Найти тему
Сретенский монастырь

НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ СОЛОВЕЦКИЕ – КТО ОНИ?

Оглавление

Верные чада Русской Православной Церкви сохраняют память о новомучениках и исповедниках, которые в прошлом веке (в историческом плане – вчера) умирали за то, что не отреклись от Христовой веры и продолжали исповедовать Спасителя мира. Для того чтобы память об этих мужественных людях сохранялась, в отдельных областях устанавливают местные празднования собранию святых. Так, например, 23 августа совершается память Собора новомучеников и исповедников Соловецких.

В этот сонм праведников входят абсолютно разные святые – и прославленные архиереи (например, священномученики Иларион Верейский, Петр Воронежский, Никодим Белгородский), и церковные писатели (священноисповедник Афанасий Ковровский), и именитые пастыри (священноисповедники Роман (Медведь) и Петр Чельцов). Всего в Собор входит сорок один исповедник. Все они объединены тем, что отбывали наказание в закрытом и поруганном безбожниками Соловецком монастыре и его скитах, известном в те годы как СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Исключением являются священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский (до принятия архиерейского сана он занимался собиранием и изданием жизнеописаний святых Соловецкой земли), и преподобномученик Вениамин (Кононов; до ареста служил в Соловецком монастыре).

У Бориса Ширяева в книге «Неугасимая лампада» есть глава «Пасха в Соловецком лагере». В ней писатель рассказывает, как однажды священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, добился от начальства лагеря разрешения на совершение пасхальной утрени и выдачу облачений, сосудов и хоругвей, которые уже были изъяты в музейные запасники. Разрешение было дано, чтобы показать Западу якобы лояльность советской власти к священнослужителям и активным мирянам. В словах писателя и свидетеля этого необычного и единственного в своем роде события выражена вся глубина подвига православных христиан двадцатого столетия на Соловках: «С победным, ликующим пением о попранной, побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно… Пели все… Ликующий хор "сущих во гробех" славил и утверждал свое грядущее, неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение… И рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену – дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни добра и света!»

Сохранение памяти о новомучениках и исповедниках Соловецких

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2000 года было установлено празднование в честь новомучеников и исповедников Соловецких, 27 декабря 2011 года им была утверждена служба. Днем памяти сонма праведников было выбрано 23 августа, и не случайно. После праздника Преображения Господня в Соловецком монастыре совершается многодневное воспоминание святых, которые просияли в обители: 21 августа вспоминается перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, 22 августа – Собор Соловецких святых, 23 августа – Собор новомучеников и исповедников Соловецких.

В 2006 году иконописец Ольга Клодт-Володина подготовила икону Собора Соловецких новомучеников и передала образ обители. На ней изображены вошедшие в этот сонм святые, а также сам монастырь и особые места страданий праведников (например, Голгофо-Распятский скит Анзерского острова).

Отчасти память о Соловецких новомучениках сохранена и в религиозно-художественной литературе. Ранее мы уже приводили главу из книги «Неугасимая лампада» Бориса Николаевича Ширяева (1889–1959) под названием «Пасха в Соловецком лагере». Следует отметить, что эта книга в принципе посвящена пребыванию автора в Соловецком лагере особого назначения, но именно глава о пасхальной утрене, совершенной в заключении сонмом духовенства во главе со святым Иларионом Верейским, является не только историческим свидетельством факта, но и демонстрацией твердой веры и стойкости праведников.

-2

Один из факторов сохранения памяти о Соловецких новомучениках – это их обретенные святые мощи. Большинство из новомучеников Соловецких были погребены в безвестных могилах. Но в конце ХХ – начале XXI века были обретены и представлены для общего почитания мощи священномучеников Илариона, архиепископа Верейского, Петра, архиепископа Воронежского, Никодима, епископа Белгородского, священноисповедников Афанасия, епископа Ковровского, Виктора, епископа Глазовского, Романа (Медведя), пресвитера Московского.

