Каждый из ваc бывал в лесу. А вот ответить на многие, даже самые простые загадки леса смогут немногие. А загадок в лесу хоть отбавляй.
1. Вот, например, пришел ты в сосновый лес. Кругом прямые, розоватые стволы, на них ни одного сучка. Зеленая хвоя виднеется только на самых вершинах. Внизу - щетка молодых елочек. Вот тебе и первая загадка. Почему елки под соснами могут расти, а молодые сосенки под елками чахнут?
2. В другом леске растёт большая семья молодых рябинок, а старой рябины поблизости нет. Откуда же взялась молодежь, ведь ягоды у рябины тяжелые, ветер их принести сюда не мог?
3. Пришел ты на свежую вырубку. Судя по оставшимся пенькам, здесь был только хвойный лес - елки и сосны, ни одного осинового пня не
видно, а теперь вся вырубка покрылась молодым осинником. как это произошло?
4. Встретилась тебе молодая, красивая куртинка -- береза вперемежку с сибирской лиственницей. Ряд березы, а через полтора метра ряд лиственницы и потом снова ряд березы. Посадка тебе понравилась. А вот сможешь ли ты ответить, правильно ли ее сделали?
5. Подле лиственницы с березой растут лиnы и вязы. Между рядами деревьев кто-то несколько лет подряд сажал картофель. Те вязы и липы, которые росли среди картофельника, вдвое выше и развесистей тex, между которыми картофель не сажали, хотя все деревья одного возраста. Как это объяснить?
6. Забрел ты на моховое болото. Кругом растут небольшие сосенки толщиной, ну, так сантиметров по 10-12, не больше. А рядом на пригорке, там, где болото кончается, толстая высокая сосна. На первый взгляд маленьким сосенкам лет по 10-20, а большой все пятьсот можно дать. Ты, наверное, здорово бы удивился, если специалист сказал бы тебе, что маленьким соснам лет по сто будет, а большая моложе их. Почему же так получилось. что маленькие сосенки старше большой сосны?
7. Вышел ты на лесную поляну. Пригляделся, а она вся заросла крошечными березками, осинками, кое-где виднеются и сосенки. Молодые деревья вышли завоевывать поляну под лес. За это лесоводы и называют их пионерами. А молодые дубки или елочки могут быть пионерами? Нет. Почему?
8. А на опушке новая загадка. Стоят несколько одиночных елок. Должно быть, они так и росли особняком. Ветки у них начинаются от самой земли. Елки коренастые, приземистые. Неподалеку, среди вырубки, виднеется еще несколько елок, должно быть, лесорубы пропустили их. Только те елки по виду совсем другие: высокие, с голыми стволами, зеленые ветки сохранились только у вершин. Да и понятно, ведь они выросли в густом, сомкнутом лесу. Так почему же деревья одной и той же породы, а разные. Да и жить одни будут еще долго. а другие обречены на смерть. В чем тут дело?
9. А задумывался ли ты над тем, что такое лес?
Лес, это когда много деревьев, наверное, так многие из вас ответят.
Тогда и аллею из тополей тоже можно назвать лесом? Оказывается, нельзя. Так что же такое лес?
Свои варианты ответов напишите в комментариях. Не торопитесь, подумайте. Разве не интересно проверить себя?
__________________________________________________
На вопросы мы решили отвечать не подряд, а начиная с самого последнего.
— Что такое лес?
— Лес — это совокупность деревьев, влияющих друг на друга и на окружающую среду: почву, влажность и температуру воздуха, водный режим, силу ветра, одним словом — на климат. Лес способен улучшать, смягчать климат, в этом его величайшая заслуга перед человеком. Деревья, посаженные в аллее, если их даже очень много, серьезного влияния на климат оказать не могут, поэтому их и нельзя назвать лесом.
Деревья в лесу влияют друг на друга. В одном случае помогают соседу, защищая его от солнца или ветра, сберегая влагу, в другом случае угнетают стоящее рядом дерево, охлестывая его ветвями, затеняя свет, иссушая почву.
В аллее или в городском парке эти явления или отсутствуют, или они ничтожны. Значит, и этим лес отличается от аллеи или городского сквера. Лес — это сложный организм. Чтобы хорошо знать его, нужно много учиться и уметь наблюдать.
Говоря об особенностях древесных пород, нельзя забывать, что одно и то же дерево на разных почвах, в различных климатических зонах не одинаково относится к окружающей среде. Если сосна на севере всегда светолюбива, то на юге она может стать и теневыносливой. Наши загадки относятся к лесам средней полосы. Для лесов юга они могут быть и неподходящими.
В сосновом лесу часто встречается подрост молодых елок. Чувствуют они себя здесь хорошо и в конце концов могут даже вытеснить сосну. Сосна же под пологом елового леса расти не может, здесь ей темно. Сосна более светолюбивая порода, чем ель, и не может довольствоваться теми остатками солнечного света, которые ей достаются в ельнике. Лесоводы разработали шкалу светолюбия древесных пород, где все деревья располагаются по своему отношению к свету. В начале шкалы стоят самые светолюбивые породы: лиственница, сосна, береза, в конце — липа, ель, пихта. Светолюбивые деревья никогда не растут под пологом теневыносливых.
