1. Исполнительная власть в Державе осуществляет функции по исполнению законов и управлению делами государства.
Исполнительная власть в Державе играет ключевую роль в государственном управлении и реализации законодательных норм. Её основные функции:
Исполнение законов:
- Исполнительная власть несёт ответственность за практическое воплощение законов в жизнь государства, принятых законодательной властью;
- Она издаёт подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряжения) с целью детализации и конкретизации законодательных норм для их эффективного применения.
- Исполнительная власть обеспечивает соблюдение законодательства всеми субъектами правовых отношений на территории государства.
Управление государственными делами:
- Исполнительная власть осуществляет оперативное руководство различными сферами государственной деятельности, такими как экономика, социальная политика, внешние сношения, оборона и безопасность;
- Она формирует и реализует государственную политику, разрабатывает и внедряет программы социально-экономического развития страны;
- Исполнительная власть координирует деятельность органов государственного управления для обеспечения их согласованной работы.
Представительские функции:
- Исполнительная власть выступает от имени государства во взаимоотношениях с другими странами и международными организациями;
- Она участвует в заключении международных договоров и соглашений, представляя интересы Державы на международной арене.
Правоохранительная деятельность:
- Исполнительная власть принимает меры по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан, защите и охране их прав и свобод.
Исполнительная власть играет важную роль в системе государственного управления, выполняя ключевые функции по реализации законодательства, управлению государственными делами, представлению интересов страны на международном уровне и обеспечению правопорядка.
2. Исполнительная власть подчинена закону и действует в соответствии с настоящей Конституцией, обеспечивая защиту прав и свобод граждан.
Одним из основополагающих принципов правового государства является верховенство закона, в соответствии с которым деятельность исполнительной власти должна строго соответствовать требованиям действующего законодательства. Данный принцип получил закрепление в положениях проекта Конституции.
Согласно конституционным нормам, исполнительная ветвь власти обязана подчиняться закону и осуществлять свои полномочия исключительно на основании и во исполнение законов. Органы исполнительной власти не вправе принимать решения или совершать действия, выходящие за рамки их компетенции, установленной нормативными правовыми актами.
Более того, деятельность исполнительной власти должна соответствовать не только текущему законодательству, но и основополагающим конституционным принципам. Проект Конституции как проект основного закона государства определяет фундаментальные основы государственного устройства, а также закрепляет права, свободы и законные интересы человека и гражданина. Следовательно, исполнительная власть обязана строго следовать конституционным предписаниям при реализации своих функций.
Установленный конституционно-правовой режим предполагает, что исполнительная власть, являясь одним из ключевых элементов механизма государственной власти, должна осуществлять свою деятельность строго в правовых рамках, подчиняясь Конституции и законам Державы, что, в свою очередь, является гарантией защиты прав и свобод граждан в недопущении произвола со стороны органов исполнительной власти.
3. Деятельность исполнительной власти основывается на принципах законности, подотчетности, прозрачности и ответственности перед обществом, законодательной властью, Государственным Советом Державы.
Деятельность органов исполнительной власти регламентируется рядом ключевых принципов, закреплённых в действующем законодательстве. Принцип законности предполагает, что исполнительная власть должна строго соблюдать Конституцию, законы. Все решения и действия государственных органов исполнительной власти должны осуществляться в пределах их компетенции, установленной правовыми нормами. Принцип подотчётности требует, чтобы органы исполнительной власти периодически отчитывались о результатах своей деятельности перед законодательной властью и гражданским обществом. Высшие должностные лица несут ответственность за работу подчинённых структур. Законом должны быть предусмотрены механизмы парламентского контроля, аудита и общественного мониторинга за исполнительными органами. Принцип прозрачности обязывает исполнительную власть обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности для граждан, СМИ и институтов гражданского общества. Нормативные акты, процессы принятия решений, распределения ресурсов и осуществления государственных закупок должны быть публичными и общедоступными для граждан. Принцип ответственности предполагает, что исполнительная власть подотчётна законодательному органу и Государственному Совету в части реализации государственной политики, определяемой высшими органами власти в Державе.
