Найти тему
Непредвзятый спорт

Старые тренеры не замечают Этери Тутберидзе, но возвеличивают иностранные школы. Почему так задевают слова Эдуарда Самохина.

Оглавление

Недавно вышел новый номер журнала "Фигурист". В нём есть статья Эдуарда Самохина, где он рассказывал о проблемах в танцах на льду в России. И самая главная проблема, по его мнению, состоит у наших фигуристов в отсутствии скольжения.

Тренер Эдуард Самохин родился в далёком 1944 году. И одним из его учеников был, кстати, Александр Жулин. Но тему я бы хотел сейчас взять не про танцы на льду, а про то, что некоторые старые тренеры в упор не замечают, что происходит в России, но пишут достаточно интересно про канадскую школу танцев на льду.

И его слова действительно интересны. Давайте посмотрим на них, а потом обратимся к группе Этери Тутберидзе, и почему я взял такое название к статье.

— Как вы считаете, в чем феномен успеха тренерского штаба Дюбрей — Лозон — Агенауэр?
— Долгое время считалось, что канадцы просто предложили новую хореографию, внесли в танцы на льду новую стилистику, однако они ничего не смогли бы сделать, если бы не оттачивали технику владения коньком до совершенства. Насколько я знаю, в их штабе трудится целая бригада специалистов, которые работают над техникой скольжения, вращений, поддержек, над хореографией в разных ее видах, над театральным мастерством и так далее.
— Разве сегодня не все так работают?
— Давайте я вас сам спрошу: кто у нас в стране самый успешный тренер? Отвечу: Ирина Александровна Винер. Не только потому, что она занимается отбором талантов по всей стране, но и потому, что она собирает лучших специалистов для работы в своих школах. Она построила свою вертикаль: пригласила к себе самых лучших из тех, кого нашла, всех обеспечила жильем, хорошей зарплатой. Это все специалисты высокого класса.
Да, у нее есть возможности для таких решений, но есть и понимание, что надо делать именно так. Я уверен, что такое же понимание есть и у канадцев. То есть они понимают, что уровень профессионализма тренеров второго-третьего эшелона должен быть таким же высоким, как и первого. Этот тезис работает для всех координационных видов спорта, особенно для танцев на льду.
В фигурном катании непреходящую важность имеют тренеры, которые ставят конек, знают, как научить технике. В любом тренерском штабе должны работать специалисты, равные первому лицу по профессионализму и пониманию. Понятно, что у них в Канаде в финансовом плане гораздо больше возможностей, поскольку у них катаются лучшие спортсмены со всего мира, понятно, что они работают с Романом Агенауэром, который чрезвычайно талантлив, но их уникальность в том, что они собрали отличную команду, в которой специалисты, чьи имена даже не на слуху, каждый день пашут. Так что их успех заключается именно в этом.
— Но вы согласны, что они привнесли в танцы на льду моду на новую хореографию?
— Мода на это есть, но посмотрите: в этой новой стилистике успешно работают только они сами, и никто больше — ни Барбара Фузар-Поли, ни Юрис Разгуляевс, ни Марина Зуева, ни Игорь Шпильбанд, ни наши тренеры — никто не перешел на эту хореографию. Пытались повторить, сделать что-то похожее, но не смогли создать что-то соизмеримое.

Прочитав эти его слова, так сильно меня задевшие, я увидел в них не Ирину Виннер, не канадскую школу танцев, а группу Этери Тутберидзе. И при том, Этери Георгиевна не занимается отбором талантливых фигуристов. Они, либо сами к ней приходят, либо доводит до чемпионов спортсменов из середины турнирной таблицы. Например как это было с Александрой Трусовой, Евгенией Медведевой, которую даже отчислили из ЦСКА за неуспеваемость, Алиной Загитовой и многих других.

Согласитесь - это гораздо больше, чем выискивать таланты по всей России. Этим, кстати, промышляют все старые тренеры, считающие себя элитой. Нет, даже не промышляют, а создали себе сотни школ доноров, которые сами поставляли им "материал".

И меня его слова действительно задели. Мне стало очень неприятно, что и этот сильный тренер по фигурному катанию, тоже не желает замечать в своих словах даже намёка на имя Этери Тутберидзе.

Не приняли лучшего тренера в мире в своём кругу. Этери Тутберидзе не пожелала отдать им свою славу. Не согласилась с ними делиться.

  • И разве Этери Тутберидзе не собрала великолепную команду? Вот только практически всю её команду мы знаем, и все они на слуху.
  • Разве они все не пашут?
  • Разве в этой группе нет понимания, как и что им делать?
  • Или, может быть, в "Хрустальном" не оттачивают технику владения коньком, прыжками и всем остальным?
  • Разве в своей новой "стилистике" не работают они одни, а другие, кто пытался копировать, даже и близко не подошли к их уровню. Например Евгений Плющенко и Рафаэль Арутюнян.

Так почему тогда о группе Этери Тутберидзе говорят, что она тиран, деспот и дают иные некрасивые подобные определения? Почему говорят о ней, что она ломает и выбрасывает уже поломанных фигуристок? Почему у неё одной конвейер?

Вот это и задевает. Особенно в сочетании с нынешней мировой ситуацией. И говорят наши. Свои. Про остальной мир я уже и не вспоминаю.

Из всего этого сквозит обида. Гигантская обида, что всех этих великих тренеров прошлого, Этери Тутберидзе не взяла с собой в путь в первых рядах за четверными прыжками, и себя не оставила за их спинами. Не стала придаточным конвейером, которая ставила бы девушкам четверные прыжки и сразу отдавала в "надёжные" руки.

Этот фигурнокатательный мир создавали все эти люди под себя. А тут взялась какая-то "выскочка"... И не захотела делиться.

Порой одна фотография в контексте скажет больше, чем тысячи слов.

-2

Спасибо всем.