Трагические события в ИК-19 в Суровикино Волгоградской области, связанные с захватом заложников, стали напоминанием о том, насколько хрупкой может быть безопасность в обществе.
Система исправительных учреждений это не отдельно стоящая система, которая работает автономно. Это часть большой системы, которая активно взаимодействует с другими социальными институтами и организациями. Поэтому здесь следует говорить о единой проблеме, которая имеется во всей современной системе общества. Чтобы понять суть этой проблемы, следует обратиться к древнему знанию, в частности к Ведам.
Все наверное слышали о таком понятии как варна. Важно понимать, что варна в ведической системе – не каста, как часто ее ошибочно интерпретируют. Каста – это закрытая, наследственная группа, определяющая социальный статус человека. В современном мире концепция варны часто воспринимается с осторожностью из-за истории кастовых систем. Однако, при правильном понимании, она может предложить ценные инсайты для построения гармоничного общества. В современных условиях варну можно трактовать как отражение природных склонностей и талантов человека, не как жесткую касту, а как путь к самореализации и вклад в общество.
Современное общество представляет собой систему полностью противоположенную системе варн. Место человека в системе варн определялось строго его квалификацией. В современном обществе квалификация не имеет никакого значения. Например, в ведической системе варн, правители государств (кшатрии) с детства обучались государственному делу, получали знания только от настоящих и признанных ученых - брахманов. Кшатрии получал воспитание в соответствии с принципами Дхармы - нравственного закона. Современные государственные деятели сегодня могут быть клоунами (шудрами), а завтра уже править целой большой страной. Или сегодня быть трактористами (шудрами), а завтра уже решать судьбы миллионов людей, разрушая огромную страну на множество отдельных государств. Про принципы нравственного закона вообще не имеет смысла говорить в контексте современных правителей, особенно западного мира.
Также к варне "кшатрии" относились воины, защитники, которые наводили порядок и следили за миром. Действительно воины во все времена были элитой. Прежде чем стать воином, нужно было получить хорошее образование и пройти обучение боевому искусству, которое включало в себя и духовное просвещение. Воины всегда были на хорошем обеспечении государств, так как от их благосостояния и квалификации напрямую зависело благополучие общества.
В современном обществе к воинам (кшатриям) можно отнести и правоохранительные органы, которые следят за порядком в обществе. Служители правопорядка во все времена относились к более высокому сословию. Они были на хорошем гособеспечении и должны были иметь соответствующее образование. Каких мы сейчас имеем правоохранителей? Во-первых, в 90-ые и начале 2000-ых не обязательно было учиться, достаточно было купить диплом или подкупить преподавателей, которые поставят зачет или нужную отметку. Как тогда говорили: "главное связи и деньги!". Во-вторых, руководящую должность также можно было получить за материальные блага, а не за опыт, навыки или определенные заслуги. В итоге имеем, что имеем... У некоторых правоохранителей не хватает элементарной логики. Заключенные пронесшие за взятки ножи, могут использовать их против самих же взяткополучателей.
Как видно из текста выше, главное - это образование, которое является основой основ! Поэтому не случайно первой из четырех варн в ведической системе является варна брахман. Брахманы - это духовенство, духовные наставники, учителя, ученые, хранители знания, отвечающие за духовное благополучие общества. Их роль в обществе глубока и многогранна, охватывая все аспекты жизни – от религиозных обрядов до сохранения традиций и передачи знаний. Их задача – не просто дать знания, а помочь ученикам развить собственный духовный потенциал, постичь смысл жизни и обрести гармонию в себе и в отношениях с окружающим миром. У Брахманов самая высокая ответственность за духовное развитие и за процветание всего общества. Конечно современная система образования не несет таких функций как настоящие брахманы. Сейчас кто угодно, с каким угодно уровнем образования может назвать себя коучем, бизнес-тренером, наставником или гуру. Чему они могут научить - непонятно, в лучшем случае ничему, в худшем сформировать группу очередных сектантов или фанатиков. Кроме того представители системы образования продолжают попадать в сводки новостей о коррупции. Как известно, некоторые ВУЗы за взятки подтверждали мигрантам сдачу экзаменов на получение патента.
В итоге получается, что во властных структурах стоят шудры, правопорядок также обеспечивают шудры, а за духовное развитие отвечают вайшьи. Сразу хочу подчеркнуть, что статья не подразумевала обидеть или обесценить труд двух последних категорий варн. Как говорится: "все профессии нужны, все профессии важны". Ведическая система предполагает не жесткое разделение, а взаимодополняемость и гармоничное взаимодействие между варнами. Каждая варна не самодостаточна и зависит от других. Брахманы нуждаются в защите кшатриев, кшатрии в материальном благополучии вайшьев, вайшьи в работе шудр, а шудры в наставничестве брахманов. Такая взаимозависимость создает гармоничную систему, где каждый вклад ценен и необходим для общего благополучия.
Важно отметить, что ведическая философия подчеркивает важность Дхармы – нравственной обязанности каждого человека, определяемой его варной. Исполняя свою Дхарму, человек вносит вклад как в свое благополучие, так и в благополучие общества, в итоге получает духовное развитие и достигает освобождения от кармических последствий.
Но в стремительно развивающемся мире, полном технологических чудес и доступных благ, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: чем больше мы имеем, тем меньше думаем. Мы перестаем задавать себе вопросы о смысле жизни, о нашем месте в мире, о нашей ответственности перед будущими поколениями. Потребление стало не просто удовлетворением базовых потребностей, а культом. Материальные блага рассматриваются как символ статуса, успеха и счастья. Реклама, пропагандируя идеал "хорошей жизни", формирует у нас потребности, которые часто бывают искусственными и навязанными. Вместо того, чтобы искать истинный смысл жизни, мы удовлетворяемся поверхностными удовольствиями, которые приносят нам вещи, гаджеты, еда и развлечения.