4. Исполнительная власть состоит из:
a) высших органов исполнительной власти - Главы Державы и Председателя Правительства Державы;
б) центральных органов исполнительной власти - министров, министерств, государственных центральных комитетов, служб, управлений и агентств;
в) региональных органов исполнительной власти.
Исполнительная власть в Державе организована по иерархическому принципу:
На высшем уровне находятся:
- Глава Державы - верховный руководитель государства, выполняющий решения Государственного Совета по стратегическим направлениям внутренней и внешней политики, представляющий страну на международной арене, назначающий и освобождающий от должности высших должностных лиц исполнительной власти;
- Председатель Правительства Державы - возглавляет Правительство, координирует деятельность министерств и ведомств, обеспечивает исполнение законов и указов Главы Державы.
Центральные органы исполнительной власти:
- Министерства - ключевые органы управления, осуществляющие государственное регулирование в соответствующих сферах (экономика, социальная политика, внутренние дела, оборона и пр.). Министерства возглавляются министрами, назначаемыми Главой Державы по представлению Председателя Правительства после их утверждения Державной Думой;
- Государственные комитеты, службы, агентства — органы, реализующие специальные функции регулирования, контроля и надзора в определённых областях (статистика, антимонопольное регулирование, таможенная служба и т.д.);
- Государственные управления — органы оперативного управления в конкретных сферах (охрана природы, социальное страхование и пр.).
Региональный уровень:
- Правительства регионов (краёв, республик, городов государственного значения) - возглавляемые главами правительств и исполняющие решения центральных органов исполнительной власти. Реализуют исполнительные полномочия на территории соответствующего региона.
Исполнительная власть в Державе представляет собой централизованную иерархическую систему органов, обеспечивающих реализацию государственной политики на различных уровнях управления.
5. Глава Державы осуществляет общее руководство и координацию деятельности всей системы исполнительной власти.
Глава государства, как высшее должностное лицо страны, осуществляет общее руководство и координацию системы исполнительной власти в силу ряда ключевых факторов:
Конституционные полномочия. Согласно конституционным нормам, глава государства занимает основное положение в системе исполнительной ветви власти, являясь её главой. Он наделён широкими полномочиями по управлению и координации деятельности правительства, министерств, ведомств и других органов исполнительной власти. Глава государства определяет основные направления государственной политики и контролирует её реализацию.
Роль гаранта Конституции. Как гарант Конституции и основных прав граждан, глава государства обязан обеспечивать слаженное и эффективное функционирование всей системы исполнительной власти в рамках её конституционных полномочий и в интересах общества.
Функция верховного управления. Занимая вершину исполнительной вертикали власти, глава государства принимает окончательные решения по ключевым вопросам государственного управления. Это позволяет ему осуществлять общее руководство и координацию деятельности подчинённых органов исполнительной власти.
Обеспечение единства государственной политики. Глава государства обладает возможностями по согласованию и интеграции усилий различных органов исполнительной власти для реализации единой государственной политики по всем направлениям.
Функция арбитра. В случае возникновения противоречий или разногласий между ветвями власти и органами исполнительной власти, глава государства может выступать в роли верховного арбитра, разрешая возникшие конфликты.
6. Председатель Правительства возглавляет Правительство Державы и руководит его деятельностью выполняя решения Главы Державы, Государственного Совета Державы и законов.
Председатель Правительства Державы занимает центральное место в системе государственной власти, выполняя ряд ключевых функций:
Возглавляет Правительство как коллективный орган исполнительной власти. В данном качестве председатель правительства организует и направляет деятельность министерств, ведомств и иных государственных структур, обеспечивая реализацию внутренней и внешней политики государства.
