Найти в Дзене

Артикуляционная гимнастика.

-2
-3

Очень важное место в развитии речи занимает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционные упражнения можно и нужно сопровождать весёлыми стихами. Не лишними будут ритмические движения и забавная мимика. Придётся подключить все свои артистические споcoбности и перевоплощаться то в певицу, то в волка, а то и вовсе в мотор... И не забывайте, что работу над звуками и артикуляционные упражнения лучше проводить перед зеркалом.

Для начала пропоём гласные звуки (А, У, О, И, Э, Ы). Их произнесение должно быть утрированным и очень чётким. Это даёт хорошую нагрузку губам, языку, щекам и гортани. Кроме этого, когда мы поём, в работу активно включаются лёгкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

«РЫБКА»
Рыбка ротик открывает,
Говорить она желает.
/ Ребенок широко открывает и закрывает рот./

«ДОБРЫЙ ТИГРЁНОК»
Наш тигренок не кусается,
Наш тигренок улыбается.
/ Ребенок растягивает губы в широкой улыбке,
обнажая сомкнутые зубы./

«СЛОНИК»
Тянет слоник хоботок,
Так он воду достает.
/Ребенок вытягивает губы трубочкой./

«КИСКА»
Тише, киске не легко,
Она лакает молоко.
/Ребенок, открыв рот, выполняет движения языком вперед-назад./

«ЛЮБОПЫТНЫЙ ГУСЬ»
Шейку вытянул гусак,
Вот так, вот так.
/Ребенок вытягивает вперед узкий кончик языка./

«ОБЕЗЬЯНКА»
Обезьянка-озорница
Может целый день дразниться.
/Ребенок, улыбаясь, произносит «пя-пя-пя»,
зажимая губами широкий кончик языка/

"ЛОШАДКА" К нам лошадка скачет!
Что же это значит.
/Ребенок щелкает языком, широко открыв рот./

«ПОПУГАЙ»
Попугай волнистый мой
Вечно крутит головой.
/Ребенок, открыв рот, выполняет движения
языком вправо-влево/

«МИШКА-СЛАДКОЕЖКА»
Мишка очень любит мед,
Он его сейчас слизнет.
/Ребенок, открыв рот,
облизывает верхнюю
и нижнюю губу./

«ЖИРАФ»
У жирафа голова
Достает до потолка.
/Ребенок, широко открыв
рот, достает кончиком
языка до верхнего неба./

«ЛЯГУШКА»
На обед себе лягушка
Ловит комара и мушку.
/Ребенок кончиком языка,
стараясь поднять его
как можно выше, касается
верхней губы./

«ОЗОРНОЙ ЩЕНОК»
А щенок по кличке Шарик
Все гонял воздушный шарик.
Толстой лапой Шарик топнул,
И воздушный шарик лопнул.
/Ребенок надувает и сдувает щеки./

«ПАНДА»
Эта пандочка-толстушка
Настоящая болтушка.
/Ребенок, открыв рот, выполняет вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы./

«ЕЖИК»
А у ежика иголки
Ох, как колки!
Ох, как колки!
/Ребенок дотрагивается
кончиком языка до
внутренних сторон
правой и левой щеки./.