Найти тему
MR7.ru — Мой район

Кандинский не из Эрмитажа: берёзки, кокошники и другие работы абстракциониста представили на выставке в Bashmakov Gallery

Более 50 оригинальных работ Василия Кандинского — литографий и ксилографий — представили на открывшейся в Bashmakov Gallery выставке «Цветозвук».

Это пусть крохотный, но подлинный и для многих доселе неведомый кусочек творчества русского абстракциониста. Галерея собирала работы Кандинского по всему миру более десяти лет. Некоторые работы впервые выставляются в Петербурге, хотя ранее они экспонировались в других городах России. Выставка отражает три ключевых этапа творческой жизни художника.

Фото: Павел Даиси / MR7
Фото: Павел Даиси / MR7

— Для меня лично Василий Кандинский в большей степени не художник, а учёный — человек, который родился чуть раньше, чем должен был родиться. Он внёс колоссальные изменения в изобразительное искусство и вообще в искусство, — говорит основатель галереи, коллекционер Павел Башмаков.

Большая часть представленных в коллекции работ мастера относятся к его раннему периоду. Впрочем, что считать «ранним». Кандинский — юрист по образованию, осознал себя как художника и ушёл в живопись уже к тридцати годам. Поворотным для него стал 1886 год. Два события одно за другим повлияли на будущего первопроходца русского абстракционизма. Сначала была премьера оперы «Лоэнгрин» Вагнера. В зале Кандинский закрывает глаза и видит, как музыка в его голове превращается в цвет, он «видит звуки». И в том же году он попадает на выставку импрессионистов в Москве. И новое преображение — он «слышит живопись», слышит, как звучат полотна.

К этому времени он уже знаком с живописью, занимался ей ещё с детства, уже успел поработать художественным директором типографии в Москве. А ещё съездить в этнографические экспедиции по северным и Вологодской губерниям. И теперь всё это окончательно направляет его, заставляет отказаться от дальнейших занятий юридической наукой и посвятить себя науке живописной.

— Первый период Кандинского — его называют «период всадника» или «рождения абстракции» — это тот Кандинский, которого многие не видели прежде, — объясняет Павел Башмаков, — можно прийти в Эрмитаж и увидеть классические произведения Кандинского, но они совсем другие.

В эрмитажной коллекции работы Кандинского того же периода, но это красочные пейзажи или не менее «цветастые» абстракции, а на выставке в галерее — чёрно-белые литографии, сдержанные этюды.

— Девушки в кокошниках, рыцари, витязи, всадники. Это всё для классического Кандинского не свойственно. Мы постарались этот период наиболее полно показать, и я этими работами чуть ли не больше всего горжусь, — признаётся коллекционер. — Особенно ксилографии 1909 года — это самые ранние работы Кандинского в моей коллекции. Они по-особенному открывают, что у человека было на сердце в то время.

«То время» — это уже второе десятилетие жизни в Германии, где Кандинский учится живописи, гравировальному делу, графике.

— Но всё равно возвращается к тем воспоминаниям, которые у него остались после этнографических путешествий. Человек, который большое время прожил за рубежом, никогда не забывал, где он родился, где получил образование и кем он является по национальности, — добавляет Павел Башмаков.

Второй этап творчества Кандинского и, пожалуй, самый яркий, наступает в 1920-1921 годах, когда он после нескольких послереволюционных лет в России вновь покидает родину и возвращается в Германию. Наступает «период круга» (а ещё треугольника и квадрата) — время чёткой геометрии, чёткого цвета и никакой предметности и сюжетности.

Несколько работ этого этапа из жизни Кандинского также можно увидеть на выставке, но, пожалуй, даже интереснее их будет увидеть в мультимедийном проекте, который сопровождает экспозицию. Его готовили совместно со специалистами из «Планетария №1». Полгода ушло только на оцифровку работ художника, ещё несколько месяцев на то, чтобы «оживить» их, превратить в ту самую цветомузыку.

Третий период творчества Кандинского начинается в 1933-м. В этот год к власти в Германии приходят национал-социалисты во главе с Гитлером. Изменения в стране касаются и культуры. Кандинский попадает в число тех, чья живопись называется дегенеративной. Больше никаких выставок, преподавания. Художнику приходится уехать из страны. Он перебирается во Францию. Многие его работы, оставшиеся в Германии, вскоре будут уничтожены, часть сохранит Габриелле Мюнтер, с которой Василий познакомился ещё в 1902 году и прожил несколько лет, хотя и не оформил официальный брак.

— Парижский период знаменуют новые метаформозы в его творчестве — он уходит от чётких геометрических форм, перестаёт использовать только рафинированные цвета, переходит к оттенкам и полуоттенкам. Появляются аморфные структуры, которые начинают парить на холсте, на листе бумаги, — рассказывает о художнике Павел Башмаков. — И он как будто зацикливает своё творчество. Он начинал с предметного и более-менее предметным заканчивается: посмотрите, как парят его кометы будто птицы (это одна из моих любимых работ).

До своей смерти в 1944 году Василий Кандинский прожил в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен, где и был похоронен на местном кладбище.

Больше фото с открытия выставки в галерее

Где: Bashmakov Gallery, квартал «Ленполиграфмаш», проспект Медиков, 3А.

Когда: до 23 марта 2025 года.