Молодые рябинки, калина появляются в новых местах потому, что сюда их семечком занесли птицы. Происходит это так: полакомятся дрозды или свиристели ягодами рябины, а ночевать улетят в ельник. Эти птицы ягоды глотают целиком, семечки проходят через кишечник и вместе с экскрементами, падая на землю, прорастают. Выходит, что птицы помогают лесоводам распространять ценные породы деревьев и кустарников.
После вырубки хвойного леса нередко вся лесосека покрывается порослью осины. Происходит это вот почему. Много лет тому назад на этом месте был осиновый лес. Под пологом осины появились молодые елочки и сосенки, обогнали они осину в росте и вытеснили ее. Но корни осины способны жить в земле очень долго, и как только появляется для них подходящее условие, они тотчас же дают поросль.
Когда вырубили хвойный лес, корни осины оказались в благоприятных условиях. Ничто больше не загораживало солнечный свет, не стало преград для осадков, почва быстро прогрелась, и корни дали буйную поросль.
Посадить лес — это такое же ответственное дело, как построить новый дом. Лесовод должен хорошо знать свойство тех стройматериалов, из которых он строит. А материал у него — древесные породы. Если строитель хорошо построит дом, то ему здесь больше делать нечего, и он может спокойно переходить к другой работе. А у лесовода не так. Ведь с возрастом деревьев меняется их облик и даже их свойства. Лесовод должен представить себе, какими его леса будут через 20, 30, 40 лет. Пока лес растет, лесовод должен несколько раз прийти и помочь ему: убрать те деревья, которые отстают в росте. И, конечно, он должен уметь разместить деревья в новом лесу, посадив их так, чтобы они не только не мешали, а даже помогали друг другу.
Если посадить рядом лиственницу и березу, то они непременно будут друг другу мешать. Обе эти породы светолюбивы. А вот если посадить березу с елкой, то они хорошо уживутся. Береза займет верхний этаж и будет защищать елку от заморозков, от жаркого солнца. Елка расположится под пологом березы и будет хорошо расти.
Деревья, между которыми сажали картофель, оказались в благоприятных условиях, почва под ними стала рыхлой, и, значит, в ней накопилось и сохранилось больше влаги. Ведь если верхний слой почвы разрыхлить, то нарушается капиллярность — испарение влаги будет проходить медленнее. Там, где сажали картофель, не стало сорняков-конкурентов в использовании питательных веществ и влаги. В рыхлую почву легче проникает кислород воздуха, лучше впитываются осадки.
Вот поэтому те вязы и липы, которые росли среди картофельника, и обогнали в росте своих соседей.
Если спилить дерево и внимательно осмотреть срез пня, то увидишь много концентрических колец. Расстояние между двумя кольцами — это годичный прирост дерева. Чем лучше были условия роста, тем расстояния между кольцами шире, годичный прирост больше.
У сосен, которые выросли на болоте, условия жизни были суровые. Избыток влаги, недостаток кислорода, тепла и питательных веществ — все это мешало расти деревьям, и годичные слои у них были совсем узенькие, подчас их даже не разглядишь невооруженным глазом. И получилось, что дерево росло 100 лет, а толщина ствола всего 8—10 сантиметров. У той сосны, которая росла на холме и находилась в хороших условиях, годичные слои широкие, и ее ствол за 30—40 лет стал толще,, чем у столетних сосенок с болота.
Некоторые древесные породы: береза, осина, сосна — не боятся поздних заморозков, жаркого солнца, не требовательны к почве, их семена далеко разносятся ветром. Поэтому они первыми появляются на открытых местах: вырубках, полянах, осваивают под лес новые территории.
За это лесоводы называют их «пионерами». Елку, липу, дуб нельзя назвать пионерами. Их всходы на открытых местах страдают от весенних заморозков, от жаркого солнца. Желуди дуба тяжелые и падают только под деревом. Ясно, что этим древесным породам не занять открытые, безлесные площади, они могут расти лишь под защитой других деревьев.
Деревья одной и той же породы могут иметь различную форму и различные свойства. Зависит это от среды, в которой они воспитывались. У ели, выросшей в густом лесу, всегда высокий, ровный ствол, а живые ветки остались только у вершины. Из такого ствола можно напилить ценные строевые бревна. Но если вокруг такой елки вырубить соседние деревья, дать доступ свету, ветру, то на ее коре появятся солнечные ожоги, ветер может повалить и сломать ее. А если и не повалит, то будет постоянно раскачивать, и дерево непременно заболеет, ослабнет, у него будет меньше смолы.
На такое дерево тотчас нападут короеды. Плохо будет елке. Если у взрослого дерева резко изменить окружающую обстановку, то для него это может быть смертельным. Другое дело, если елка выросла на свободе, ствол у нее ниже и коренастей, живые ветки начинаются от самой земли. Такая ель не боится ни ветра, ни солнца. А если на нее попытаются напасть короеды, то' из каждой ранки выступит столько смолы, что бедняги еле лапки унести успеют. Но древесина у такой елки не ценная, ствол суковатый, строевых бревен из него не выйдет, только на дрова он и пригоден.
Интересно, сколько ответов вы уже знали, а что стало открытием?