Тадж-Махал - без преувеличения визитная карточка Индии, восьмое чудо света, известный на весь мир памятник любви и печали, знаменитый своей романтической историей. Все знают или по крайней мере так или иначе слышали, что памятник был построен как мавзолей для любимой жены Шах-Джахана, царицы Мумтаз Махал, умершей во время 14-х родов.
Сам Шах-Джахан впоследствии также был похоронен там.
Внешняя часть мавзолея украшена каллиграфией коранических стихов, которые инкрустированы на прямоугольных панелях. По четырем углам платформы, на которой стоит мавзолей, расположены минареты.
К югу от гробницы находится сад, разделенный на квадранты водными путями, которые, по словам историков исламского и индийского искусства, напоминают райские ручьи, упомянутые в Коране. Считается, что сад был создан по образу древнеперсидской концепции райского сада, которую переняли Моголы.
Согласно официальной истории, строительство памятника шло 16 лет и было завершено в 1648 году. Благодаря своим идеальным пропорциям, роскошному белому мрамору и изысканной архитектуре, присущей эпохе Великих Моголов, Тадж-Махал стал одним из наиболее узнаваемых памятников мусульманской культуры в мире.
Но не все с этим согласны. Последние годы в Индии все чаще звучат утверждения, что Тадж-Махал построен на месте древнего индуистского храма.
Так, в 2022 году в Высокий суд Аллахабада было подано ходатайство лидера местного отделения БДП (правящая в Индии партия) Раджниша Сингха с просьбой о создании комиссии по установлению фактов «реальной истории Тадж-Махала» и об открытии 22 опечатанных скрытых комнат для проверки возможного наличия статуй индуистских богов на территории памятника.
Это был не первый случай подобных заявлений. Мнение о том, что Тадж на самом деле является индуистским храмом, построенным задолго до правления Шах-Джахана, появилось гораздо раньше. В 2017 году было заявлено, что памятник на самом деле является храмом Шивы под названием «Теджо Махалая», который был первоначально построен индуистским правителем.
Теория о храме Шивы
Вообще, заявление о «Теджо Махалае» впервые было высказано индийским историком по имени П. Н. Оук в книге, написанной в 1989 году.
Еще раньше, в 1976 году Оук написал книгу под названием «Имамбары Лакхнау — индуистские дворцы», а также еще одну книгу «Красный форт Дели — индуистский Лалкот». В 1996 году он опубликовал «Исламский хаос в индийской истории».
Однако именно книга «Тадж-Махал: Правдивая история» больше всего всколыхнула общественность и продолжает порождать споры вокруг Тадж-Махала.
Как доказывает историк, мавзолей Мумтаз и Шах-Джахана на самом деле был индуистским храмом Шивы, построенным приблизительно в 4 веке как дворец или храм неким Раджой Парамарди Девом.
По словам Оука, его исследования установили, что термин Тадж-Махал является распространенным неправильным произношением древнего индуистского названия Теджомахалая.
Он предположил, что «Теджо Махалая» была разрушена и разграблена во время вторжения Мухаммеда Гори в Индию в конце XII века, а после падения Хумаюна (середина XVI века) она перешла в руки королевской семьи Джайпура и управлялась Джай Сингхом I, старшим могольским мансабдаром и раджой Амбера.
Затем храм перешел Шах-Джахану, который превратил его в гробницу и переименовал в Тадж-Махал.
Оук указал в своей книге, что имя жены Шах-Джахана, которая умерла при родах, никогда не упоминилось как «Мумтаз Махал», а звучало как «Мумтаз-уль-Замани». Кроме того, название «Махал» никогда не использовалось для здания ни в одной мусульманской стране. Именно это дает основания говорить, что название Тадж-Махал является искаженной версией Теджо Махалая (Дворец Шивы).
Историк также ссылается на тот факт, что нет ни одной королевской хроники эпохи Шах-Джахана, которая бы подтверждала так называемую историю любви Шах-Джахана и Мумтаз. Кроме того, европейцы, посетившие в те года этот регион и оставившие записи о событиях того времени, не упоминают о таком крупном строительстве.
