Найти тему
Радио Калина Красная

Как Терехова разбила нос Боярскому, и другие любопытные факты о фильме «Собака на сене»

Оглавление

Экскурсии во время съёмок

Для своего нового фильма по пьесе Лопе де Вега режиссёр Ян Фрид выбрал Ливадийский дворец в Крыму. Экскурсии по территории не прекращались даже во время съёмок, и некоторые посетители могли наблюдать за производственным процессом. Фрид привлекал к работе и местных жителей: так, артист местной самодеятельной оперы помогал маркизу Рикардо в исполнении Николая Караченцова петь серенаду — вытягивал за того самые высокие ноты. Певцу, кстати, не смогли подобрать обувь, поэтому он стоит под балконом в женских туфлях. Со стороны это выглядело комично, и наблюдавшие за съёмками сцены туристы хохотали.

Караченцов стал поющим актёром

-2

«Собака на сене» — один из первых фильмов, где Николай Петрович пел. На этом настоял композитор Геннадий Гладков, который верил в вокальные способности артиста, так как работал с ним над спектаклем «Тиль» в «Ленкоме». Караченцов вспоминал:

«Я говорю: “Я только провопить это могу”. На что Гена [Геннадий Гладков] сказал, что для этой роли именно это и нужно. Тогда было принято, что все музыкальные спектакли, фильмы-оперы записывались профессиональными певцами, а драматические актёры играли роли, изображали пение, пытаясь попасть в их артикуляцию. Но играли! И когда я это сказал Гене, он ответил: “У нас Миша Боярский сам поёт”. И я тоже попробовал, и вроде получилось. Пожалуй, этот момент был первым толчком».

Терехова спасла Боярского и разбила ему нос

-3

У Фрида имелось несколько кандидатов на главную мужскую роль, среди них были на тот момент уже прославленные Олег Янковский и Олег Даль, но режиссёр предпочёл только набирающего популярность Михаила Боярского. В какой-то момент Ян Борисович разочаровался в выборе, потому что Боярский не соответствовал пылкому Теодоро — слишком робел в звёздном окружении. Постановщик подумывал о замене артиста, но за него вступилась Маргарита Терехова (Диана). Актриса, уже снявшаяся в «Зеркале» Тарковского, не стеснялась спорить с Фридом, и порой эти споры доходили до ссор и обид.

«Это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро», — вспоминает Терехова.
-4

В одной из сцен, по задумке Фрида, Диана должна была отвесить пощёчину Теодоро, но очень легко, едва касаясь. Терехова же била размашистее и яростнее, потому что хотела, чтобы зритель поверил в искренность чувств. Режиссёр критиковал актрису, говорил, что она переигрывает, но та всё равно гнула свою линию и в одном из дублей разбила Боярскому нос. Съёмки прервали, чтобы остановить кровотечение.

Боярский: «Я себя чувствовал, как побитая собака. И именно после этого мы стали с ней на ты <…> Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съёмки: “Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду”. Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина — Терехова. После продолжительного “диалога” Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съёмки возобновлялись, всё повторялось сначала».
Терехова: «С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро».

Фильм чуть не запретили из-за песен Тристана

-5
Как-то раз пришёл монах к монашке,
Собирался поиграть с ней в шашки.
А монашка, как кремень:
Hыне, отче, постный день!

Старый повар молодую женку
До смерти ревнует к поваренку.
Ой, поклястся в том могу,
Он готовит мне рагу!

Полюбилась мяснику блондинка
Ах, — сказал, — отменная грудинка!
А потом сказал смелей:
Замечательный филей!
Ай-яй-яй! Ай-яй-яй!
Замечательный филей!

Такие куплеты распевал герой Армена Джигарханяна и привёл цензоров в ужас. Чиновники не могли одобрить фильм с «подобными пошлостями» и чуть не положили его на полку. Фриду пришлось ходить по кабинетам и отстаивать свою картину, «сваливая» всю вину на Лопе де Вега.

Премьера «Собаки на сене» состоялась 1 января 1978 года.

Фото: кадры из фильма, соцсети