Найти тему

«Если честно, путь не простой». Волонтёры Башкирии рассказали о поездках на СВО

Вечер. На месте ротации первого башкирского батальона имени Минигали Шаймуратова течёт условно размеренная жизнь. На территории временной дислокации бойцы чистят оружие, вскрывают цинки, заряжают «рожки» автоматов и «улитки» гранатомётов. Кто-то приводит в порядок снаряжение и экипировку, посечённую накануне осколками, другие отстирывают с одежды копоть боевой техники и следы гари от выстрелов. Словом, привычное завершение непростого дня.

Вдруг раздаётся радостный голос: «Гуманитарка на подходе. Встречаем!». И буквально через несколько минут слышим шум двигателя заезжающей «Нивы» с башкирскими номерами. Из пропылённого автомобиля выходят уставшие, но улыбающиеся «Бугор» и «Грейдер»: «Здорово, пацаны!». Гуманитарный груз воинам привезли Венер Якупов и Алексей Рябоконь.

Очевидцами происходящего журналисты «Башинформа» стали во время одной из командировок в зону специальной военной операции в мае этого года. Тогда творческой группе информагентства удалось перекинуться буквально несколькими словами с Якуповым и Рябоконем, поскольку репортёры уже собирались уезжать в место временной дислокации одного из подразделений мотострелкового полка «Башкортостан».

В тот вечер Венер Якупов и Алексей Рябоконь привезли в расположение «шаймуратовцев» спецоборудование военного назначения. Это — коптеры, средства радиоэлектронной борьбы, антидроновые ружья, а также маскировочные сети, автозапчасти, хобы (коврик-сидушка), медикаменты, постельное и нательное бельё для госпиталя в Донецке. Груз собран членами регионального отделения «Боевого братства», ветеранами боевых действий и неравнодушными гражданами республики.

Бойцы споро разгрузили «Ниву» и прицеп. Дело привычное и не занимает много времени. Уже через полчаса всё имущество заняло место на импровизированном складе. Между делом воины интересовались у Алексея и Венера, как они добрались, и сами вкратце рассказывали последние новости с передовой. Основной разговор состоялся во время сытного ужина, перед этим мужчины попарились в жарко натопленной бане на колёсах. Они узнали, кто получил ранения, кто отбыл в краткосрочный отпуск, что необходимо привезти в другой раз. В такие моменты башкирские воины, как они отмечают, соприкасаются с родным краем, ощущают его заботу и внимание.

После ужина Алексей Рябоконь и Венер Якупов уделили пять минут времени и журналистам. Во время короткой беседы мы узнали, что Якупов — ветеран боевых действий на Северном Кавказе, работает заместителем руководителя Зилаирского отделения «Боевого братства». Рябоконь член правления первичного отделения «Боевое братство» Калининского района Уфы. Больше о них сообщил командир взвода обеспечения батальона с позывным «Певец».

«„Бугор» и «Грейдер» с нами с первых дней спецоперации. Есть фанаты, которые ездят по гастрольным маршрутам за своими кумирами. Так же и Венер с Алексеем — куда батальон, туда и они, — улыбается «Певец». — Даже на левый берег Днепра в Херсон умудрились добраться, куда по мосту ездят только военизированные колонны. Они единственные, кто решается на такие опасные поездки, сопряжённые с риском для жизни».

«Задача тыла, волонтёров помогать нашим воинам всеми силами. Кто-то готовит гуманитарку дома и формирует её. А кто-то привозит на передовую. Все задействованы и выполняют свою задачу. Приезжали, приезжаем и будем приезжать — с самого начала и до конца. Своих мы не бросим». — успели сказать репортёрам Алексей и Венер.

Со времени того разговора прошло чуть больше двух месяцев. Следующая встреча с Венером Якуповым и Алексеем Рябоконем состоялась в «Башинформе». Мужчины как раз были заняты подготовкой к очередной гуманитарной миссии, но нашли время для беседы. Они рассказали, как начиналась их волонтёрская деятельность, какие опасности их подстерегают в пути и что очень требуется участникам специальной военной операции.

Весной 2022 года Глава Башкирии Радий Хабиров выступил с инициативой создания добровольческого батальона имени Героя России Минигали Шаймуратова. Жители Башкирии живо откликнулись на призыв руководителя республики и за считанное время подразделение было полностью укомплектовано бойцами. Они прошли медосмотр, другие необходимые проверки. Торжественные проводы первого башкирского батальона состоялись на территории военно-патриотического парка «Патриот» имени Героя России Максима Серафимова, откуда «шаймуратовцы» отправились на боевое слаживание в Оренбургскую область.

Ещё до подготовки мужчин к боевым действиям на Донбассе стало понятно, что, несмотря на их полное обеспечение, всё же требуются дополнительные вещи. Об этом Венер Якупов узнал, когда позвонил своим друзьям, вступившим в ряды батальона. По словам Якупова, воины хотели бы утеплиться.

«В мае 2022 года созвонился с ребятами и между делом выяснилось, что им нужны жилеты, которые можно носить под одеждой. Пробежался по военторгам. Нашёл, причём уставные. Купил пять комплектов, — вспоминает Венер Якупов. — Во время следующего звонка меня попросили помочь найти башкирский национальный головной убор с лисьим хвостом — колаксын. Конечно, сначала опешил — неужели настолько холодно. Но затем понял, что малахай будет очень уместен в среде наших военнослужащих. Почему бы и нет, подумал я. Воины родились и выросли в Башкирии, служат в башкирском подразделении, и они истинные патриоты своей Родины, чьи предки всегда стояли на страже Отчизны. Можно найти гравюры и рисунки 19 века с изображением башкирских конников с колаксыном на голове. Вот он — символ первого башкирского батальона».

В то время Венер Якупов вёл гуманитарную деятельность один. Как он сам признаётся, он и не думал, что со временем желание помочь товарищам выльется в большую работу. Говорит, что друзья просили привезти то, в чём нуждались, и он по мере своих сил и возможностей старался удовлетворить просьбы.

После первого этапа слаживания на территории Башкирии батальон перебросили в Оренбургскую область. В соседнем регионе башкирские воины приступили к учениям, максимально приближенным к боевым.

«Постоянно был с друзьями на связи, звонки от них поступали регулярно. Во время одного из разговоров выяснилось, что нужна ещё и обувь. Бойцы проходили конкретную подготовку — учились стрелять, штурмовать, перемещаться бесшумно, оказывать первую помощь раненым, но мало кто представлял себе, какой климат на Донбассе, в каких условиях будут вестись боевые действия. На Северном Кавказе военнослужащие надевали кроссовки, в них удобно перемещаться и по горам, и в степях. Ребята использовали в основном берцы. Посоветовал перейти на лёгкую спортивную обувь, но в степях Оренбуржья среди окопов и блиндажей нет обувных магазинов. Пришлось опять с товарищами из „Боевого братства“ пробежаться по магазинам. Купили соответствующую обувь, в дополнение на оставшиеся деньги сладости и другие угощения», — говорит Венер Якупов.

Когда необходимый груз уже был сформирован и готов к отправке, Венер познакомился с Ильдаром Хамитовым, который в 2022 году работал главврачом Зилаирской ЦРБ. Он сказал, что тоже хотел бы съездить к землякам, повидаться с друзьями и узнать, как здоровье его бывших пациентов. Якупов не стал возражать.

Ильдар Хамитов с коллегами собрал коробку с перевязочными материалами, антисептиками и с жаропонижающими лекарствами. В степи по ночам холодно, мужчины простывали, что и было учтено перед поездкой к «шаймуратовцам» в Оренбургскую область. Это было в середине августа 2022 года. Спецоперация набрала обороты. До захода за ленточку воинам из Башкирии оставались считанные дни.

Когда батальон приступил к выполнению боевых задач в зоне СВО, связь с воинами пропала. На исходе сентября до Венера Якупова дошла информация, что «шаймуратовцы» приняли первый бой и понесли потери ранеными и убитыми. Во время ротации товарищи Якупова дозвонились до него из госпиталя и сказали: «Всё, брат, мы прошли боевое крещение. Служба началась». Так Венер понял, что теперь его гуманитарная помощь превращается в важную и планомерную работу, в которую он погрузится с головой.

На Венера Якупова обрушился новый поток информации — что и в каком объёме везти на фронт. Воинам были нужны спальные мешки и коврики, которые в лесах Донбасса методично уничтожала «армия» мышей. Требовались инструменты, гвозди, скобы и другие метизы для строительства укрытий и блиндажей. Тогда же впервые прозвучали просьбы в тепловизорах, приборах ночного видения, ночных прицелах и другом спецоборудовании.

Жители Башкирии оперативно откликались на призыв о сборе денег для приобретения того или иного имущества. По словам Якупова, на спецсчёт поступали даже по 50-100 рублей. Он говорит, что за неделю сумма собранных средств доходила до 300-400 тысяч рублей.

«Перед первой поездкой в зону СВО пришло понимание о силе нашего общества и отзывчивости жителей Башкортостана. Вместе со мной нашим воинам помогали не только товарищи из „Боевого братства“, но и активисты, предприниматели и простые граждане. К кому бы ни обращался, никто не отказывал в помощи. В общем, закупили для шаймуратовского батальона всё, что надо, — продолжает рассказ Венер Якупов. — Союз охотников республики добавил и тушёнку, которую просили бойцы. Охотники подготовили консервы из лосятины, кабанятины, оленины, отдельно делали халяльное мясо — всего около 200 банок. В итоге умеренный объём груза перерос до огромного. Как и на чём везти гуманитарку? Нужна полноприводная машина и желательно с прицепом. Начал искать среди знакомых тех, кто мог бы со мной довезти набранный груз до передовой. Кто-то соглашался, но в последний момент у них случался форс-мажор. Был готов даже в аренду взять машину, но ничего не срасталось до тех пор, пока не появился Алексей Рябоконь. Вспомнил про него, когда возвращался домой с работы. Позвонил, объяснил ситуацию, но предупредил, что поездка на СВО не будет лёгкой. Алексей согласился без колебаний. Он отчаянный и смелый мужчина, за его плечами горы и уральская тайга. Так и сформировался наш гуманитарный дуэт».