Является подотчётным и подконтрольным Главе Державы и Державной Думе. Таким образом, председатель правительства выступает связующим звеном между высшим законодательной властью и прямой исполнительной ветвью власти.
Обеспечивает практическое воплощение решений, принимаемых Государственным Советом Державы - высшим представительным и стратегическим органом в государстве. Здесь председатель правительства выступает в качестве главного исполнителя стратегических государственных решений.
Осуществляет свои полномочия строго в рамках Конституции и законодательства Державы, не допуская превышения или злоупотребления своими должностными полномочиями.
7. Центральные органы исполнительной власти реализуют государственную политику в соответствующих сферах и отраслях управления по своим направлениям.
Центральные органы исполнительной власти играют ключевую роль в фактической реализации государственной политики в соответствующих областях государственного управления.
Данные органы наделены необходимыми полномочиями и обязанностями по осуществлению конкретных управленческих функций в рамках своей компетенции. Например, министерства разрабатывают и реализуют государственные программы, нормативные правовые акты, осуществляют контроль за их исполнением. Центральные службы и агентства осуществляют специальные исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, разрешительные и иные функции в закреплённых за ними сферах государственного управления.
Центральные органы исполнительной власти обладают широким арсеналом инструментов и механизмов для эффективной реализации государственной политики. Они могут самостоятельно издавать подзаконные нормативные акты, координировать деятельность территориальных органов, привлекать экспертное сообщество, аккумулировать и распределять финансовые ресурсы, применять меры государственного принуждения и т.д. Данный функционал позволяет им надлежащим образом реализовывать поставленные государством задачи и достигать запланированных результатов. Эти органы встроены в вертикаль государственного управления, что обеспечивает согласованность и системность в проведении государственной политики на державном, региональном и муниципальном уровнях. Благодаря этому достигается целостность государственного управления и поступательное движение к достижению стратегических целей для развития страны и безопасности.
8. Региональные органы исполнительной власти действуют в пределах своих полномочий на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Региональные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия в пределах административно-территориальных границ по следующим ключевым основаниям:
Конституционно-правовое устройство Державы:
- Держава предполагается государством с федеративным устройством, состоящим из республик и входящих в них краёв, а также городов государственного значения, напрямую подчинённых центру;
- Каждый регион федерации имеет собственные органы государственной власти, включая исполнительные органы на региональном уровне;
- Территориальная ограниченность полномочий региональных органов исполнительной власти обусловлена необходимостью эффективного управления и решения вопросов местного значения на соответствующих административно-территориальных уровнях без вмешательства в эти дела центральной власти, если в этом нет необходимости.
Принцип разделения властей:
- В соответствии с проектом Конституции государственная власть в Державе разграничена на законодательную, исполнительную и судебную ветви, над которыми находится Государственный Совет;
- Региональные органы исполнительной власти составляют исполнительную ветвь государственной власти на уровне регионов федерации;
- Их компетенция и полномочия чётко определены в федеральном и региональном законодательстве и ограничены рамками соответствующих административно-территориальных образований.
Принцип федерализма и децентрализации:
- Держава, как огромная и многонациональная страна не может быть построена на унитарной системе управления. Её безопасное существование может быть основано только на принципе федерализма, который предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и её регионами для большей самостоятельности последних;
- Региональные органы исполнительной власти обладают определённой самостоятельностью и автономией в рамках своих полномочий на территории соответствующих регионов, так как они находятся ближе, чем центр к проблемам на конкретной территории и знакомы с ситуацией, а также могут учитывать местные условия для решения проблем.
9. Местная власть несёт ответственность за реализацию решений, принимаемых вышестоящими органами исполнительной власти в рамках полномочий установленных законом.
