Найти тему
Это Кавказ

Джигит, который покорил Арктику: удивительная судьба легендарного Юрия Кучиева

Он мечтал о самолетах, но ему было суждено осуществить не свою мечту, а амбиции огромной страны — покорить Северный полюс на корабле.

Юрий Кучиев. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
Юрий Кучиев. Фото: Семен Майстерман/ТАСС

5 лет назад во Владикавказе открыли памятник Юрию Кучиеву — первому человеку, кто достиг Северного полюса на ледоколе. На родине знаменитого моряка отмечают его стопятилетие.

Покорить крайнюю точку надводным путем пытались многие исследователи, но удалось это лишь капитану атомохода «Арктика».

Кучиев называл ледоколы своей стихией и признавался, что совершенно не приспособлен к береговой жизни. Однако еще в детстве о морях он и не думал — мечтал о небе.

Детство и юность

Родился в маленьком селе Тиб, затем семья переехала во Владикавказ, где он с отличием окончил школу и готовился к поступлению в летное училище. Но репрессии 1930-х годов не обошли его семью стороной.

Перед сыном «врага народа» закрылись все двери. По совету полярного летчика, депутата Верховного Совета СССР от Северной Осетии Марка Шевелева парень отправился служить матросом в самый северный населенный пункт страны Советов — Диксон.

Так начался путь Юрия Кучиева в ледокольную навигацию.

Порт Диксон. 1970 год. Фото: Брюханенко Эдгар, Хухлаев Валентин/ТАСС
Порт Диксон. 1970 год. Фото: Брюханенко Эдгар, Хухлаев Валентин/ТАСС
О жизни мореплавателя в начале 80-х молодой осетинский режиссер Султан Цориев снял документальный фильм «Я всегда хотел летать».

Работая над картиной, автор побывал на легендарном ледоколе «Арктика» и даже отправился с Кучиевым в дальнее плавание.

За время, проведенное в экспедиции, он подружился со своим героем, и дружеские отношения поддерживались долгие годы.

Вместе с документалистом вспоминаем, каким капитан был по другую сторону камеры:

  • «Наш земляк»

— Начинал Юрий Сергеевич с самых низов, был матросом на буксире «Василий Молоков». Служил на судах арктического флота, плавал на полярных ледоколах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков», «Ермак».

Пройдя по всем ступенькам морской службы, попал на атомный ледокол «Ленин», впоследствии стал его капитаном. Когда «Арктика» была только на бумаге, в чертежах, Кучиев уже был назначен ее капитаном.

От первого винтика до полной готовности курировал строительство ледокола. И когда атомоход вышел в свой первый поход, на капитанском мостике в красивой морской форме стоял командир высшего звена Кучиев Юрий Сергеевич, наш земляк.

Потом он загорелся идеей похода на Северный полюс. Это была исключительно его идея, не кого-то другого. Кучиев настолько переживал за судьбу экспедиции, что у него даже начались проблемы с сердцем. Он мне это говорил лично.

  • «Даже „Ленин“ не справился»

— Когда разговор заходит о Кучиеве, акцент делается на покорении полюса, но та повседневная работа, которую он выполнял как капитан атомного ледокола «Арктика», была несоизмеримо ценнее и важнее, чем поход. Потому что прокладывать транспортное сообщение по Северному морскому пути — важнейшая задача для страны. Внимание мира всегда было приковано к Арктике.

До Кучиева по Северному морскому пути была доступна только летняя навигация. Даже «Ленин» эту проблему до конца не решил, хотя думали, он будет эти льды крушить и крошить. И здесь важную роль сыграл именно человек.

  • «Ледоколы одинаковые, капитаны разные»

— Мы снимали в Арктике, там вовсю работал атомоход «Сибирь» — близнец «Арктики». Случалось, что, проходя по тяжелым льдам, «Сибирь» не могла преодолеть ледяной натиск, тогда на помощь призывали «Арктику», и она проходила этот путь.

Как-то в приватной беседе спрашиваю у дублера Юрия Сергеевича — Анатолия Ламехова, который впоследствии стал капитаном «Арктики»:

«Слушай, Анатолий, вот два одинаковых ледокола, равная задача, «Сибирь» не проходит, а «Арктика» проходит, в чем секрет?»

«Ледоколы, — ответил он, — одинаковые, капитаны разные».

Понимаете, какую роль играет человеческий фактор?

Атомный ледокол «Арктика». 1975 год. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
Атомный ледокол «Арктика». 1975 год. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
  • «Образцовая дисциплина»

— У Кучиева на ледоколе была образцовая дисциплина, никаких происшествий, спиртное категорически исключено, он говорил, что выпивший человек на атомном ледоколе — катастрофа.

В кают-компании, а тем более на капитанском мостике возможно было появится исключительно в парадной форме, все приходили одетыми с иголочки.

Совершенно противоположную картину я наблюдал на ледоколе «Сибирь», где на капитанском мостике капитан в тапочках командовал.

Поэтому, наверное, «Арктика» проходила, а «Сибирь» нет.

  • «Я арктические льды ненавижу»

— Хорошо помню его слова: «Существует такое мнение, что я люблю арктические льды, но это неправда, ерунда это, я арктические льды ненавижу, это мой враг, я с ними борюсь и преодолеваю. Льды — это мой противник.

В жизни человека иной раз обстоятельства складываются так, что он занимается не тем, чем хотел, вот так случилось и со мной. Но с возрастом и жизненным опытом определяется такое качество, как ответственность за порученное дело, чувство долга.

Всю жизнь я старался отдаться делу целиком, в полную силу, все, что ни делал, — ради флота».

Юрий Кучиев на ходовом мостике ледокола «Арктика». 1975 год. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
Юрий Кучиев на ходовом мостике ледокола «Арктика». 1975 год. Фото: Семен Майстерман/ТАСС
  • Героическая старость

— Довольно часто такие люди не могут уходить на пенсию и просто радоваться жизни, им обязательно нужно что-то делать, но Юрий Кучиев нашел себя и на заслуженном отдыхе, смог приносить пользу.

Когда уже по возрасту и состоянию здоровья он оставил корабль, стал работать на Балтийском заводе, курировал строительство ледоколов.

Юрий Сергеевич любил приезжать в Осетию: «Здесь горы, прекрасная природа, люди удивительно теплые, неудержимо сердце тянет на землю предков. Родина есть Родина, что там говорить».

Автор: Фариза Хадашева