Кроме обеспечения автомобилем, в который Алексей Рябоконь в своё время вложил немало денег (до СВО мужчина покорял на своём железном коне самые труднопроходимые места России), он отвечает за мониторинг рынка квадрокоптеров и их покупку. В своё время мужчина увлекался съёмками природы с высоты птичьего полёта, поэтому разбирается в характеристиках гражданских дронов, которые сейчас активно используются в зоне боевых действий. К тому же он окончил курсы операторов БПЛА.

«Коптеры по просьбам воинов начали возить примерно в начале весны 2023 года. Бойцы просили и антидроновые ружья. Средств радиоэлектронной борьбы в то время ещё особо не было, — присоединился к разговору Алексей Рябоконь. - С нашим первым гуманитарным рейсом отвёз свой личный „Мавик-1“. Но, как показала практика, модель была уязвима перед ветрами. Поняли, что требуются более совершенные виды коптеров. С тех пор наша с Венером команда начала специализироваться исключительно на спецоборудовании. Всё остальное берём в довесок по просьбе общественных организаций и активистов».

Мужчины рассказали о первом рейсе. Самое тяжёлое — дороги. Федеральные трассы позволяют добраться по заданному графику, но на территории новых регионов скорость зависит не от предупреждающих знаков, а от качества дорожного полотна.

«До границы едем сутки-полторы. За это время успеваем переночевать, поесть. С Венером сменяем друг друга за рулём. До многостороннего автомобильного пункта пропуска Донбасса добираемся без проблем. К нему подъезжаем ближе к ночи. После досмотра отдыхаем, никуда не двигаемся, поскольку существует комендантский час. А уже рано утром следующего дня начинаем работу, — рассказывает Алексей. – В первый раз пришлось попросить ребят показать нам дорогу. Они возвращались на передовую после лечения по ранению. Встретились с бойцами в Джанкое и дальше ехали вместе. Далее мы присоединились к «Уралу» с военнослужащими. С ними ехал замполит нашего батальона. У них были пропуски, бээрки (боевое распоряжение — документ, предписывающий подразделениям выполнение боевой задачи или кратко повторяющий содержание приказа). Так и добрались».

Рябоконь рассказал, что во время первых рейсов они могли относительно спокойно перемещаться мимо Каховской ГЭС, в районе которой стояли подразделения башкирского батальона. Но следующие поездки по дамбе стали очень опасными.

«Днём по „каховке“ нельзя ехать, только ночью, на низкой скорости и с выключенными фарами. Протяжённость участка около полутора километров, а может и больше. Дорога вся в воронках, нашпигована стабилизаторами фугасов, везде валяются использованные тубусы от противотанковых ракетных комплексов. Приходилось ехать „на ощупь“ — моргнём ближним светом фар, этого хватает, чтобы запомнить дорогу, и дальше едем в кромешной темноте метров 15-20. Затем заново повторяем. Добрались до противоположного берега Днепра по дамбе, но надо же и обратно возвращаться. Помню, начались активные боевые действия и пришлось задержаться на два дня. Наши „Панцири“ (зенитный ракетно-пушечный комплекс) подверглись массированной атаке ВСУ. Когда восстановили переправу и дали „добро“ на выезд, я был за рулём. Еду и краем глаза замечаю пролетающую ракету врага. Конечно же, страшно. Затем на небе раскрылась „розочка“. Ага, значит наша ПВО поймала объект. Но потом мысль — а вдруг это не последняя ракета ВСУ, их же выпускают по две-три. В такие моменты в голове всегда есть мысли о конечности жизни. Они занимают прочное место в голове, но их не стоит отгонять, надо сжиться с ними. Спокойно выполнять свою работу и думать о том, что нас ждут — с одной стороны, батальон, с другой — семья. Нашим родным мы не говорили о том, что добираемся до линии огня. Им достаточно знать, что доезжаем до границы и там разгружаемся. Теперь уже с этим проще, понимают нас», — говорит Алексей Рябоконь.

За более чем два года работы на борт напарникам просились желающие ехать с ними на Донбасс. Но мужчины уже привыкли работать вдвоём. Сменяя друг друга за рулём, они вспоминают молодые годы, рассуждают о мировой обстановке, травят анекдоты или просто молчат, каждый погрузившись в свои мысли.

«Те, кто хотел искренне помогать бойцам, давно проторили свои маршруты. И дай Бог, чтобы они благополучно добрались на передний край и смогли вернуться домой за новым грузом. Основное, что надо воинам сейчас — коптеры и средства их подавления», — говорит Венер Якупов.

Сегодня Венер и Алексей снова собираются в путь. Автомобиль прошёл ТО, основной акцент на ходовую часть. Запчасти они с собой не берут, если и случаются мелкие поломки, на трассе всегда можно заехать в автомобильную мастерскую. Главное, не забыть аптечку со жгутами, индивидуальными перевязочными пакетами, обезболивающими средствами. Впереди фронт, а значит надо быть готовым ко всему, чтобы на финише прозвучали заветные слова: «Здорово, пацаны. Мы приехали».