Найти тему
Царское Село

Человек в музее

«Знаете, что мне дает силы? Наш Екатерининский дворец. Столько всего над ним пронеслось, а вот он – немыслимо красивый. Смотришь на него и веришь, что все можно преодолеть», – как-то призналась в интервью хранитель фонда живописи Лариса Валентиновна Бардовская. У нее большой профессиональный юбилей – 60 (шестьдесят!) лет в музее. Согласитесь, цифра невероятная. У нас сейчас работают свыше 700 человек, Лариса Валентиновна такая – одна. Ее царскосельская биография началась в августе 1964-го.

 Лариса Валентиновна в фонде «Живопись». 2021. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Лариса Валентиновна в фонде «Живопись». 2021. Фото: ГМЗ «Царское Село»

ПРО ИСТОКИ
Прадед Петр Бардовский служил в Санкт-Петербургском университете в должности управляющего, занимал квартиру в первом этаже здания нынешнего восточного факультета. А его дед, живописец Федор Бардовский, окончил Императорскую Академию художеств. Наша героиня родилась в сорок пятом в Пскове – в одном из нескольких уцелевших зданий на берегу реки, у стен псковского Кремля. В родной Ленинград семья вернулась в пятьдесят третьем. Именно тогда в жизни Ларисы возник Пушкин: здесь жил старший брат отца, а недалеко от него – Михаил Григорьевич Воронов, научный сотрудник Екатерининского дворца-музея. И когда Ларисе понадобился трудовой стаж, чтобы иметь возможность поступить в Академию художеств на дневное отделение, Воронов посоветовал пойти работать в Екатерининский дворец, а в Академию поступать на вечернее. Так всё и случилось.

На первом курсе Академии художеств. 1967. Из личного архива Ларисы Бардовской
На первом курсе Академии художеств. 1967. Из личного архива Ларисы Бардовской

ПРО ДВОРЕЦ
Сейчас трудно представить, но спустя двадцать лет после Победы в Екатерининском дворце были открыты для посетителей только несколько отреставрированных залов – комнаты великого князя Павла Петровича и Марии Федоровны. В Золотой анфиладе, до Большого зала, сделан косметический ремонт, восстановлена кровля (в шестьдесят четвертом восстановили Парадную лестницу). Остальное оставалось с заколоченными окнами, со следами пожара на штукатурке, многие помещения сдавались в аренду, на третьем этаже работала музыкальная школа. Дворец по большому счету был неотапливаемым, и первые воспоминания Ларисы Бардовской связаны с холодом. Она начинала работать в фонде исторического костюма: первые дни заворачивала в бумажки нафталин и такие нафталиновые конфеты закладывала в мундиры для защиты от моли. Затем поэтапно прошла все виды работ.

ПРО СЛУЖЕНИЕ
Легендарная история ленинградской школы реставрации разворачивалась на глазах и при участии Ларисы Бардовской. Она с огромной теплотой, даже с нежностью вспоминает музейщиков, для которых спасение шедевров коллекции и восстановление дворцов и парков стало смыслом жизни. Веру Владимировну Лемус, Евгению Леонидовну Турову, Тамару Феодосьевну Попову, Лидию Владимировну Емину. Научно-вспомогательный отдел, где работала Бардовская, был реставрационным сердцем музея. В кабинете находились самые важные производственные материалы – фотографии, описания, фрагменты отделки, книги.

– Сегодня мы себе даже не представляем, какой был быт у сотрудников и реставраторов. Архитектор Александр Александрович Кедринский (мы его называли Сан Саныч) – автор проекта возрождения Екатерининского дворца – работал в малюсенькой комнатке. А помимо него там находились еще два сотрудника и эрдельтерьер Чиф, который честно сидел у Сан Саныча в ногах. Рядом в своем углу – архитектор Елена Григорьевна Мелик-Багдасарова, которая вместе с Кедринским делала чертежи по Парадной лестнице. Она перед работой заходила в магазин, покупала котлеты в большом количестве и жарила их в промежутках между архитектурными изысканиями. Мы все поводили носами в ожидании, а Чиф просто не отрываясь смотрела на кормилицу, – вспоминает Лариса Валентиновна.
По ее словам, всех этих людей объединяла преданность делу, профессионализм и самоотдача.

С директором музея Иваном Саутовым. 1995. Из личного архива Ларисы Бардовской.
С директором музея Иваном Саутовым. 1995. Из личного архива Ларисы Бардовской.

ПРО МЕЧТЫ
«Если мы сделаем Большой зал, то дворец будет существовать», – говорила Вера Лемус. Лариса Бардовская скоро увидит то, о чем не смели мечтать даже в шестидесятые: полное восстановление Екатерининского дворца. Возрождение главных жемчужин – часть ее биографии: Картинный и Большой залы, Янтарная комната, Агатовые комнаты, дворцовая церковь, Лионский зал, первая очередь Александровского дворца. И, наконец, личные комнаты Екатерины II в Зубовском флигеле, которые должны открыться в этом году. В том самом 1964-м, когда Бардовская пришла в музей, там находился ресторан «Орел», в 1970-е – база отдыха. Когда этот реставрационный Олимп будет покорен, посетители смогут проникнуться духом эпохи и почувствовать художественный вкус императрицы.

Лариса Валентиновна была в числе тех исследователей, которые пытались размотать клубок версий вокруг местонахождения подлинной Янтарной комнаты. Она возглавила вместе с коллегой Галиной Ходасевич и в 2000-м завершила грандиозную работу – подготовку и издание первого тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Вскоре после этого в музей вернулись некоторые предметы.

На открытии выставки. 1996. Из личного архива Ларисы Бардовской.
На открытии выставки. 1996. Из личного архива Ларисы Бардовской.

ПРО ДАР
У Ларисы Валентиновны – бесспорный дар владения словом, она умеет поднять конкретный факт до значения образа, пишет и говорит невероятно интересно. В этом вы можете убедиться, прочитав ее статьи (их более ста) и книги о живописном собрании музея, венценосных владельцах резиденции и их ближнем круге, художниках и героях их работ, о научных поисках и находках утраченных в годы войны культурных ценностей, о Янтарной комнате. Или посмотрев
видеоэкскурсию по Агатовым комнатам. Еще один талант – генерировать идеи. Выставки, которые она задумала и воплотила, зрители помнят спустя много лет. Например, «Царские сыновья – королевские внуки», «Стрелы Амура в Царском Селе», «Маленькие любимцы Царского Села», «Возвращение веера», «Сон в летнюю ночь».
Мы желаем Ларисе Валентиновне здоровья, вдохновения, благодарных читателей и слушателей.