Найти в Дзене
Сретенский монастырь

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЖИВОПИСИ ГЕНРИХА СЕМИРАДСКОГО

23 августа 1902 года отошел ко Господу художник Генрих Ипполитович Семирадский – человек, искренне веровавший в Господа и написавший множество полотен по библейским сюжетам.

Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года под Харьковом в селе Печенеги. Он был глубоко верующим человеком, поэтому главной темой своего творчества избрал библейские сюжеты.

Генрих Ипполитович Семирадский
Генрих Ипполитович Семирадский

За композиции на библейские темы художник получил много медалей. Наградами отмечены полотна: «Сошествие Христа во ад» (1868), «Содом и Гоморра» (1869), «Избиение младенцев» (1869), «Апостолы Петр и Иоанн исцеляют расслабленного» (1860-е), «Сцена из жизни первых христиан» (около 1872), «Грешница» (1873), «Гонители христиан у входа в катакомбы» (1874), «Светочи христианства. Факелы Нерона» (1876), «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» (1878), «Крещение Господне» (1878), «Тайная Вечеря» (1878), «Апостол Иуда» (1879), «Головы двух апостолов» (1879), «Иисус Христос» (1879), «Иоанн Богослов» (1879), «Мученичество святого Тимофея и его жены Мавры» (1885), «Христос у Марфы и Марии» (1886), «Голгофа», эскиз (1880-е).

Отец художника Ипполит Элевтериевич Семирадский, польский дворянин, офицер драгунского полка Российской Императорской армии, не препятствовал стремлению своего сына к рисованию. Генрих начал рисовать с ранних детских лет. В 1857 году семья Семирадских переехала в Харьков, и отец отдал своего сына учеником к Дмитрию Ивановичу Безперчию, учителю рисования и черчения. Безперчий первым отметил несомненный талант юного Семирадского, и Генрих был благодарен учителю всю жизнь.

Отец радовался успехам сына, но, считая, что профессия художника не сможет обеспечить его материально, настоял на поступлении сына в Харьковский университет на естественно-научное отделение. Генрих Семирадский блестяще окончил университет и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инстинкты насекомых».

Но живопись привлекала юношу намного сильнее. В 1864 году по благословению своего отца он уезжает в Санкт-Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. Его сокурсником стал Илья Репин, который вспоминал: «С Семирадским было очень интересно, он много читал, много учился». Генрих Семирадский по праву становится одним из лучших выпускников Академии художеств.

 «Христос и самарянка»
«Христос и самарянка»

Немало полотен Семирадский посвятил исторической теме: «Похороны знатного русса в Булгаре на Волге» (1883), «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году» (1884) и другие.

Картина «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» принесла Семирадскому золотую медаль и право на пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на шесть лет по Западной Европе.

Находясь в Италии, Генрих Семирадский выполняет задание президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича. Он пишет картину «Грешница» по сюжету одноименной поэмы Алексея Толстого, в которой речь идет о блуднице, в душе которой произошло перерождение под воздействием разговора с ней Иисуса Христа. На этой картине запечатлен момент, когда из рук грешницы падает на землю фиал – символ земных наслаждений. Молодая женщина, не замечая падения сосуда, со вниманием и страхом смотрит на Иисуса Христа, окруженного группой учеников и сопровождающих Его людей. Иисус Христос на картине Семирадского – это образ чистоты, спокойствия, доброты и достоинства. Несомненно, Он становится победителем в духовном поединке высокой нравственности и грехопадения, Спасителем грешницы.

За картину «Грешница» художнику было присвоено звание академика.

В 1875 году за заслуги перед русской культурой и искусством Генрих Ипполитович Семирадский был награжден Орденом святого Станислава 3-й степени.

В том же 1875 году Семирадский получил заказ на роспись только что построенного в Москве Храма Христа Спасителя. Над оформлением этого храма работали многие талантливые русские художники. Генрих Семирадский получил заказ на четыре росписи на тему жития святого благоверного князя Александра Невского: «Святой Александр Невский принимает папских легатов», «Святой Александр Невский в Орде», «Кончина святого Александра Невского», «Погребение святого Александра Невского». Он также создал в этом храме картину «Тайная Вечеря» и композиции «Крещение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Комиссия по постройке Храма Христа Спасителя высоко оценила все работы Генриха Семирадского. К сожалению, все эти росписи погибли при взрыве Храма Христа Спасителя в 1931 году. Отрадно, что сохранились эскизы, по которым художник создавал свои работы.

 «Христос у Марфы и Марии»
«Христос у Марфы и Марии»

Генрих Семирадский был талантливым мастером декоративно-монументальной живописи. В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга можно увидеть выразительный образ евангелиста Луки кисти Семирадского.

В 1876 году Генрих Ипполитович Семирадский завершил работу над основным произведением своей жизни, над которым он работал почти четыре года. Это было огромное полотно размером 3,85 на 7,04 метра. Картина получила название «Светочи христианства. Факелы Нерона». Художник, глубоко верующий человек, так описал события, изображенные на полотне: «Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне. В великолепном саду "Золотого дворца" Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища, приготовленного тираном; это зрелище – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках: факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа».

 «Светочи христианства. Факелы Нерона»
«Светочи христианства. Факелы Нерона»

Эта картина стала настоящим триумфом Генриха Семирадского, и ему было присвоено звание профессора. Кроме этой высокой награды, художник получил звание члена ряда европейских художественных академий: Римской, Берлинской и Стокгольмской. Был также награжден французским орденом Почетного легиона и орденскими знаками «Короны Италии».

Евангельский цикл Генриха Семирадского завершают картины «Христос у Марфы и Марии» (1886) и «Христос и самарянка» (1889).

На переднем плане полотна «Христос у Марфы и Марии» изображена Мария, внимательно и благоговейно слушающая Иисуса Христа. Господь что-то неторопливо говорит Марии, приподняв левую руку. На заднем плане стоящая с сосудом для воды Марфа едва заметна, она сливается с бело-бежевым фоном стены дома. Зеленые деревья, голубое небо, душистые розы в вазоне – все наполнено светом и дает ощущение гармонии и покоя.

Таким же чувством наполнена картина «Христос и самарянка». Художник мастерски совмещает евангельский сюжет и пейзаж, благодаря чему картина отличается непринужденностью, оригинальностью изображения. Зритель чувствует ощущение прохлады от раскинувшихся деревьев и необходимость испить воды в жаркий день. Подобно этому, человек нуждается в глотке слова Божия. Иисус Христос, не таясь от глаз людей, беседует с женщиной, открывает ей Свое предназначение Мессии, ведет разговор о спасении души, и сердце самарянки исполняется любовью ко Господу.

Изображая Иисуса Христа на своих полотнах, Генрих Семирадский не отступает от канонического образа Господа, данного ранним христианством. Художник подчеркивает красоту и духовное благородство Спасителя. Индивидуальной чертой живописи Семирадского стал перенос евангельских событий на конкретный пейзаж, который художник дает почти с натуры. Природа у него прекрасна, богата оттенками цвета, наполнена светом. Таким образом картины Генриха Семирадского на библейские темы становятся задушевными, лирическими.

 «Тайная Вечеря»
«Тайная Вечеря»

23 августа 1902 года художник Генрих Ипполитович Семирадский отошел ко Господу. В своих картинах на библейские сюжеты он воспевал красоту человека и окружающего его мира, проникнутых Божией благодатью.

Елена Детинина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм