Найти в Дзене
МИР И ЛЮДИ В ОБЪЕКТИВЕ

5.Власть. Размышления православного человека. Структура власти

Мало кто понимает, что не мы идем по жизни, а нас ведут по ней.

Лион Фейхтвангер.

А как, по каким каналам власть воздействует на всех?

Размышлять о том, что есть власть, что она собой представляет и как проявляется, люди начали от начала своего осознанного существования. И было это практически во всех цивилизационно значимых регионах нашей планеты – будь то Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия или Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Русь («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона).

Особо хочется отметить, что при всём территориальном, идеологическом и политическом различии этих регионов власть в их истолкованиях всегда была иерархична, и в этой иерархии постоянно находилось высшее по отношению к людям звено, то есть некая сверхвласть.

Иными словами, люди всегда понимали, что власть не ограничивается только государственной властью. И получалось, что чем ближе фараонская/цезарская/императорская власть к этой высшей власти, тем качественнее оказывалось управление в государстве.

Но как только начиналась борьба за власть, так условия бытия этого государства резко понижались. А то и само государство исчезало. И тогда вновь на первый план выступали поиски параметров качественной власти.

Естественно, особенно острыми такие поиски становились в периоды сложные, переломные и даже опасные для того или иного народа.

Так как же устроена власть?

Понятно, что она иерархична, то есть всегда есть некая структура: от высшего к низшему. В этом не сомневается никто. Но вот объяснения того, как же выглядит эта иерархия и что входит в эту структуру, весьма различны, а иногда и противоположны.

Давайте рассмотрим две главные позиции: 1) теологическую (богословскую) и 2) светскую.

1. Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый Мир, но и Мир невидимый, духовный. И упорядоченное гармоничное представление о Мире начинается с небесной иерархии. Ее структура изложена в трактате «О небесной иерархии», в котором представлен принцип ее организации. Эта иерархия имеет девять чинов, подразделенных на три триады-лика.

Такое деление основано на двух позициях: степени приближенности к Богу и типу служения. Все чины небесной иерархии в общем именуются ангелами (греч. άγγελοι – вестник, посланник). Они бестелесны, нематериальны, бессмертны и неизменны. По природе ангелы ближе всего к Богу и являются посредниками между Богом и людьми, причем даже Сам Господь наш Иисус Христос по человечеству подчиняется воле Бога Отца через их посредство.

Первый лик – серафимы (шестикрылые ангелы), херувимы (четырехкрылые ангелы) и престолы (ангелы, изображаемые в виде колес со множеством глаз).

Второй лик – господства, силы и власти.

Третий лик – начальства (начала), архангелы и собственно ангелы.

«Каждый Чин есть истолкователь и вестник высших себя. Высшие всех суть истолкователи Бога их движущего низшие чины небесных Существ познанию Божественных дел справедливо научаются от Существ высших; а сии, как всех высшие, Божественным тайнам научаются, сколько возможно, у Самого Бога.

Можно присовокупить к тому еще, что каждый небесный и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и низшие степени и силы, проявляющиеся подобно тому, как бывает при сообщении просвещения в Иерархии; и сообразно с сими силами, по возможности, приобщается светлейшего очищения, обильнейшего света и высочайшего совершенства.

Ибо кроме Того, Кто истинно самосовершен и всесовершен, нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения», – святитель Дионисий Ареопагит.

Все чины небесной иерархии исполняют повеления Всевышнего и ограждают благочестивых людей своим покровом. Ангелы служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных.

Как мы видели в предыдущих главах, отцы Церкви показали нам также и структуру земной власти, причем не только показали ее, но и дали главный критерий параметра качества власти.

Наивысшая власть – это власть Божия, власть Творца и Вседержителя. Следующие ступени иерархии земной власти занимают правители различных уровней воздействия и ответственности/безответственности.

Очевидно, что чем ближе к Богу и Его заповедям находятся властители различных уровней (будь то пророки, судьи, цари/императоры и иже с ними), тем выше качество власти.

Властью Творца и Вседержителя созидается и управляется весь мiр, все мiроздание во всей его полноте.

В русском языке вплоть до 1918 года существовали два разных слова, соответствующих двум разным понятиям: мiр и мир. Упразднение одного из них привело и к смещению понятий, упрощению их, и к постепенному вытеснению столь объемлющего понятия, как мiр во всей его целокупности.

А исключение Бога из понимания строения мiра и управления мiром повергло население в безответственность: «если Бога нет, то все дозволено».

Эта безответственность, это стремление к сиюминутному ублажению характерно не только для нашей страны, в 1918 году законодательно отринувшей Бога.

Его реальное отторжение (при внешней религиозности) произошло во многих христианских странах. Началось это весьма давно, и даже не со знаменитого XVII века – Века Просвещения. Но об этом мы поговорим несколько позднее.

И дабы не создавать путаницы и отделять зерна от плевелов, будем мир, как отсутствие войны, по-прежнему писать со строчной буквы, когда же речь пойдет о мiроздании, будем писать это слово с заглавной буквы – Мир.

А сейчас нам надобно посмотреть: как же устроена иерархия власти с точки зрения светской науки и практики, и есть ли у нее хоть какие-нибудь точки соприкосновения с теологической позицией.

2. Формировалась светская позиция долго, постепенно уходя от понимания теоцентричности Мира (Бог, дающий всему жизнь), которое было во всех человеческих сообществах – вне зависимости от места их обитания.

И не столь важно, что изначально эта божественность разделялась на несколько ипостасей. Главным все равно оставалось понимание высшей созидающей и управляющей силы. Но люди, все больше впадая в гордыню и алчность, все отчетливее претендовали на собственное управление Миром видимым, их окружающим.

Создавались и строились различные варианты и теории. В конечном итоге к середине ХХ века окончательно сформировалось и утвердилось то, что получило название «системный подход».

Основаны на нем многие работы и социологов, и политологов, и историков, и – наиболее интересные – междисциплинарные исследования. Например, работы С.И.Валянского и Д.В.Калюжного.

С их позицией можно соглашаться или не соглашаться, принимать её или отвергать, но несомненно одно: разработанный ими новый раздел науки – хронотроника (изучает эволюцию общества во времени и пространстве как систему взаимовлияния человека и природы) даёт такие возможности изучения и анализа жизни социума, которые раньше не применялись комплексно.

Под системой понимается некая целостность, которая со­стоит из множества элементов (эти части системы сами могут быть простыми или сложными системами), и с многочисленными связями между ними и окружающей их средой.

А она, в свою очередь, тоже система, но высшего порядка (суперсистема).

И главное отличие системы (например, человеческого организма) от любого упорядоченного набора неких компонентов (например, библиотеки) в том, что ее элементы действуют как единое целое: каждый работает ради общей цели, стоящей перед системой (чего, естественно, не могут и не должны делать книги).

При такой трак­товке система – это и живой организм, и человечество, и Мироздание. Так, суперсистема «биосфера планеты» входит составной частью в мегасистему «вселенная», завися от нее и, в свою очередь, оказывая на нее некоторое влияние.

А суперсистему «биосфера планеты» составляет множество сложных систем, вложенных друг в друга, как «матрешка», и состоящих, в конце концов, из отдельных организмов. При этом четкой границы между отдельным организмом и экосистемой нет: организм, изолированный от экосистемы, не сможет долго полноценно жить.

А суперсистема «живой организм» (например, человеческий) состоит из элементов, которые тоже – очень сложно организованные системы со своим набором элементов-органов: нервная, кровеносная, эндокринная и другие.

И так же, как в соотношении организм–экосистема, изолированный орган не сможет полновесно жить без тела, в котором сформировался. До той поры, пока каждый из этих элементов работает на сохранение всей системы, помогая друг другу, а иногда и беря на себя часть функций другого элемента, организм живет и действует.

По такому же принципу живут и социальные системы. И в них тоже все элементы должны работать на благо системы.

Но как в отдельном живом организме могут происходить отрицательные процессы, когда клетки одного из элементов, разрастаясь, губят всю систему, так же может происходить и в социальных системах, когда какой-либо ее элемент захватывает себе неоправданно большое «пространство», оттесняя, а то и вообще вытесняя других.

Понятно, что для всей системы это чревато весьма серьезными последствиями.

С точки зрения такого подхода, сложное строение системы «человечество» изначально состоит из трех основных элементов-систем: биологи­ческого, социального и информационного.

И каждый из них – тоже сложная система. Первый, биологический, элемент – понятен.

Второй – орга­низация жизни и деятельности любого социума от маленького сообще­ства до всего человече­ства.

Третий обеспечивает взаимодействие элементов и внутри системы, и самой системы с окружающей её средой – биосферой нашей планеты.

Социальный элемент имеет несколько форм орга­низации жизни и деятельности человеческого сообщества. Государство – одна из них, поя­вив­шаяся относительно поздно в глобальной истории. При этом государство отнюдь не всегда обяза­тельная форма.

Подтверждение – в наличии до сей поры человеческих сообществ, вполне бла­гополучно существующих без государства. Например, около 44 групп, населяющих территорию Новой Гвинеи; караваи на территории Индонезии; сурма на территории Эфиопии и Южного Судана; некоторые группы амазонских индейских племён ава и гуайя; и другие. Информация о них поступает в основном из рассказов соседних с ними народов или с аэрофотоснимков.

Совершенно очевидно, что жизнь любого человеческого сообщества обязательно должна быть хоть как-то организована, ибо иначе оно, сообщество, просто не выживет.

Исторически сложились три таких формы социальной организации: безгосударственная, государство, сверхгосударственная. И каждая из них, как система, имеет три основ­ных элемента: субъект управ­ления (те, кто управляет), объект управле­ния (кем/чем управляют), система свя­зей между ними и средой.

В безгосударственной форме основой было исконное стремление че­ловека к выживанию. Это – главная цель, и в ее достижении участвует всё об­щество, по крайней мере, те, кто фи­зически способен.

Особой группы управленцев не было, потому что каждый вносил свой вклад в общее дело: добы­вание и распре­деле­ние пищи, защита от опасности и многое другое. Иными словами, все сообщество было и субъектом и объектом управления – в зависимости от решения сиюминутной задачи.

Весомым переломным моментом развития сообщества стало овладе­ние огнем. Это, пожалуй, самый серьезный технологический прорыв в истории человечества. В результате люди получили такой мощный энер­горесурс, ко­торый и по сию пору не используется никем из других живых существ. Однако этот ресурс принципиально изменил не только физическую сторону жизни человека, но и его социальную организацию, и – в конечном итоге – социальную структуру общества.

Огонь, став объектом управления, вызвал серьезные изменения жизненного уклада. Ведь освоение огня (добывание, со­хра­не­ние, усиление, транс­портировка и пр.) потребовало познания природы, ее за­конов.

В первую оче­редь этими знаниями стали овладевать те, кому общество поручило хранить огонь.

Именно у них появилась воз­можность и необхо­димость внима­тельно изу­чать законо­мерно­сти природ­ных явлений, то есть постигать принципы организации ок­ружаю­щего мира. На­капливая, они систематизировали, сохраняли и передавали этот ценнейший опыт, который позволял повышать качество управле­ния сооб­ще­ством – с точки зрения его безопасно­сти и благополучия.

При этом появление выбранных обществом хранителей важной жизненной информации изменяло и структуру социума. В нем постепенно оформляются особые элементы: управ­ленческо-идеологи­ческие (старейшины, жрецы) и кон­кретно-управ­ленческие (во­жди). Но главная цель – обеспе­чение безопасно­сти всего со­общества оставалась без изменений.

Изначально внутренняя жизнь общины регулировалась поведенческими стереотипами. При этом старейшины, жрецы и вожди еще не становились именно властными структурами.

Они были, так сказать, предтечей управленческого корпуса человечества. Отличительными чертами "управленцев" того времени были их выборность, сменяемость и усредненная оплата труда, полностью зависящая от его результата.

Объектом управления оставалось все со­общество с его ресурсами – способности и воз­можности ка­ждого для обеспечения общей жизнедеятельности. Террито­рия не могла быть объектом управления, потому что она оставалась всего лишь областью обитания – ана­логично ареалу львиного прайда или вол­чьей стаи.

Постепенно человек, познавая природу, используя такой мощный энергоресурс, как огонь, получил возможность перейти к производящей эконо­мике, которая позволяла соз­да­вать избыточный продукт все в большем объеме.

Так возникла движи­мая собст­вен­ность братства, рода, се­мей­ства.

Но обособление движимой собствен­ности не оста­новилось на этом, а шло все далее и далее. Естественно, управле­ние таким обществом требовало иных форм, потому что возникали новые цели.

В результате этих процессов постепенно и сложилась новая форма организации жизни со­циума – государство. Теорий происхождения государства едва ли не больше, чем определений того, что есть государство.

А как еще в начале ХХ века писал известный российский правовед Л.Гумплович, «Сколько существо­вало го­судар­ствоведов и философов, столько су­ще­ствовало и опреде­ле­ний го­сударства». Но если принять за исходные положения духовную основу государственности, то определение станет простым, понятным и очень коротким.

Таким, каков был ответ на вопрос «Что есть государство?» Московского первосвятителя митрополита Филарета (Дроздова): «Союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою, жертвующих частью своей свободы для охраны и утверждения общими силами Закона Нравственности, который составляет необходимость их бытия». К сожалению, реальные государства весьма далеки от этого определения…

Но как бы там ни было, государство появилось и подчинило себе большую часть населения планеты. Структура этой новой формы (система-государство) изменялась и усложнялась, соответ­ствуя усложне­нию обществен­ных отноше­ний.

Появление новых управленческих задач определило разделение труда, который правильно подразделять не на умственный и физический (назовите хоть один вид физического труда, при котором не нужно участие мыслительных процессов), а на управленческий и производительный. И оказалась необходимой профессиональная управленческая деятельность, ибо без нее невозможна никакая другая полезная для общества деятельность: ни в сфере материального, ни в сфере духовного и интеллектуального производства.

И коль скоро труд управленческий и труд непосредственно производительный качественно разнородны, то уже на профессиональной основе стали формироваться особые управленческие структуры. А это объективно привело к социальному разделению, закрепило принципы создания управленческого корпуса. Итогом стала четкая пирамидальность устройства общества и управления им.

И очень важно вот что: распределение людей в этой пирамиде зависит не от владения тем или иным количеством имущества, а прежде всего – особыми знаниями.

Разделение общества изначально и по сей день определяется именно уровнем владения информацией: «знание – сила», «информация – власть». Только обладание такими знаниями даёт возможность получить власть – хоть явную, хоть (что особенно значимо) сокрытую, но реально действующую. Знание – власть.

А что же это за знания?

Чем таким особым они отличаются?

И почему именно они дают власть?

Без комментария
Без комментария

Понятно, что человечество накопило и продолжает накапливать огромное количество информации из разных областей. И столь же понятно, что ни один человек на планете не может знать ВСЁ. Да это никому и не нужно.

Как говорил знаменитый английский историк и известный шахматист XIX века Генри Томас Бокль, «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом». Значит, важно не количество информации, а ее качество, и умение работать с ней.

И здесь мы с вами вспомним древнеиндийскую притчу о слепых мудрецах и слоне. Мудрецов (тех, кто считал себя таковыми) подвели к слону и предложили обследовать то, до чего каждый смог дотянуться, и потом объяснить: что же такое слон.

Они добросовестно и старательно «изучали»: один – хобот, другой – ногу, третий – хвост и т.д.. После чего каждый твердо и уверенно заявил: слон – это мощный шланг; слон – огромная колонна; слон – всего лишь толстая веревка. Иными словами, каждому из "мудрецов" было достаточно фрагментарной информации, чтобы быть уверенным в своей правоте и непогрешимости.

Вот это и есть знание обыденное, стандартное, а мышление – ограниченное, не желающее заглядывать (не только глазами, но и мыслью) дальше и глубже.

А те самые «волшебные» знания – это умение видеть и понимать любое явление целостно, в полном объеме, во взаимной связи и взаимной зависимости с другими явлениями и событиями.

Таким образом, значимо не количество информации, а методология ее получения и осмысления. И связано это, в свою очередь, с типом мышления.

Возвращаясь к «нашему слону», давайте представим, что он состоит из множества частей-фрагментов, и его можно создать как объемную фигуру – из прочно соединенных меж собою частей. И что бы вы ни делали с этой фигурой, она стоит твердо и непоколебимо. Но можно из этих же частей сложить мозаику – она тоже даст целостный образ.

Более того, даже если что-то или кто-то с большой силой толкнет эту мозаику, и она рассыплется, то ей вполне можно вернуть первоначальный вид.

А вот если этого «слона» пытаться уложить на круглом стеклышке калейдоскопа, результат будет весьма плачевным: не помещаются все части на небольшой площади – и целостного образа не получается, да и любое малейшее движение рассыпает картинку, и как бы мы потом ни крутили калейдоскоп, рисунок не повторится.

Иными словами, мышление может быть целостным, мозаичным или калейдоскопичным, и в зависимости от этого – умение человека получать информацию, осмыслять ее и понимать/не понимать процессы окружающей жизни.

Так вот, для обладания теми самыми, особыми, знаниями, нужно владеть целостным типом мышления, иметь возможность получать качественно значимую информацию и уметь осмыслять ее. А принцип и способы получения знания для разных уровней социальной структуры общества были разработаны еще в государствах Древнего Востока.

Именно там и тогда создан способ разделения знаний, их особого хранения и особой передачи с жесткой дозированностью: далеко не всё и далеко не всем. Управ­ленческий аппарат (и весьма редко – фараон: ведь он всего лишь видимая «картинка» власти) получал из рук жрецов (та самая – реально действующая вершина власти) строго отмеренное количество информа­ции, необходимой ему лишь непосредственно для своей деятельности.

Это как знакомство с секретной документацией в армии: каждому – только в части, его касающейся. Именно отсюда – сословное нера­венство свободных.

В дальнейшем это было закреплено в системе образования. И по тому, чему и главное как учат в школах, можно весьма четко прогнозировать ближайшее будущее общества.

Если в результате обучения большая часть населения получает хотя бы мозаичный тип мышления, то у общества может быть вполне благополучное будущее. Ведь именно из таких, способных воспринимать и качественно осмыслять получаемую информацию, могут вырасти отечественные управленцы.

А вот если у большинства в головах «калейдоскоп», то… это радость великая для надгосударственного управления.

Без комментария
Без комментария

Со временем властные структуры любого государства не столько осуществ­ляют защиту всего обще­ства и его иму­щества (как в безгосударственной форме), сколько, главным образом, ут­верждают и защищают (в том числе и от самого обще­ства) привилегии и все виды собствен­ности того класса/прослойки, кото­рый становится господствующим на опреде­ленный исторический пе­риод.

Поскольку общество всегда оплачивает (добровольно, добро­вольно-принудительно и, преимущест­венно, принудительно) работу управленцев, то, сле­до­вательно, они наняты обще­ством для обеспе­чения его разви­тия и безопасности. Однако в любом обществе власт­ные струк­туры всегда присваивают себе право монопольно высокой оплаты своего труда – вне зависимости от его результатов для обще­ства.

В итоге каждое общество всегда оказывается заложником деятельности властных структур – своих собственных или навязанных извне. Таким образом, четко выделился субъект управления.

А вот народ, то есть большая часть общества, превратился в объект управления. Но помимо народа, объектом стали также территория его по­стоянного проживания, ресурсы (материально-технические и духов­ные), не­дра.

Государство, в отличие от безгосударственной формы, – территориаль­ное об­ра­зова­ние. И территория, а также ее ре­сурсы и недра – матери­альная база, без кото­рой го­су­дар­ство не может существовать.

Коль скоро усложнялся объект управления, то усложнялась и структура управлен­ческой дея­тель­ности. Тер­риторию нужно было обо­значить, за­щищать, использо­вать ее ресурсы, расширять, ре­шая при этом весьма важный для развития государства и сохранения его целостности во­прос о собст­венности на землю.

Как показывает мировая история, процесс объединения раздробленного государства начинался, как правило, с провозглашения государ­ственной собственности на землю (во всяком случае – на ощутимо большую ее часть), потому что это дает возможность, создав еди­ный объект управления, сосредоточить всю полноту воздействия на него.

По такому же принципу – создание единого объекта управления – формировались и империи.

Принудительное объединение стран, производивших в ос­новном предметы по­требления (хлеб, текстиль и т.п.), и стран, специализировав­шихся на производстве средств производ­ства (металл, тягловый и вьючный скот и т.п.), образовывало империи. А в них сложным объектом управления, помимо увели­чившейся территории, становилось и разно­племенное население, в отношении которого нужно определять новые цели управления и пути их дос­тиже­ния.

Поскольку борьба всегда велась (и сейчас ведется) лишь за те территории, ресурсы которых давали возможность расширения и преумножения материаль­ной базы, то объектом управления становятся колонии: от колоний финикийцев и той эпохи широкой территориальной экспансии греков, которая получила название «Великая колонизация», до процессов в современном мире.

Ограбление колоний, неэк­вивалентный обмен, работорговля, превращение местного населения в даровую рабочую силу давали быстрое накопление капиталов, огромных богатств. Именно коло­нии как объект управления обеспечили западноевропейским странам то процветание, которым они так кичатся. Например, Британская империя, сложившаяся к 1497 году и просуществовавшая в полном составе до середины ХХ века, подчинила себе уже к 1920 году около 24% населения Земли.

Ещё в Древнем мире весьма быстро сложились два типа колоний, существующих до на­стоящего времени: переселенческие и завоеванные.

Пе­ресе­ленческие соз­давались выходцами из метрополии (финикийские и греческие коло­нии в Средизем­номорье; английские, голландские и другие в Северной Аме­рике, Австра­лии, Новой Зеландии и т.д.) и постепенно обре­тали права "независимых" государств.

За­воевание осуществлялось двумя способами: а) силовой захват территории (рим­ские коло­нии; Ирлан­дия, Африка, Индокитай, ост­рова Тихого океана); б) экономиче­ское завое­вание страны, в которой спровоцированы междоусо­бицы в результате натрав­ли­вания друг на друга групп населения по национальным, религиозным и иным признакам (Ин­дия; Югославия, СССР и др.).

И в переселенческих колониях, и в завое­ванных про­движе­ние, как правило, сопровождалось ис­треб­лением коренных племен, оттес­не­нием их на неплодородные земли, установле­нием полного контроля имперской администра­ции – иногда под прикрытием номи­нальной власти местных правителей.

Параллельно был разработан и способ идеологического захвата и подчинения, применяемый одновременно с экономическим воздействием. Он получил название-вуаль "культур­ное со­трудниче­ство". Способ, формально призванный обогащать культуры взаимодействующих народов, реально полностью заменяет социальные ценности захватываемого государства.

Сюда же относится и особая управленческая технология, созданная и широко введенная в действие еще жрецами Древнего Египта: во-первых, зачислять на службу как можно больше местных второстепенных князей ко­рен­ных народов, делая их своими ставленни­ками и агентами; во-вторых, от­прав­лять для обучения в метрополию детей местных правителей.

Именно это давало наиболее весомые ре­зуль­таты: воспи­танные в государстве-завоевателе и получившие специальное образование, они, возвратившись на родину, становились той самой «пятой колонной», которая так успешно разрушает подконтрольное государство изнутри.

Такой принцип осуществления национальной политики, как мы видим на многочисленных примерах, с превеликим успехом применялся и применяется по сей день в различных странах – в том числе и в нашей.

Без комментария
Без комментария

Особенно отчетливо это проявляется в современном мире, когда по одному и тому же сценарию разрушается национальное самосознание народов разных стран (Югославия, СССР, страны бывшего социалистического содружества и многие другие). В итоге под­кон­трольное госу­дарство, формально оставаясь суверенным, в действительности становится ко­ло­нией.

Первым фактическим территориальным разделом мира завершилась эпоха Великих географических откры­тий ХV–ХVIII веков. Этот процесс, то затихая, то нарастая, продолжался на протяжении всей истории человечества. И сейчас мы с вами – свидетели и, как это ни прискорбно, участники новой очередной попытки полного передела Мира…

Архимандрит Алексий (Ганьжин) награжден медалью «Патриот России»
Архимандрит Алексий (Ганьжин) награжден медалью «Патриот России»

Спасибо, что вы прочли материал, отметили его лайком, смайликом и высказались в комментарии.

Дабы не демонстрировать своё бескультурье и невоспитанность, просьба в комментариях не «тыкать», не оскорблять, не использовать нецензурную и скабрезную лексику. Подобные комментарии будут удаляться без предупреждений, а в отдельных случаях и блокироваться.

Всего вам доброго, как и вашим близким.