Найти тему
ТехноVogue

Танк, который никто не помнит. Stingray

Армия США неоднократно предпринимала попытки получить на вооружение легкий танк. И каждый раз эти попытки ничем хорошим не заканчивались. Ещё одной жертвой этого «проклятья» стал Stingray.

Commando Stingray Light Tank был частной разработкой компании Cadillac Gage, предназначенной на экспорт. Конечно всем бы хотелось иметь парк основных боевых танков. Но ОБТ — это крайне дорогое удовольствие - так было и будет всегда. Отсюда желание компании Cadillac Gage завоевать рынок небольших и/или небогатых стран. Для пополнения своих армий у таких стран остается немного вариантов: либо покупать устаревшую технику, либо новые лёгкие (и более дешевые) танки.

Поэтому Commando Stingray Light Tank должен был быть максимально дешёвым. Но дешевый – не значит плохой! Для своего времени это была достаточно продвинутая боевая машина. По задумке разработчиков Stingray должен был обладать могуществом снаряда, сравнимым с ОБТ предыдущего поколения, авиатранспортабельностью и высокой подвижностью.

-2

Танк имеет классическую компоновку. Отделение управления расположено в носовой части, затем идёт боевое отделение с башней и потом моторно-трансмиссионное отделение. Корпус изготовлен из высокопрочной стали. Лобовая часть защищает от пуль калибром до 14.5 мм включительно, в остальных же проекциях - только от пуль винтовочного калибра.

Экипаж состоит из 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. Автомат заряжания, безусловно, сократил бы заброневой объем, но это крайне сложное устройство и дорогое удовольствие. Командир и наводчик располагались по правую сторону от орудия, а заряжающий - по левую.

В башне была установлена 105 мм пушка Royal Ordnance (авторы знаменитой L7) с пониженной отдачей. Боекомплект составил 36 выстрелов - из них 8 в боеукладке первой очереди в башне. У покупателя был широкий выбор прицельного оборудования: от лазерных дальномеров до современных систем управления огнём с тепловизором.

Дополнительно в башне Stingray был установлен спаренный пулемет калибром 7.62 мм. Военные имели возможность установить пулемёт калибром 12.7 мм для командира танка.

-3

Торсионная подвеска была позаимствована у САУ М109, однако ведущая звездочка была перенесена назад. В ходовой части было 3 поддерживающих катка, взятых у M41 Walker Bulldog (последний успешный легкий танк США).

Двигатель 8V92 от Detroit Diesel, установленный в танк, развивал 535 лошадиных сил и обеспечил запас хода в 500 км. Аналогичный дизель устанавливался в тяжёлые грузовики Oshkosh HEMTT. В Stingray он устанавливался поперёк для минимизации заброневого объёма.

Трансмиссия Allison XTG411 была позаимствована у M109.

Максимальная скорость составляла 69 километров в час.

Уже существующие узлы и агрегаты от другой техники были использованы для удешевления танка везде, где это только было возможно.

-4

Полноценные испытания Stingray начались в 1984 году.

Stingray так же поучаствовал в первом этапе конкурса Advanced Gun System (AGS). А его улучшенный вариант - во втором. Модернизация заключалась в усилении бронирования, улучшенной системе управления огнём и немного форсированном двигателе.

Но по многим причинам, например отсутствие системы противоатомной защиты, Stingray проиграл другим моделям танков на родном континенте.

А вот за океаном его ждал успех! В 1990 году начались первые поставки этого легкого танка для королевской армии Таиланда. Военные Таиланда приобрели порядка сотни экземпляров Stingray и использует их по сей день.

Вы не найдете Commando Stingray Light Tank в каждой армии мира, но прочитав о нем хоть раз, запомните навсегда!

Не пропусти новые публикации на ТехноVOGUE в Дзене!