Найти в Дзене
Игорь Орлов

Почему из церкви уходят давно воцерковленные люди? Отвечает игумен Петр (Мещеринов)

Оглавление
Игумен Петр (Мещеринов)
Игумен Петр (Мещеринов)

Есть такое явление в церковной жизни, нередко проявляющееся: люди, долго ходившие в храм, воцерковленные, перестают в него ходить.

Почему это происходит?

На этот вопрос дал ответ игумен Петр (Мещеринов)

Ответ игумена Петра.

Причина такова: в церковной практике нет развития воцерковленных.

Пришел человек новоначальным и окунулся в церковную жизнь. Поначалу ему все ново и интересно. Через время освоил церковную жизнь и она стала ему привычной. Но что дальше ему может предложить церковь?

У нас, говорит игумен Петр (Мещеринов) получается, существует одна схема личной церковной жизни человека, без всяких вариаций. Есть одно правило – утреннее и вечернее, один способ подготовки ко святому причастию, одна система постов…

Постепенно возрастающий в вере человек входит в очень тяжелое противоречие с этой безальтернативностью.

Чего не хватает по мнению игумена.

Человека научили в церкви молиться по молитвослову. И он молится.

Но его надо еще научить аскезе, разъяснить, что без аскезы христианства нет. Новоначальный должен постепенно сам научиться видеть, что грех разрушает его душу и распознавать, какие в нем действуют силы и страсти. Сам прихожанин должен это уметь со временем.

Не надо, чтобы священник 15 -20 лет ходящему в храм человеку говорил: «Не смотри этот сериал. Не делай то-то и то-то».

Надо, чтобы человек сам научился это понимать и берег себя.

Важно, чтобы человек сам жаждал духовного чтения, а священник может только посоветовать ему, какую книгу читать.

Смысл церкви и священника (духовника) зажечь в человеке огонь желания духовной жизни, а дальше просто помогать человеку. У которого появляются новые вопросы в духовной жизни, есть потребность в новых открытиях в ней.

Если этого не делать священнику (не зажечь такой огонь в душе человека) – человек остается беспомощным, на одном и том же уровне духовного развития и начнет выгорать.

Это все равно, что 10 лет учиться в первом классе. Одно и тоже по кругу, ничего нового. Апатия, падение интереса, выгорание. И как следствие – уход. По типу, одиннадцатый раз я уже в этот «первый класс не пойду». Надоело.

Самое сложное в пастырстве.

Большая работа в развитии воцерковленных ложится на плечи духовника, священника, пастыря.

Беседа с батюшкой
Беседа с батюшкой

Самое сложное в пастырстве – вырастить христианина в свободе.

Свобода и умение правильно ей пользоваться, как говорит апостол Павел (Гал. 5:13) – важнейшее качество взрослого христианина.

Апостол Павел
Апостол Павел

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
(Послание к Галатам 5:13) .

Что должен делать пастырь?

Игумен Петр (Мещеринов)
Игумен Петр (Мещеринов)

Пастырь христианский, как замечает игумен Петр (Мещеринов) обязан воспитывать в свободе своих прихожан, никак не давя на человека.

Это как в воспитании детей.

Если хочешь научить их жить правильно и самостоятельно, то должен с их возрастанием их опыта, интересов и мотивации, все время увеличивать пространство их свободных решений. Также и в духовной жизни "духовных чад" (не рабов, а чад).

Не батюшка дает готовый ответ, а батюшка побуждает прихожанина самому находить ответы и решения, самому обращаться к Богу с запросами. И помогает, вмешивается только, если человек делает ошибки и идет не туда.

Заключение и мои комментарии.

Подход игумена Петра очень правильный и в современном коучинговом тренде. Умение ставить цель, умение находить (в духовной жизни - понимать подаваемые) ответы и решения, умение задавать Богу более мудрые вопросы и формулировать запросы в молитвах. Пробужденной и возрастающей мудрой мотивации души своей.

Не батюшка это делает, а сам прихожанин. Батюшка лишь помогает (как это делает в коучинговой сессии коуч).

Но есть одно препятствие.

Если в коучинге собираются люди, которые хотят развиваться, открывать новое в себе, мире, расти в своей деятельности, то запрос у многих прихожан просто быть в комфортном стоянии и состоянии, чтобы батюшка утешил, согрел, посоветовал и решил за меня. Потребность спрятаться жизни, с ее активностью и изменчивостью в нерушимом, постоянном и неизменном, привычном процессе жизни церкви.

Каковы запросы (потребности) – таковы и ответы (действия) священников.

Поэтому, те кому нравится стабильность и комфорт в церкви, те остаются и ничего не хотят менять ни в себе, ни в жизни. Они греются и утешаются в церкви, от невзгод и тягот жизни. Им хорошо.

Ну, а те, кто активен, кому надо идти вперед – просто уходят из Церкви.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на канал.