Найти в Дзене

Невероятная история похищения «Моны Лизы»

Оглавление

Правый глаз «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. 21 августа 1911 года тогда еще малоизвестная картина была украдена со стены Лувра в Париже. Так родился легендарный шедевр.
Правый глаз «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. 21 августа 1911 года тогда еще малоизвестная картина была украдена со стены Лувра в Париже. Так родился легендарный шедевр.

Если бы вы стояли возле Лувра в Париже утром 21 августа 1911 года, то заметили троих мужчин, спешащих покинуть музей.

Тихим утром понедельника они были довольно заметными. 

Воскресный вечер в Париже был большим светским вечером, поэтому в понедельник утром многие люди были с похмелья. 

Трое мужчин, итальянских мастеров, не были похмельными. Но, возможно, они немного устали. Они только что провели ночь в чулане с художественными ценностями.

И в то утро, когда Лувр был еще закрыт, они выскользнули из чулана, сняв со стены 200 фунтов картины с рамой и защитной витриной. Освободив деревянный холст от рамы и футляра, они накрыли его одеялом и поспешили на станцию ​​Quai d'Orsay. Там в 7:47 утра троица села на экспресс, отправляющийся из города.

Она стала знаменитой за одну ночь.

До кражи «Мона Лиза» не была широко известна за пределами мира искусства. Леонардо да Винчи написал её в 1507 году, но только в 1860-х годах критики начали называть ее шедевром живописи эпохи Возрождения. И это суждение не дошло до узкой части французской интеллигенции. «Мона Лиза» не была даже самой известной картиной в галерее. 

Дороти и Том Хублер написали об ограблении картины в своей книге «Преступления Парижа». Говорят, прошло 28 часов, пока заметили четыре голых крючка.

Парень, который это заметил, был настойчивым художником натюрмортов, который поставил мольберт, чтобы рисовать в галерее Лувра. Он не мог начать, увидев отсутствие «Моны Лизы». Художник встревожился не сразу. В то время осуществлялся проект по фотографированию многих работ Лувра. Каждую картину приходилось выносить на крышу, поскольку тогдашние камеры внутри плохо работали.

В конце концов он убедил охранника пойти посмотреть, как долго фотографы будут хранить картину. Тот ушел, вернулся и сказал: «Знаете что, фотографы говорят, что у них её нет!» 

Внезапно «Мона Лиза» становится невероятно знаменитой картиной — буквально за одну ночь.

Знак позора

После того как Лувр объявил о краже, газеты всего мира опубликовали заголовки о пропавшем шедевре.

«60 детективов ищут украденную «Мону Лизу», возмущена французская общественность», — заявила газета «Нью-Йорк Таймс. Ограбление стало чем-то вроде национального скандала. Во Франции были большие опасения, что американские миллионеры скупают наследие Франции — её лучшие картины. В какой-то момент в заказе кражи заподозрили американского магната и любителя искусства Дж. П. Моргана. Пабло Пикассо также считался подозреваемым и был допрошен.

А поскольку накануне Первой мировой войны между Францией и Германией нарастала напряженность, находились люди, которые думали, что за этим стоит кайзер.

После недельного закрытия Лувр вновь открылся для толп людей, в том числе и для Франца Кафки, которые спешили увидеть пустое место, ставшее «знаком позора» для парижан.

Тем временем воры скрылись. Это были трое итальянцев: два брата Винченцо и Микеле Ланчелотти и главарь Винченцо Перуджа. Он был разнорабочим, который работал в Лувре, и устанавливал те самые защитные стеклянные витрины, которые он потом выдрал из «Моны Лизы».

Перуджа надеялся продать картину. Но ограбление привлекло столько внимания, что «Мону Лизу» сложно было реализовать.

Через несколько дней газеты начали предлагать вознаграждение. Перуджа мог бы сообщить об этом, но главная причина, по которой он этого не сделал, заключалась в том, что он боялся быть арестованным. История была настолько громкой, что он не делал этого и думал, что ему это сойдет с рук.

В поле подозрений детектива Бертильона попали прежде всего сотрудники Галереи. Среди них был стекольщик Перуджа, которому поручили сделать прозрачную защиту для "Моны Лизы". Его навестили дома, он сидел на кровати, под которой стоял неприметный ящик, и на ходу сочинял алиби. Ему поверили, обыск не проводили. И вор с ценным грузом под мышкой укатил в Италию.

Возвращение шедевра

Спустя двадцать восемь месяцев после того, как он похитил её из Лувра, Перуджа наконец добился успеха в продаже «Моны Лизы» некому арт-дилеру во Флоренции.

Но продавец был подозрительным. Он пригласил главу итальянской художественной галереи посмотреть на картину.

Штамп на обороте подтвердил её подлинность

Он сказал: «Хорошо, оставьте это нам, и мы позаботимся о том, чтобы вы получили вознаграждение». Перуджа вернулся домой. Но через полчаса, к его удивлению, у его двери уже была полиция.

Позже он сказал, что пытался вернуть полотно в Италию, что он был патриотом, и что она был украдена Наполеоном, и он пытался вернуть её на землю, где он родилась.

И вот с большой помпой картину вернули в Лувр. Перуджа признал себя виновным в краже и был приговорен всего к восьми месяцам тюремного заключения.

Но через несколько дней после суда разразилась Первая мировая война. Внезапно драма об ограблении произведений искусства исчезла с первых полос.

На тот момент это казалось очень маленькой историей. 

На сегодня из более чем 35 000 произведений искусства, хранящихся в Лувре, пожалуй, ни одно не пользуется большей популярностью, чем Мона Лиза.

Ставьте лайки, подписывайтесь, чтобы не пропускать статьи на моем канале, пишите комментарии! 

С любовью ко всем!