Найти в Дзене

Первый металлодетектор

Мой первый металлодетектор назывался «Эльдорадо». Весной 1999 мы с другом Женькой выписали его из Москвы. Это был простейший аппарат, стоимостью около 200 долларов, что конечно на тот момент было достаточно дорого. Работал он от батарейки Крона, которой хватало на весь день поисков. На шкале болталась стрелка, показывавшая только 2 позиции – золото и другие металлы. Правда, еще была маленькая зона железа, но там стрелка бывала редко, Эльдорадо любил шутить. Прибор издавал крякающие звуки при прохождении над металлом, был очень лёгким по весу и простым в обращении.

Покупке предшествовало моё знакомство с моим будущим многолетним другом Александром. Он провёл детство в селе Бобровка, расположенном в 20 км. от Усть-Каменогорска, и принёс несколько найденных на дороге монет, среди которых была сибирская полушка. На тот момент она являлась самой редкой из всей серии сибирских монет, десятикопеечник было найти значительно проще. Естественно, первый наш выезд с новым приобретением был в Бобровку, и весь сезон до первых снегов другие места были на втором плане.

-2

Бобровка – крупное село, в прошлом разделённое на 2 части – казачья и крестьянская. Основана была в 1756 году, и долго оставалась казачьим форпостом, подчинённым Усть-Каменогорской крепости. Это было видно и по последующим находкам – множество гильз и патронов, воинские медали Российской империи, части от шашек и сабель. В одном огороде нашли огромное пушечное ядро (оно и сейчас хранится в гараже) с дыркой для фитиля, а маленькие ядра диаметром около 10 см попадались часто.

В первый раз мы ходили на огороде Сашкиного деда. Первая находка – ¼ копейки серебром долго переходила из рук в руки и принесла огромный всплеск радостных эмоций! В этот день наш улов составил 7 монет, 2 нательных крестика и медное колечко.

Дом деда стоял на берегу речки, глубиною чуть выше пояса, и Сашка показал место, где в детстве утопил трофейный фашистский кинжал. К сожалению, у нашего прибора не было защиты от влаги, поэтому к поиску кинжала мы вернулись через несколько лет.

-3

Последующие выезды сместились сначала на пустыри, затем в огороды знакомых, а потом мы стали проситься уже ко всем подряд. Плата за возможность поискать составляла 200 тенге или 2 бутылки водки. Прибором махали по очереди, как и лопатой. В среднем в одном огороде находили от 20 до 50 монет, примерно половина из которых были 18 века!

-4

Надо признать, качество монет было не очень. В почве присутствовало много навоза, что сказывалось на сохранности. Нормальной можно было назвать лишь одну из 5 монет, на остальных обязательно присутствовали следы коррозии. В конце поискового дня монеты высыпались на тряпку, и по жребию каждый по очереди выбирал монету или другую находку себе. В следующую поездку право первого выбора переходило другому.

-5

Помню, на склоне большого пустыря я нашёл серебряный гривенник Елизаветы Петровны. Счастью не было границ! Но по дороге в город, монета вывалилась из кармана. Следует сказать, что в Бобровку и обратно мы ездили с таксистами, поездка стоила 100 тенге с человека. И вот через неделю, садимся в машину, на которой возвращались в Усть-Каменогорск, и я, сидя на заднем сиденье, рассказываю водителю, что прошлый раз потерял где-то по дороге редкую монету. Таксист говорит: «Ну у меня не находилась, я и не убирал в машине». Поднимаю на всякий случай коврик, и «О чудо!» - гривенник лежит на полу!

-6

Благодаря Эльдорадо мы за сезон вычесали половину огородов в деревне! Встречались и распаханные клады, растянутые языками на 10-20 метров по 50-100 монет одного периода. Почему-то в основном это были копейки периода правления Николая I. Но в одном месте мы нарвались на пятаки 1802-1810 г, так называемые кольцевики. Собрали их около 25 шт, все Колыванского монетного двора. Возможно, вытащили далеко не всё, мешали закопанные рельсы в фундаменте, и ближе метра прибор переставал адекватно крякать, превращаясь в стаю диких уток.

Ещё на одном огороде стали попадаться один за другим сибирские пятаки и десятики, но хозяева, видя нашу радость, нас выгнали, сказав, что остальное выкопают сами.

Случались и курьёзы. Был один большой огород, на который категорически не пускали. В итоге, проходя как-то мимо, уже с другим прибором и по прошествии двух лет, я услышал как хозяйка кричала соседке, что завтра их не будет, уедут в город до вечера.

С утра мы втроём были на дежурстве. Как только семейство село в Москвич и упылило, мы перелезли через глухой забор и принялись искать. Итог дня – 2 гнилых монетки, одна Николая второго, вторая - копейка 1924 г. Сотни ямок с гвоздями и консервными банками. Как сказал Василий Шукшин : «Праздничек блыснул!»

-7

К концу сезона наш золотой утёнок принёс нам около ведра старинных монет и других предметов. Это был первый прибор не только для нас, но и для Усть-Каменогорска. И хотя стоимость и популярность медных монет тогда была невысока (к примеру, Сибирские 10 копеек в качестве стоили около 8000 тенге), этот прибор позволил получить первый огромный поисковый опыт, дал возможность заработать на более серьёзный аппарат EXPLORER II, фирмы Минелаб, и дал старт моему антикварному магазину, в котором мы с супругой проработали 25 лет.

Представленные здесь фото далеко не лучшего качества. Телефонов с мощными камерами тогда не было, да и цифровые фотоаппараты только появлялись, поэтому прошу извинить…

С уважением, Александр Харламов.

Наш магазин в телеграм
t.me/hobby_islands

В инстаграм instagram.com/hobby_islands/