Согласно предлагаемому принципу разделения государственной власти, местные органы управления выступают в качестве исполнителей решений, принимаемых на вышестоящих уровнях исполнительной власти в рамках действующего правового поля. В этом случае местная власть представляет собой неотъемлемый элемент единой системы государственного управления, призванный обеспечивать реализацию государственной политики на муниципальном уровне. Данный механизм призван гарантировать последовательность и согласованность правоприменительной практики в соответствии с предписаниями федерального законодательства. Деятельность органов местного самоуправления должна быть строго регламентирована нормативно-правовыми актами вышестоящих инстанций, которым они обязаны неукоснительно следовать. Местные власти не могут обладать полномочиями по самостоятельной выработке ключевых решений, а выступают в роли исполнителей, транслирующих на территориальный уровень управленческие установки федерального центра. Данная субординационная подчинённость местного самоуправления исполнительной вертикали власти обусловлена необходимостью обеспечения единообразия правового режима и централизованного характера государственного управления в Державе. Если вышестоящий уровень исполнительной власти не определил порядок, тогда местная власть вправе его установить сама.
10. Председатель Правительства Державы утверждается Главой Державы после его одобрения его Державной Думой по представлению Главы Державы. Если Державная Дума отклонила кандидата на пост Председателя Правительства Державы два раза, то Глава Державы обязан в двух недельный срок представить новую кандидатуру на этот пост.
Порядок назначения Председателя Правительства Державы регламентируется предлагаемыми конституционными положениями и представляет собой сложный механизм, призванный обеспечить баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти. Согласно предлагаемым нормам, Глава Державы вносит кандидатуру Председателя Правительства на рассмотрение Державной Думы. Законодательный орган должен дать своё одобрение/отклонение предложенной кандидатуры. Таким образом, процесс назначения Председателя Правительства предполагает согласование позиций как главы государства, так и парламента.
В случае если Державная Дума дважды отклоняет кандидатуру, на Главу Державы возлагается обязанность представить новое предложение в течение двух недель. Данное требование направлено на недопущение затягивания процесса формирования Правительства и обеспечение его эффективной работоспособности. Следует отметить, что данный механизм позволяет сочетать принцип ответственности Правительства перед Главой Державы, который его назначает, и принцип подотчётности Правительства Державной Думе, которая его одобряет. Это способствует большей подотчётности высших органов исполнительной власти и обеспечивает их сбалансированное функционирование. В целом, процедура назначения Председателя Правительства в Державе отражает стремление к разделению властей и взаимному контролю ключевых государственных институтов, что является важным аспектом предлагаемого конституционного устройства, когда ветви власти действительно пользуются системами сдержек и противовесов.
11. Председатель Правительства формирует состав Правительства и распределяет обязанности между его членами. Состав Правительства Державы по представлению Председателя Правительства Державы утверждается указом Главы Державы после одобрения Державной Думой. Если Державная Дума два раза отклонит предлагаемый состав Правительства, то Председатель Правительства обязан сформировать новый состав в недельный срок и представить его на новое одобрение.
Предлагаемый механизм формирования состава Правительства представляет собой воплощение принципа разделения властей. Данный механизм предусматривает активное участие как Исполнительной, так и Законодательной ветвей власти в процессе утверждения состава Кабинета министров. Председатель Правительства, являясь главой прямой исполнительной власти, обладает конституционными полномочиями по формированию состава Правительства и распределению обязанностей между его членами. Данная прерогатива Председателя позволяет ему сформировать управленческую команду, разделяющую его политические приоритеты и программные установки для достижения поставленных высшими органами управления целей. Вместе с тем, для окончательного принятия состава Правительства необходимо получение одобрения Державной Думы - высшего органа законодательной власти. Данное положение обеспечивает подробную проработку этого вопроса совместно исполнительной и законодательной ветвями власти, создавая предпосылки для выработки согласованной и выверенной государственной политики. Более того, законодательно предлагается механизм преодоления возможных разногласий между Председателем Правительства и Державной Думой в процессе утверждения состава Кабинета министров. В случае двукратного отклонения предложенного состава Правительства, Председатель обязан в кратчайшие сроки сформировать новый состав. Данная норма гарантирует бесперебойное функционирование Исполнительной власти вне зависимости от политической конъюнктуры, показывая верховенство законодательной власти над исполнительной в этом вопросе. Предлагаемая модель формирования Правительства воплощает принципы сдержек и противовесов, обеспечивая институциональный баланс между ветвями государственной власти в процессе кадровых назначений в системе Исполнительной власти.
