Добрый день, дорогие!
Как Вы там?
Надеюсь, что всё у Вас хорошо, надеюсь, что всё у Вас дорогих — слава Богу.
Уже давно хотела поговорить с Вами на одну деликатную тему, да всё не решалась, откладывала. И вот, решилась.
А Вы знаете, дорогие, как я для себя узнаю ответ на любой сложный для меня вопрос: "решиться — не решиться?», «нужно — не нужно?», «делать — не делать?», «что хорошо — что плохо?», «как отнестись к проблемному человеку?», «как отнестись к спорной ситуации?»
Я спрашиваю себя:
1. «А, что Евангелие говорит по этому поводу?»
2. И ещё: « А как ты, Люда, поступила бы в этой ситуации? »
И это не потому, что Люда чего-то стОит, а потому, что Люда много лет с Божией помощью старается научиться жить по Богу, а по - православному, образно сказать, это — кровь проливать, а, по-мирскому выразиться, это - не петушки сосать. И этот мой опыт чего-то да стоит.
Вы знаете, дорогие, тому, кто имеет в основе своей жизни Закон Божий ( а не свой, «доморощенный» ), очень может помочь перевод сложного вопроса или «прикидывание» сложной ситуации на себя: в этом случае ситуация или вопрос становятся максимально близкими и понятными.
Всё худшее во мне — от меня, а всё лучшее во мне — от Бога. И это — правда. Именно лучшую часть моей души я и подключаю тогда, когда мне надо разобраться в сложной ситуации.
Возвращаюсь к нашей теме.
А тема у нас сегодня: « Неумение говорить «нет» ».
В каких случаях хорошо сказать «нет» и как это сделать так, чтобы не обидеть того, кому отказываешь?
Я хотела бы, дорогие, рассказать Вам о том, что помогло мне в своё время справиться с этой проблемой, помогло мне эту проблему проблемой не считать. Может быть, мой опыт кому-то из Вас будет интересен.
__________________________________________________________
Нежные, любящие, понимающие отношения между людьми — Рай на земле! Но, к сожалению, не всегда так бывает. Бывает и иначе... Бывает и такое общение, которое необходимо прервать.
Ведь, в какую меру «неумение отказать» — качество характера деликатное, вот, в такую же меру это качество характера может оказаться и разрушительным для человека. Некоторые из моих знакомых попали в Клинику неврозов из-за неумения и невозможности отказывать родным людям в их просьбах (порой, бесконечных).
Меня научило говорить «нет» православие, а, если быть точнее, то — самая высшая из его добродетелей. А Вы, дорогие, знаете какая самая большая добродетель в православии?
Самая большая добродетель в православии не пост, не молитва, не доброта, не милосердие, даже не любовь... Самая большая добродетель в православии это — БЛАГОразумие, то есть, разуметь благо в том, что ты делаешь.
Например:
- можно украшать себя, удлиняя ногти, но, если потерять чувство меры, то это «украшение» станет уродством;
- можно поститься, но не до такой степени, чтобы обессилить и не иметь возможности выйти на работу, чтобы сменить напарника. Потому что от такого «подвижничества» твой напарник вынужден будет работать вторые сутки подряд.
Не до такой степени надо поститься, чтобы не иметь возможности ноги передвигать. Я знала одну такую «подвижницу», которая, придя домой с работы, на диван падала и просила мужа положить её ноги на диван, потому что сама уже не в силах была это сделать;
- можно молиться, но не до такой степени, чтобы в молитвенном экстазе никого и ничего вокруг не замечать, не видеть, не слышать и не помочь больной матери, которая за стенкой лежит и в твоей заботе нуждается;
- можно помогать ближнему, но не до такой степени, чтобы квартиру свою продать, и деньги нищим раздать, а себя и свою семью оставить без крова и средств к существованию;
- можно любить себя,… ( только не падайте со стула), ведь это не я, а Господь сказал: «возлюби ближнего, как самого себя ». Значит, надо уметь любить не только ближнего, но и себя тоже, но, конечно же,... не до самозабвения, восторга и упоения. Мда… Желательно, конечно же, не до умопомрачения себя любить.
А, чтобы этого не случилось, хорошо вспомнить тот день из своей жизни, когда от невыносимой боли и страдания невозможно было ни мякнуть, ни вякнуть, ни рукой, ни ногой пошевелить. В такие минуты ОСОБЕННО хорошо чувствуешь и понимаешь:
- насколько могущественен и всесилен твой разум,
- как бесконечно привлекательны твои бицепсы, трицепсы и другие выдающиеся части твоего тела;
- насколько лучезарен твой лик;
- и, что нет равного тебе по таланту и по «звезданутости». Sorry: по «звёздности».
К слову сказать, и ум, и внешность, и талант даны нам Богом от рождения. Мы не трудились, как ювелиры, «создавая» их, они уже были даны нам Богом как стартовые возможности. Поэтому и восторг, и восхищение, и упоение, и благодарение - всё Ему!
Вот и святой апостол Павел говорит: " Что ты имеешь, чего бы не получил (от Бога)? А, если получил (от Бога), что хвалишься, как будто (не от Бога получил, а сам создал) не получил? " (1 Кор. 4:7).
Во всём нужно благоразумие.
Во всём нужно чувство меры, которое украшает любое чувство, любое действо.
Вот и в отношениях между людьми эту меру хорошо понимать и чувствовать.
Я помню проповедь одного игумена, который во время встречи со старцем спросил его: «Как быть, отче? Сотрудник храма пьет... Уволю — пропадёт, оставлю — проблемы и беды от него бесконечные».
Знаете, что ответил старец? Золотые слова... « Держи его до тех пор, пока его злое не превысит то доброе, что он делает для общего дела ».
Понимаете? Вот она — мудрость, вот оно — чувство меры, вот оно — БЛАГОразумие в действии.
Этот совет старца каждый из Вас может хоть сейчас применить к своим сегодняшним, волнительным для себя обстоятельствам, а именно: не превышают ли вред, страдание, зависимость и опасность всякого рода, исходящие от человека ( или от ситуации), то доброе, что он ( или эта ситуация ), делает для меня? И, если превышают, то благосклонность к такому человеку ( или к этим обстоятельствам ), которая расценивается
как добродетель, можно назвать, простите, глупостью.
__________________________________________________________
Именно благоразумием, именно чувством меры я и стала руководствоваться во всех сферах своей жизни, когда пришла к вере.
Как сейчас, будучи уже верующим человеком, я повела бы себя в некоторых обстоятельствах, в которых надо говорить «нет»?
Вот, например :
1. Нужна моя физическая помощь.
Просит бабушка приехать на дачу и помочь вскопать, прополоть, полить, обрезать, спилить, унавозить, а самое главное, спасти от ночного заморозка её 9 яблонь, которые уже зацвели, т.е. надо всю ночью жечь костры и дымом костров эти яблони отеплять.
А у меня, к примеру, — семья, а у меня —- ребёнок, а я пять дней в неделю работаю, а в выходные дни я должна буду: убирать квартиру, стирать, гладить, готовить еду, сеять, веять, молотить и приводить себя в порядок, потому что в понедельник — на работу.
Мда,… но это — с одной стороны, а с другой стороны — мёрзнет яблунёвый цвет на девяти бабушкиных яблонях.
Дорогие, а Вы знаете, сколько яблок даёт одна 10-15 летняя яблоня?
Нет, не знаете?
А я Вам скажу.
До фигища она даёт яблок.
А Вы знаете, дорогие, сколько яблок дают... девять 10-15 летних яблонь?
Не знаете?
А я Вам скажу…
Нет! Нет в нормативной лексике такого слова, передающего количество этих яблок! Нет.
Я - человек верующий, и Господь учит меня, по возможности, сохранять мир со всеми, тем более — с родственниками, поэтому свой монолог к бабушке (и к любому другому человеку, которому я собираюсь отказать!), я обязательно начну со слова: « прости ».
Поэтому: « Бабушка, прости! Пожалей! Ни сил, ни времени нет. Можно девять,… можно, конечно же, и девяносто девять яблонь посадить и обижаться на всех из-за того, что они не едут к тебе помогать, но, если можно, оставь пожалуйста себе столько плодовых деревьев и столько грядок, сколько ты сама, не перенапрягаясь в состоянии будешь обработать. Пожалей себя. Для меня, дорогая, ничего не сажай: я всё куплю у себя, рядом с домом. Прости! »
2. Просят меня помочь морально.
Неверующий родственник (или не родственник) после бесконечных ссор в его семье просит сочувствия, просит приехать и помочь наладить отношения.
Это очень логично обратиться к верующему, рассудительному и доброжелательному человеку в решении своих проблем. У верующего человека, по большому счёту, нет вопросов, нет нерешаемых проблем, он по Закону Божиему живёт и, поэтому Господь так устраивает его жизнь, что все обстоятельства работают на него.
Совсем другое дело, человек неверующий...
А кто такие неверующие люди?
Это, по большей части, люди эгоистичные. Это те люди, которые думают, преимущественно, о себе, любят, в первую очередь, самих себя, у которых все кругом виноваты и, которым все должны.
Они не живут по Закону любви к Богу и к людям, а живут по своим, как им кажется, единственно верным законам и искренне недоумевают, чем же их законы не хороши.
А Господь на этот вопрос им обязательно «ответит», а Господь их обязательно «вразумит»… Вот только, помоги им, Господи, раньше этого Божьего «вразумления» всё понять.
У этих людей не будет недостатка в печали, потому что все остальные эгоисты живут и думают также. Сколько эгоистов, столько и законов, столько и пониманий того, как надо вокруг них любимых жить.
И вот, пока они не начнут думать о других людях, ничего в их жизни не изменится, а, если и изменится, то не надолго.
Мда… Можно, конечно, и всю свою жизнь посвятить решению проблем таких людей, которые и пальцем не хотят шевельнуть, чтобы что-то к лучшему в себе изменить. Да вот только, правильно ли это будет?
Поэтому: « Прости! ... » - надо иметь снисхождение к эгоистам, потому что они очень нежны, чувствительны и легко ранимы. И это «прости», в разговоре с ними, можно вставлять хоть через каждое слово: те, кому «до фонаря» и ты, и твоё здоровье, и твои проблемы, и твоя семья, и твой многолетний нервный, глазной тик от общения с ними, с удовольствием слушают извинения.
И это моё извинение - не лицемерие, это - моя жизненная позиция: Господь учит меня, по возможности, сохранять мир со всеми и не продлять зло во времени и пространстве. И это очень мудро. Только любовь и доброжелательность в состоянии изменить человека. Зло породит ответное зло.
Поэтому: « Прости! Когда-то и я жила, как от «обезьяны произошедшая», и жизнь моя была адом. Сейчас я стараюсь жить по Закону Божиему, и жизнь моя стала Раем. Если хочешь, можешь попробовать измениться и ты. Прости! Не обижайся на меня».
Здесь хорошо не путать вышепреведённые случаи отказа, с теми случаями, когда перед тобой - страдающий и беспомощный человек, которому некому помочь, когда перед тобой - человек, находящийся в крайне тяжёлом состоянии, которое требует неотложного вмешательства. Вот здесь, стоять и философствовать над ним не надо, здесь надо срочно помогать.
3 Желание родственников вмешаться в мою личную жизнь.
Нежные, любящие, понимающие отношения между родными людьми — Рай на земле! Но, к сожалению, не всегда так бывает. Бывает и иначе... И от этого «иначе» коверкаются жизни, ломаются судьбы, распадаются семьи, теряется здоровье, происходят непоправимые трагедии в семьях ... Так быть не должно.
Если родственники - истинно верующие люди, то в желании помочь они ограничатся советом, если родственники - люди неверующие, то возможны проблемы…
Что я раньше думала о верующих людях? Думала так, как меня учили, что это - люди тёмные и невежественные, которые где-то в тёмном углу молятся и в пол головой бьются. Мда…
А, когда я вживую, а не по рассказам узнала кто такие истинно верующие люди (те, чьи слова и дела не расходятся с тем, что говорит Евангелие), то я обомлела…
Так поразили меня их ум, мудрость, простота, доброжелательность, нелживость, деликатность, глубина мысли и красота их души. Это Господь научил их быть такими...
Глядя на них, я ужаснулась тому, как я жила. Меня потрясло убожество моей жизни, скудость моих мыслей и ничтожность моих целей, и я решила меняться. Я стала стараться жить так, как учит Господь.
И теперь моя душа, узнав лучше, никогда не захочет вернуться к худшему.
Поэтому, когда кто-то,... кто Бога не знает,... кто знать Его не хочет, а то и ненавидит Его, начнёт учить меня жизни, то я про себя скажу: « НЕ СМЕТЬ !!! »
А вслух скажу: « Прости! …» - и это извинение не будет лживым. Господь учит меня не на внешнее, а в сердце смотреть, и я хорошо пойму движение души этого человека. Я хорошо пойму его искреннее желание сделать жизнь мою, как ему кажется, лучше, т.е. научить меня своему уродливому пониманию того, как надо жить.
Да. Для меня это будет уродливое понимание, потому что «там», куда он меня зовёт, я уже была, и мне «там» не понравилось. А ему сравнивать больше не с чем, потому что другого пути он, к сожалению, пока ещё не узнал.
Поэтому: « Прости! Ты - мой самый родной человек! Я всегда помню и никогда не забуду то, что ты сделала (сделал) для меня. Я совет твой услышала, всё лучшее к сведению приняла, но я - взрослый человек, разреши мне самой принимать решение и приобретать свой опыт. Разреши мне пожалуйста самой проживать мою жизнь. Прости меня ».
Дорогие, но такая твёрдая жизненная позиция - для самостоятельных людей, для сильных натур, которые хорошо поняли, что они не «черновик пишут», а «набело» свою жизнь живут. Другой не будет.
Я уверена, что именно такие люди и читают сейчас это моё письмо.
Хорошего дня, дорогие!
Хорошего дня!