Есть такое явление в церковной жизни, нередко проявляющееся: люди, долго ходившие в храм, воцерковленные, перестают в него ходить.
Почему это происходит?
На этот вопрос дал ответ игумен Петр (Мещеринов)
Ответ игумена Петра.
Причина такова: в церковной практике нет развития воцерковленных.
Пришел человек новоначальным и окунулся в церковную жизнь. Поначалу ему все ново и интересно. Через время освоил церковную жизнь и она стала ему привычной. Но что дальше ему может предложить церковь?
У нас, говорит игумен Петр (Мещеринов) получается, существует одна схема личной церковной жизни человека, без всяких вариаций. Есть одно правило – утреннее и вечернее, один способ подготовки ко святому причастию, одна система постов…
Постепенно возрастающий в вере человек входит в очень тяжелое противоречие с этой безальтернативностью.
Чего не хватает по мнению игумена.
Человека научили в церкви молиться по молитвослову. И он молится.
Но его надо еще научить аскезе, разъяснить, что без аскезы христианства нет. Новоначальный должен постепенно сам научиться видеть, что грех разрушает его душу и распознавать, какие в нем действуют силы и страсти. Сам прихожанин должен это уметь со временем.
Не надо, чтобы священник 15 -20 лет ходящему в храм человеку говорил: «Не смотри этот сериал. Не делай то-то и то-то».
Надо, чтобы человек сам научился это понимать и берег себя.
Важно, чтобы человек сам жаждал духовного чтения, а священник может только посоветовать ему, какую книгу читать.
Смысл церкви и священника (духовника) зажечь в человеке огонь желания духовной жизни, а дальше просто помогать человеку. У которого появляются новые вопросы в духовной жизни, есть потребность в новых открытиях в ней.
Если этого не делать священнику (не зажечь такой огонь в душе человека) – человек остается беспомощным, на одном и том же уровне духовного развития и начнет выгорать.
Это все равно, что 10 лет учиться в первом классе. Одно и тоже по кругу, ничего нового. Апатия, падение интереса, выгорание. И как следствие – уход. По типу, одиннадцатый раз я уже в этот «первый класс не пойду». Надоело.
Самое сложное в пастырстве.
Большая работа в развитии воцерковленных ложится на плечи духовника, священника, пастыря.
Самое сложное в пастырстве – вырастить христианина в свободе.
Свобода и умение правильно ей пользоваться, как говорит апостол Павел (Гал. 5:13) – важнейшее качество взрослого христианина.
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
(Послание к Галатам 5:13) .
Что должен делать пастырь?
Пастырь христианский, как замечает игумен Петр (Мещеринов) обязан воспитывать в свободе своих прихожан, никак не давя на человека.
Это как в воспитании детей.
Если хочешь научить их жить правильно и самостоятельно, то должен с их возрастанием их опыта, интересов и мотивации, все время увеличивать пространство их свободных решений. Также и в духовной жизни "духовных чад" (не рабов, а чад).
Не батюшка дает готовый ответ, а батюшка побуждает прихожанина самому находить ответы и решения, самому обращаться к Богу с запросами. И помогает, вмешивается только, если человек делает ошибки и идет не туда.
Заключение и мои комментарии.
Подход игумена Петра очень правильный и в современном коучинговом тренде. Умение ставить цель, умение находить (в духовной жизни - понимать подаваемые) ответы и решения, умение задавать Богу более мудрые вопросы и формулировать запросы в молитвах. Пробужденной и возрастающей мудрой мотивации души своей.
Не батюшка это делает, а сам прихожанин. Батюшка лишь помогает (как это делает в коучинговой сессии коуч).
Но есть одно препятствие.
Если в коучинге собираются люди, которые хотят развиваться, открывать новое в себе, мире, расти в своей деятельности, то запрос у многих прихожан просто быть в комфортном стоянии и состоянии, чтобы батюшка утешил, согрел, посоветовал и решил за меня. Потребность спрятаться жизни, с ее активностью и изменчивостью в нерушимом, постоянном и неизменном, привычном процессе жизни церкви.
Каковы запросы (потребности) – таковы и ответы (действия) священников.
Поэтому, те кому нравится стабильность и комфорт в церкви, те остаются и ничего не хотят менять ни в себе, ни в жизни. Они греются и утешаются в церкви, от невзгод и тягот жизни. Им хорошо.
Ну, а те, кто активен, кому надо идти вперед – просто уходят из Церкви.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.