его тела, его одушевлению и управлению им. Бессмертие души животных не признается никакими отцами Церкви, все их утверждения строятся на том, что душа животного умирает вместе с его телом. Но тем не менее существование этой души у животных признается!
Она отличается от человеческой, поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, чего нельзя сказать о животных. А это значит, что животные также способны испытывать многие чувства, путь и не такие сложные, как человек.
Отношение к животному миру меняется по мере того, как изменяется окружающий мир. От слепого поклонения древних людей животным за их силу, превышающую человеческую, до низвержения их, связанное с развитием разума человека и объявления всего животного низменным.
Наиболее интересными нам видятся рассуждения святого Феофана Затворника, который создает и развивает учение о мировой душе.
Он рассуждает о том, что весь окружающий нас мир одушевлен, и души животных восходят к общей душе, венцом сложной конструкции которой и есть душа мировая. Это говорит о том, что человека соединяют с окружающим миром множество связей, соединяющих все живое в единое целое. Человек живет в мире, состоящем из огромного числа составляющих, главным из которых являются живая природа, которую надо рассматривать как среду нашего обитания, неразрывно связанную с человеком. Мир вокруг нас живой, и нельзя относиться к нему плохо. Уничтожая живое вокруг себя, человек уничтожает себя не только в материальном, но и духовном плане.
Таким образом, мы видим, что человеку для того, чтобы спасти собственную душу, надо прежде всего быть Человеком, а значит, честно и милосердно относиться не только к людям, но и ко всему живому вокруг. Беречь и сохранять не только свою душу, но и все окружающие его души, и души животных в том числе. Те доброта и милосердие, которые возведены в главную человеческую добродетель, распространяются не только на людей, но и на животных, которые составляют часть нашей жизни, и часть немаловажную. И хотя каких-то специальных молитв за животных нет, человек может просить Бога об их здравии и благополучии, указываются даже святые, которым молятся за животных.
Очень хочется, чтобы люди знали об этом и помнили, а ведь как много ханжества вокруг. Считая себя праведным, стремясь к этому, нельзя быть милосердным выборочно, ведь все, что создал Бог, и есть творение его, а значит, достойно уважения и милости человеческой. Любовь к животному дана не каждому, но человечное отношение – милосердное и терпеливое обязательно.