Пингвины испускают веселящий газ, черепахи умеют дышать через задний проход, а капибара — рыба. Почти.
1. Самое горячее место во Вселенной находится на Земле
Как вы думаете, где самая высокая температура во Вселенной? Наверное, вы предположите, что в ядре какой‑нибудь звезды. Но нет. Естественно, там жарковато, но есть местечко и потеплее.
Абсолютный рекорд температуры был поставлен в 2012 году человеком в Большом адронном коллайдере. Учёные столкнули разогнанные до 99% скорости света тяжёлые ионы и получили температуру в 5,5 триллиона градусов Кельвина. Ну или почти столько же по Цельсию: плюс‑минус 273 градуса тут роли не играют.
Это число, конечно, далековато от планковской температуры Вселенной в момент Большого взрыва, но тоже довольно значительно. Для сравнения: самая горячая известная звезда, WR 102 Стрельца, нагрета всего‑то до 210 000 К.
2. Пингвины испражняются веселящим газом
Неприятный инцидент. Видео: Boston Aquarium
В 2019 году учёные Копенгагенского университета изучали королевских пингвинов на острове Южной Георгии — это между Южной Америкой и Антарктидой.
И вот что выяснилось: пингвины красивые, но, как и большинство птиц, крайне некультурные создания, справляющие нужду прямо там, где живут. Им, конечно, нормально, а вот зоологам некомфортно: во время обхода пингвиньих кладок приходится всё время передвигаться по испражнениям. И это не только противно, но и опасно.
Гуано пингвинов содержит множество соединений азота и фосфора. Когда фекалии разлагаются, то выделяют закись азота, то есть веселящий газ. Тот самый, который используют стоматологи для анестезии.
Бо Элберлинг
Профессор кафедры геологии Копенгагенского университета.
После того, как ты несколько часов ходишь по колено в пингвиньем гуано, реально начинает ехать крыша. Плохо себя чувствуешь, раскалывается голова. Можешь начать смеяться и видеть глюки.
Кстати, фекалии пингвинов оказывают некоторое влияние на атмосферу Земли, наполняя её парниковыми газами. Выбросы азота от одной колонии этих птиц в 100 раз сильнее, чем от сельскохозяйственного поля, обработанного азотными удобрениями. Птицы вырабатывают так много фекалий, что их следы видны со спутников из космоса.
Однако, к счастью, пингвинов в мире не так много, чтобы действительно заполнить атмосферу газами. А вот коровы, выпускающие метан, куда более насущная проблема, учитывая темпы развития сельского хозяйства.
3. Оксфорд старше империи ацтеков
Когда мы говорим об империи ацтеков, то представляем сгинувшее в веках государство с тысячелетней историей, затерянные среди джунглей города, огромные каменные пирамиды и жертвоприношения с обсидиановыми ножами. Однако на самом деле она вовсе не такая древняя, как мы привыкли считать.
Эта империя была образована в 1429 году, когда ацтеки покорили своих бывших союзников — государство Тлакопаном. А в 1521 году Фернандо Кортес объединился с Тескоко — противниками ацтеков — и уничтожил последних. Вот вам и древняя цивилизация.
Для сравнения, Оксфордский университет был основан в 1096 году. Так что он древнее целой империи. Но и он не самый старый: Болонский университет появился в 1088 году.
4. Ежегодно 162 719 пинт пива Guinness оседает на бородах
В 2000 году пивоваренная компания Guinness провела исследование, в ходе которого выяснился весьма печальный факт. Дерматолог Роберт Довер обнаружил, что в среднем человек выпивает пинту за 10 глотков. Если у него имеются усы и борода, на них оседает примерно 0,56 миллилитра пива.
По усам течёт, в рот не попадает.
Вычислив среднюю плотность усов и бород и сопоставив её с количеством небритых мужчин, а также с продажами пива, Довер установил, что бородачи Великобритании теряют в год до 162 719 пинт пива Guinness, которое бесславно остаётся у них над губой и в бороде. Это стоит модникам примерно 423 070 фунтов стерлингов ежегодно, или примерно 536 000 долларов по курсу на время проведения исследования.
Мораль проста: если хотите пить больше пива, брейтесь.
5. С точки зрения католической церкви капибара — рыба
Милая зверюшка на снимке — капибара, родственник морской свинки. Происходит из Южной Америки. Это дружелюбные создания, которых держат по всему миру как домашних питомцев, а также иногда выращивают ради мяса и шкур.
В XVI веке католическая церковь признала мясо этих млекопитающих дозволенным к употреблению во время Великого поста.
Логика была простая: капибара живёт в воде, значит, близка к рыбам, а рыбу в пост есть можно. Особенно часто капибар едят в Венесуэле.