12. Председатель Правительства несёт ответственность перед Главой Державы и Державной Думой за деятельность Правительства. Полномочия и обязанности министерств и ведомств Правительства Державы закрепляются указом Главы Державы.
Согласно предлагаемым конституционным положениям, Председатель Правительства Державы несёт ответственность за деятельность Правительства перед двумя ключевыми государственными институтами:
Глава Державы (аналог Президента) является высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть, а Правительство является высшим органом исполнительной власти. Соответственно, Председатель Правительства подотчётен Главе Державы и ответственен перед ним за функционирование Правительства.
Державная Дума (аналог Парламента) осуществляет законодательную власть и реализует надзорные полномочия в отношении исполнительной власти. В этой связи Председатель Правительства обязан отчитываться перед Державной Думой, которая вправе выразить вотум недоверия Правительству.
Указ Главы Державы регламентирует полномочия и сферы ответственности министерств и ведомств, входящих в состав Правительства. Данный механизм позволяет Главе Державы устанавливать чёткое разграничение компетенций различных органов исполнительной власти, что обеспечивает эффективность и слаженность работы всего Правительства.
Таким образом, конституционная модель предполагает систему сдержек и противовесов, в рамках которой Председатель Правительства несёт ответственность перед высшими институтами государственной власти (Главой Державы и Державной Думой), в то время как Глава Державы совместно с Председателем Правительства определяет структуру и полномочия Правительства.
13. Министры, главы служб и ведомств (управлений, агентств) силового блока в Правительстве Державы назначаются по положениям отдельного Конституционного закона о Правительстве.
Почему министры, главы служб и ведомств (управлений, агентств) силового блока в Правительстве Державы должны назначаться в соответствии с положениями отдельного Конституционного закона о Правительстве:
Эффективное управление силовыми структурами имеет решающее значение для поддержания национальной безопасности и общественного правопорядка. Следовательно, их руководство должно быть регламентировано на конституционном уровне, чтобы обеспечить стабильность и преемственность в этой важной сфере государственного управления. Отдельный Конституционный закон о Правительстве позволяет детально регулировать процедуры назначения и ответственности руководителей силовых органов. Это даёт возможность чётко распределить полномочия между различными ветвями власти и установить эффективную систему сдержек и противовесов. Конституционное закрепление порядка формирования и функционирования силового блока Правительства повышает его прозрачность и подотчётность перед обществом. Данный аспект имеет важное значение для обеспечения доверия граждан к власти и предотвращения возможных злоупотреблений. Отдельный Конституционный закон позволяет учесть специфику силовых ведомств и их особую роль, в отличие от гражданских министерств и ведомств. Это даёт возможность адаптировать процедуры назначения и контроля к их уникальным особенностям. Конституционный статус закона о Правительстве гарантирует стабильность и последовательность кадровой политики в силовом блоке, что имеет критическое значение для обеспечения национальной безопасности. Данный подход позволяет обеспечить эффективное управление силовыми структурами, укрепить систему сдержек и противовесов, повысить прозрачность и подотчётность, а также гарантировать стабильность кадровой политики в этой важнейшей сфере государственного управления и согласованность всей системы по назначению силового блока.
14. Деятельность Правительства Державы определяется положениями отдельного Конституционного закона о Правительстве Державы.