Помещения внутри памятника были опечатаны с момента его возведения, и если их открыть, то, как считает Оук, можно обнаружить дополнительные подтверждающие доказательства об индуистском происхождении строения.
Индуистские символы Тадж-Махала
Кроме доводов Оука, есть и другие "косвенные доказательства", которыми апеллируют приверженцы этой версии. Например, вершину Тадж-Махала, которую традиционно описывают как типичное украшение империи Великих Моголов (сочетание полумесяца и копья с надписью «Аллах»), индуистские исследователи рассматривают как изображение индуистского горизонтального полумесяца, кокоса, изогнутых листьев манго и поддерживающего калаша (сосуда для воды). Всё это исключительно индуистские мотивы.
А что насчет запечатанных комнат?
«У меня такое ощущение, что в этих запечатанных комнатах спрятаны очень убедительные улики. Там могут храниться санскритские надписи, индуистские идолы, писания и монеты, раскрывающие историю этого здания до Шах-Джахана», — писал Оук в своем судебном ходатайстве.
Однако суд отреагировал довольно странно, заявив, что подобные мотивы не подлежат рассмотрению в суде, и такие вопросы следует оставить для обсуждения среди академиков, ученых и историков.
В ответ на это в Археологической службе Индии (ASI) сообщили, что тк называемые «22 комнаты» в подвале Тадж-Махала на самом деле не комнаты, а длинный арочный коридор, вдоль которого были установлены двери, чтобы пространство можно было использовать лучше. Также было заявлено, что сотрудники ASI в Тадж-Махале убирают «комнаты» еженедельно или раз в две недели, и «там на стенах ничего нет».
«ASI обслуживает все эти подвальные помещения. Стены голые, нет никаких мотивов; это просто структурный элемент для поднятия цоколя, на котором стоят главный мавзолей и минареты», — сказал один из представителей службы.
Но почему бы тогда не показать хотя бы фотографии этих помещений? К чему такая секретность?
Как бы там ни было, в администрации памятника заявили, что подвальная территория не представляет туристического интереса и поэтому закрыта, чтобы предотвратить ненужное перемещение людей по охраняемому объекту всемирного наследия, который ежедневно посещают до 1 млн. человек. человек.
Дела судебные
По итогам, пока ни один иск от сторонников индуистских корней Тадж-Махалая не был принят судом. Оук обратился в Верховный суд с призывом «восстановить ценности и культурное наследие страны», но не добился никаких результатов.
Ходатайство 2022 года содержало следующую формулировку:
«Во многих исторических книгах говорится, что в 1212 году раджа Парамарди Дев построил дворец-храм Теджо Махалая (ныне Тадж-Махал). Позже храм унаследовал раджа Маан Сингх, тогдашний махараджа Джайпура. Позже строение захватил Шах-Джахан (в 1632 году), и вскоре оно было преобразовано в мемориал в честь жены Шах-Джахана», — говорилось в петиции.
Аналогичная петиция была подана в окружной суд Агры в 2015 году. Заявители утверждали, что Тадж-Махал является индуистским храмом, и поэтому правительство должно разрешить индуистам проводить ритуалы «даршан» и «аарти» в храме.
Что в итоге?
Хотя теория Оука не имеет под собой доказанной исторической основы, некоторые историки полагают, что земля, на которой стоит Тадж, изначально действительно принадлежала индуистской семьи Джайпура. Этот участок земли у Ямуны, через реку от форта Агры, который использовался (и расширялся) Акбаром и другими династиями до Моголов, был реквизирован у индуисткого правителя Джая Сингха, которому Шах-Джахан выплатил должную плату.
В общем, теория Оука продолжает жить, и вероятно будут продолжаться до тех пор, пока Археологическая служба не покажет закрытые помещения Тадж-Махала и все сомнения не будут развеяны.