Найти в Дзене
Курьезная Хроника

"Самый надежный гроб": история "Брандтаухера" - первой немецкой подводной лодки, которая затонула во время пробного выхода

Кильская гавань, 1 февраля 1851 года. Тяжелое небо серого цвета нависало над свинцово-серыми волнами Балтики, пронизывающими до костей зимний ветер гнал по пирсам клубы тумана. Казалось, сама природа скорбела вместе с толпой собравшихся на берегу людей, напряженно наблюдавших за маленьким участком акватории. Уже седьмой час несколько флотских ботов безуспешно пытались отыскать следы недавно затонувшей неподалеку от берега экспериментальной подводной лодки. Надежда на спасение трех членов ее экипажа таяла с каждой минутой.
Вдруг это гнетущее ожидание разрядилось взрывом ликующих криков. Все увидели, как из ледяных глубин словно дельфины, выскочили один за другим три человека. Не веря своим глазам, изумленные зрители наблюдали за этим невероятным спектаклем: море выстреливало людей из своих недр, подобно пробкам из бутылки шампанского! Так закончилось первое и последнее плавание "Брандтаухера" - первой немецкой подводной лодки, созданной Вильгельмом Бауэром, талантливым изобретателем-самоучкой, на протяжении многих лет одержимым идеей создания подводного судна.

Вильгельм Бауэр
Вильгельм Бауэр

Бауэр не был профессиональным инженером. По профессии он был артиллеристом. Однако увлечение техникой, страстная вера в возможность покорения морских глубин, а также недюжинный талант изобретателя подтолкнули его к работе над воплощением давней мечты человечества - созданием корабля, способного скрываться в морской пучине. Эта мечта, подчас принимавшая устрашающие, фантастические формы, не оставляла Бауэра в покое и он отдал ей всего себя - свое время, свои силы, свои деньги.

Идея создания подводного судна стара как мир. Мифы и легенды Древней Греции рассказывают о погружениях Александра Македонского в стеклянном бочонке. Аристотель же упоминает о попытке применения при взятии Тира подводного колокола. В V веке нашей эры византийцы успешно атаковали с помощью таких колоколов блокирующую их гавань римскую флотилию.
Первые чертежи подводного корабля принадлежали Леонардо да Винчи и Роберто Вальтурио, однако от рисунков Леонардо до нас дошли лишь упоминания. В рукописях же военного инженера Вальтурио сохранилось изображение подводного судна цилиндрической формы, погружающегося всего на метр и приводимого в движение вращающимся четырехлопастным колесом.
Голландец Дреббель одним из первых перешел от эскизов к реальному воплощению идеи. В 1602 году он построил подводную лодку, принцип работы которой основывался на заполнении балластных отсеков водой. Всплытие же осуществлялось путем сброса балласта. Дальнейшее развитие идеи связано с именем итальянца Джованни Альфонсо Борелли, который предложил вытеснять воду из балластных отсеков сжатым воздухом.
Английский корабельный плотник Саймонс, вдохновленный проектом Борелли, построил в XVIII веке деревянное подводное судно с водонепроницаемой палубой и кожаными мешками, служившими для заполнения водой.
Все эти модели, сколь несовершенными они ни казались, сыграли важную роль в развитии подводного судостроения. Они были своего рода ступенями на пути к созданию "Брандтаухера". Вильгельм Бауэр, внимательно изучив достижения своих предшественников, приступил к работе над своей лодкой, которая, по замыслу, должна была стать подводным брандером - оружием, способным атаковать и уничтожать вражеские корабли.
В ту эпоху, когда парусные флоты все еще господствовали на морях, идея применения брандеров была весьма популярна. Эти "плавучие факелы" наводили ужас на самые мощные линейные корабли. "Брандтаухер", способный незаметно приближаться к цели под водой, мог бы стать грозным оружием.

-3

"Брандтаухер" по форме был близок к эллипсоиду, этакая "железная бочка", длиной около девяти метров и шириной менее двух. Корпус его был изготовлен из листового железа, скрепленного заклепками.
Способ погружения и всплытия основывался на принципе, отработанном ранее на моделях Борелли и Саймонса. Внутри лодки находились балластные цистерны, которые заполнялись забортной водой. Для всплытия же предусматривалось вытеснять воду из цистерн сжатым воздухом, хранившимся в специальных баллонах.
Двигателем лодки служили не паровые машины, слишком громоздкие для такого маленького судна, а мускульная сила человека. Два матроса крутили педали, соединенные через систему зубчатых колес с гребным винтом.
Несмотря на относительную простоту конструкции, постройка "Брандтаухера" оказалась для Бауэра делом весьма непростым. Финансирование проекта было крайне скудным - военные не верили в успех этой затеи и неохотно выделяли деньги. Кроме того, Бауэр постоянно сталкивался с недоверием и насмешками со стороны офицеров и корабельных мастеров. Старые "морские волки" считали его чудаком и пророчили "железному киту" неминуемую гибель.