Наличие отдельного Конституционного закона, регламентирующего статус и организацию Правительства, является важным элементом конституционного строя современного государства. Это обусловлено рядом ключевых теоретических и практических предпосылок:
Закрепление правового статуса и системы полномочий исполнительной ветви власти. Конституционный закон о Правительстве чётко определяет место и роль исполнительной власти в механизме разделения властей, её соотношение с другими государственными органами. Это способствует формированию устойчивой системы сдержек и противовесов;
Регламентация структурно-организационных основ функционирования Правительства. Конституционный закон устанавливает порядок формирования Правительства, процедуры принятия им решений, механизмы взаимодействия входящих в его состав органов. Это гарантирует слаженность и эффективность деятельности исполнительной власти;
Закрепление механизмов подотчётности и ответственности Правительства. Конституционный закон определяет формы парламентского контроля над исполнительной властью, процедуры выражения ей вотума недоверия, отстранения от должности отдельных членов Правительства. Это обеспечивает подотчётность Правительства законодательному органу и народу;
Создание прочной правовой основы стабильности государственного управления. Наличие специального Конституционного закона о Правительстве формирует устойчивую правовую базу функционирования исполнительной власти, способствует преемственности и последовательности государственной политики независимо от смены политических партий у власти.
15. Исполнительная власть берёт на себя выполнение следующих основных функций:
а) формирование и сохранение благоприятной среды обитания;
б) осуществление здравоохранения населения;
в) создание и функционирование систем социального обеспечения и защиты населения, занятости трудоспособного населения;
г) развитие науки, культуры, физической культуры и спорта и обеспечение возможности получения населением образования;
д) осуществление внешнеполитической деятельности;
е) формирование и обеспечение деятельности финансовой системы государства;
ж) обеспечение развития экономики в государстве;
з) осуществление мер таможенного регулирования;
и) функционирование торговли, как внутренней, так и внешней;
к) создание условий для функционирования транспорта и связи как единых систем;
л) обеспечение условий для деятельности аграрного сектора хозяйства, направленной на удовлетворение потребностей населения;
м) сохранение и рациональное использование природных ресурсов;
н) создание условий для функционирования промышленности и энергетики;
о) обеспечение обороноспособности и безопасности государства;
п) обеспечение внешней и внутренней безопасности в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности государства;
р) осуществление правоохранительной деятельности, в том числе мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
с) определение статуса и защита государственной границы Державы;
т) обеспечение деятельности органов юстиции;
у) иные вопросы, требующие единообразного решения и применения на территории Державы, для обеспечения блага и пользы граждан.
Без комментариев.
16. Органы исполнительной власти создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из средств государственного бюджета.
Органы исполнительной власти представляют собой систему специализированных государственных органов, ответственных за реализацию политики и решений, принимаемых высшими органами власти. Они являются ключевым звеном государственного аппарата, призванным обеспечивать практическое воплощение в жизнь законов, указов, постановлений и распоряжений, издаваемых законодательной и исполнительной ветвями власти. Деятельность органов исполнительной власти охватывает широкий спектр государственных функций - экономических, социальных, оборонных, внешнеполитических и иных. Они реализуют государственные программы и проекты, регулируют различные сферы общественной жизни, осуществляют административные, контрольно-надзорные и иные полномочия. Таким образом, органы исполнительной власти выступают в качестве основного инструмента государственного управления, обеспечивая практическую реализацию государственной политики. Финансирование деятельности органов исполнительной власти осуществляется исключительно за счёт средств государственного бюджета. Это обусловлено их статусом в качестве неотъемлемой части государственного аппарата, не преследующего коммерческих целей. Расходы на содержание административного персонала, обеспечение функционирования, реализацию государственных программ и проектов покрываются из консолидированного бюджета, формируемого за счёт налоговых и иных обязательных платежей граждан и организаций, без возможности финансирования со стороны, чтобы исключить факторы воздействия на принимаемые решения.
*Вышеизложенное является частным, субъективным мнением по данному вопросу, которое может выразить любой гражданин России в любой форме на основании части 3 ст.29 Конституции России.