Служба новомученикам и исповедникам Соловецким

Безусловно, служба новомученикам и исповедникам Соловецким, утвержденная Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2011 году, является важным аспектом сохранения памяти о праведниках и их духовном подвиге.

Главная мысль последования, посвященного Соловецким новомученикам, – через терпение страданий и принятие исповеднического пути праведники взошли на личную Голгофу и через нее вошли в вечное и блаженное Царство Христово. Об этом говорит, например, один из молитвенных текстов: «Приидите, вернии, хвалу воздадим собору новомучеников, за Христа на островех Соловецких пострадавших, веру же истинную до конца сохраньших. Тии бо, муки велия претерпевше, на Небесех ныне наслаждаются радости неизреченныя, Соловецтей земли явльшеся сокровище безценное и миру всему проповедание покаяния» (первая стихира на «Господи, воззвах»).

Отмечается, что несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю Соловецких исповедников, они не озлобились ни друг на друга, ни на гонителей, которые даже в заключении поносили, избивали и убивали их. Такое поведение Соловецких новомучеников – проявление христианского незлобия и любви ко всем, даже к врагам, которую заповедовал Спаситель мира: «Узницы незлобивии священнии, вы, поругание и истязания претерпевше, любве ради божественныя не устрашистеся смерти лютыя. Злобы же не имуще о убийцех ваших, тех озлоблению и беззаконием просисте оставления и, крест мученический на себе кротце подъемше, преподобным отцем соловецким приложистеся» (третья стихира на «Господи, воззвах»).

Еще одна глубинная мысль службы новомученикам и исповедникам Соловецким – это связь с Преображением Господним. Промыслом Божиим память сонма этих праведников совершается в дни попразднства дивного господского двунадесятого праздника, в который мы вспоминаем, как Христос перед Своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – преобразился, явившись вместе со святыми Моисеем и Илией. Это событие демонстрировало, что Мессия пришел не нарушить ветхозаветный закон, но исполнить его (ср. Мф. 5: 17), – подтверждением того были пророки, которые почитались в иудейском обществе в качестве ревнителей закона. События Преображения происходили примерно за сорок дней до принятия Господом Крестных страданий.

В одном из молитвословий новомученикам Соловецким возглашается: «Фавор и Ермон о имени Господнем возрадовашася, Голгофа же Анзерская страдания земная и небесную славу новомученик проповедует…» (второй тропарь четвертой песни канона новомученикам и исповедникам Соловецким). Как две горы возрадовались о Божественном явлении, так и Анзерский остров, на котором расстреливали заключенных (включая новомучеников), стал свидетелем духовного подвига праведников ХХ столетия, которые преобразились, войдя в Царство Небесное, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» (заупокойный кондак восьмого гласа).

-3

Говоря о каноне новомученикам и исповедникам Соловецким, нельзя не отметить его литургическую особенность. Первые два тропаря первой песни обращены не к приснопамятному Собору святых, а к Богу, поэтому и припев там особенный: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». В первом тропаре чувствуется страх и трепет, поэтому и испрашивается у Бога благодать для воспевания сонма Соловецких новомучеников: «Христе, Агнче Божий, благодать не токмо веровати, но страдати по Тебе людем Твоим даровавый, даждь нам разум достойно воспети страдания новомучеников соловецких, да назидаются вернии их подвиги». Во втором же тропаре говорится о том, что для праведников Соловецкая земля стала вторым Чермным морем, через прохождение которого они вошли в Божественную радость. Здесь же молящиеся просят Спасителя, чтобы Он принял молитвы верных Ему исповедников: «Якоже древле посреде моря путь людем Израильским устроивый, Господи, сице и ныне на островех соловецких людем Твоим посреде страданий лютых путь в Царствие Небесное проходимь сотворил еси, да воспоют Тебе песнь победную».

Диакон Алексий Попов

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм