В этой статье хочу внести больше ясности в сомнения родителей и обратить внимание на важные моменты.
🤩 На те моменты, когда не ходящий в год ребёнок - это норма. Ну, просто у него такая скорость развития.
❗ И, с другой стороны, на "тревожные звоночки", которые требуют срочного вмешательства, невролога, реабилитолога и определённых действий от самих родителей.
Перво-наперво напомню,
что совершенной нормой является, когда ребёнок осваивает самостоятельный шаг в возрастном промежутке с 10 - 18 месяцев. Это что касается скорости и временных рамок.
Но, ведь, развитие идёт не только с како-то скоростью, но ещё и с определённым качеством. У одного малыша качество лучше, у другого хуже. Это различные асимметрии в теле, тонические напряжения, выгибания, вздрагивания, пропуски важных навыков и т.п.
🤓 ДА! Ребёнок может сделать свой первый самостоятельный шаг только в полтора года.
И это будет нормально при условии, если этот шаг и все предшествующие ему навыки были качественными.
🤩 Признаки, которые говорят,
что беспокоится НЕ стоит
Здесь расскажу о том, каки предшествующие навыки должны были быть реализованы дял того, что бы сформировался правильный здоровый шаг.
И если малыш делал всё это хорошо и по долгу, то он, видимо, просто очень старательный и ответственно подходит к формированию шага.
✅ Ваш ребёнок симметрично ползал по-пластунски и быстро правильно ползал на четвереньках больше 2-х месяцев.
✅ Ребёнок самостоятельно сел и сидит сейчас по долгу играет с прямой спиной.
✅ Сам научился подползать и вставать у опры на колени, а затем выставлять одну ногу вперёд на стопу. И так мог делать и делает сейчас с обеими ногами симметрично.
✅ Начал подниматься у опоры, толкаясь о стопу выставленной вперёд ноги и подтягивая задняя ногу для стояния.
✅ Свободно передвигается вдоль опоры приставными шагами симметрично в обе стороны.
✅ Может стоя у опоры перетаптываться с ноги на ногу.
✅ Стоя и держась за опору спокойно может повернуть голову в сторону и оторвать от опоры одну руку. При этом он не шатается и, конечно, не падает.
Такой малыш спокойно сделает свой качественный шаг самостоятельно.
Ему можно момочь некоторыми стимуляциями игрушкой и не сложными упражнениями.
🤸♂️ Некоторые УПРАЖНЕНИЯ
из того огромного арсенала, которым я обучаю родителей и коллег.
Например, когда малыш стоит у опоры:
- можно стимулировать его шагать в сторону в доль опоры за игрушкой
- можно показать игрушку спереди или сбоку и через сторону завести её за ребёнка, что бы он повернулся и потянулся одной рукой за игрушкой
Можно в качестве опоры для рук использовать фитбол и а медленно прокатывать его в стороны. Таким образом стимулируя приставной шаг ребёнка.
🤔Тревожные признаки
Но бывает, что ребенок задерживается и накак не начнет топать...🤷♀️
Это те моменты / "звоночки" которые следует вовремя заметить и срочно начать действовать на коррекцию.
🔴 Малыш выгибался и периодически делает это сейчас.
🔴 Ребёнок пропустил этапы ползания или ползал "раненым партизаном" или каким-то странным видом четверенек.
🔴 Подползая к опоре не встаёт на колени и не выносит одну нона стопу, а старается подтягиваться вверх руками с разогнутыми сзади ногами.
🔴 Всё время или часто стоит на носочках.
🔴 Часто падает и не умеет при этом группироваться. Падает плашмя назад.
🔴 Стоя у опоры НЕ перетаптывается и делает шаги в сторону. Или с трудом делает их только в одну сторону.
🔴 Боится оторвать руку от опоры и/или падает при повороте.
🔴 Было раньше или до сих пор при желании опуститься из стоя у опоры кричит, как бы зовя на помощь, а сам опуститься не может, только упасть.
🔴 Нет заметного желания отрываться руками от опоры.
🔴 Так и не пошел в 18 месяцев.
Если что-то из этого вы наблюдаете у своего малыша, то очень рекомендую обратиться:
- к неврологу, понять как идёт развитие нервно системы
- к остеопаты, чтобы снять имеющие напряжения, ущемления и укорочения тканей, мешающие нормальной двигательной активности
- к кинезиологу / двигательному терапевту, чтобы определить на каком этапе случился сбой нормальной двигательной программы и специальными упражнениями восполнить эту программу на уровне и тела и мозговых структур
Что делать, чтобы не допустить проблем
с шагом и постановкой стопы изначально?
Следует понимать, что подготовка в первому шагу, начинается уже с освоения навыка подъёма головы. И каждый последующий навык всё больше и больше готовит ребёнка к ходьбе.
Чем последовательнее и качественнее все эти навыки, тем лучше шаг и здоровее осанка.
🔸Не торопите процессы присаживания и вставания ребёнка различными не физиологичными способами. Это НЕ помощь, а ВРЕД.
🔸Помогайте ребёнку осваивать навыки физиологично и обязательно поэтапно, не пропуская ни одной ступеньки.
🔸Носите малыша только в тех позах, которые соответствуют уровню развития и зрелости ребёнка.
🔸Стимулируйте игрушками, звуками интерес ребёнка к осовению навыка, Помогайте осваивать навыки целенаправленными подталкиваниями, а не деланием движений за него.
🔸Создавайте благоприятную и стимулирующую интерес окружающую строго в соответствии с осваиваемым навыком.
🔸НЕ используйте вредоносные гаджеты, которые сейчас продаются во множестве.
🔸И да! НЕ водите за ручки. Это реально вредно для развития опорно-двигательного аппарата малыша.
И будьте уверены, что при благоприятных условиях в теле и в окружающей среде, ребёнок замечательно начнёт шагать сам.
И не нужно его торопить!
- - - - - - - -
Поделитесь в КОММЕНТАРИЯХ как Ваш малыш
осваивал или сейчас осваивает шаг?
Как вы ему помогаете?