-4

Настал день испытаний. 1 февраля 1851 года в Кильской гавани царило большое оживление. Несмотря на пронизывающий холод и непогоду, на набережной собралась толпа людей – горожане, моряки, военные чиновники. Все с нетерпением ожидали начала пробного погружения "Брандтаухера".
Наконец, лодка была готова к погружению. Бауэр и двое рабочих с верфи, согласившиеся сопровождать его в этом рискованном плавании, забрались внутрь. Люк задраили. "Брандтаухер" медленно начал уходить под воду.
Сначала все шло хорошо. Лодка плавно погружалась, повинуясь рулям. Однако на глубине около 15 метров внезапно произошла авария. Один из клапанов, регулирующих заполнение балластных цистерн, заклинило в открытом положении. Лодка мгновенно потеряла управление и стремительно начала опускаться на грунт.
Начались долгие часы отчаяния. Флотские боты пытались зацепить лопающийся корпус "Брандтаухера" тросами и поднять его. Но все было тщетно. Тонкое железо не выдерживало нагрузки и тросы соскальзывали. К счастью для "экипажа" подлодки, все обошлось. Через несколько часов, Бауэр и его команда, смогли выбраться на поверхность, благо, глубина была не очень большой. Эта история быстро облетела весь Киль, а затем и всю Германию, сделавшись наглядным свидетельством того, насколько опасными могут быть эксперименты с покорением глубин.

Несмотря на неудачный эксперимент с "Брандтаухером", Вильгельм Бауэр не отказался от своей мечты. Он продолжил работу над созданием подводного судна, учитывая полученный горький опыт. Вдохновленный относительным успехом своего первого детища, Бауэр разработал проект новой, усовершенствованной подводной лодки, которую назвал "Морской чёрт". Он предложил этот проект Российскому правительству, однако заказ не был получен. Несмотря на это, Бауэр решил построить лодку в Германии на свои средства.

подводная лодка "морской черт"
подводная лодка "морской черт"

Эта лодка, уже более совершенная, чем "Брандтаухер", имела устройства не только для заполнения балластных цистерн, но и для их продувки сжатым воздухом. Во время одного из испытаний "Морской чёрт" пробыл под водой целых четыре часа, что по тем временам было значительным достижением. Однако и этому судну не суждено было продолжить службу: после 134-го пробного погружения оно затонуло.
"Брандтаухер" стал прологом к истории подводного флота. На его примере наглядно проявились все трудности и опасности, связанные с покорением морских глубин. Однако он же явился и символом неукротимого стремления человека к освоению неизведанного.
В последующие десятилетия подводные лодки продолжали совершенствоваться. Были изобретены торпеды - самодвижущиеся подводные снаряды, способные уничтожать корабли противника. В начале XX века появились дизельные подводные лодки, обладающие значительной дальностью плавания. И, наконец, в середине XX века на вооружение флотов ведущих морских держав вступили атомные подводные лодки, способные неделями и месяцами находиться под водой.
"Брандтаухер" навсегда останется в истории судостроения как памятник мужеству и настойчивости первопроходцев, которые, несмотря на все риски и неудачи, проложили путь в "седьмой континент" - Мировой океан.
Прошли десятилетия. "Брандтаухер", казалось, был навсегда предан забвению в морской пучине. Однако в 1963 году, во время дноуглубительных работ в Кильской гавани, его случайно обнаружили на глубине около десяти метров.
Корпус лодки оказался сильно поврежденным коррозией, но все же удалось поднять его на поверхность. После реставрации "Брандтаухер" стал экспонатом Морского музея в Киле, наглядным памятником истории подводного судостроения.

Имя Вильгельма Бауэра - несмотря на то, что первые его лодки затонули, - навсегда останется в памяти людей как имя пионера подводного судостроения. Он был одним из первых, кто не только поверил в возможность создания подводного судна, но и предпринял решительные шаги к воплощению этой мечты в реальность.
"Брандтаухер", который в день своего первого погружения чуть было не стал "надёжным гробом" для своего создателя и его спутников, является ярким символом опасности и героизма, неизменно сопутствующих всем первопроходцам. Он напоминает нам о том, что путь прогресса всегда сопряжен с риском, и что только мужество и настойчивость способны преодолеть все препятствия.

Если статья понравилась, подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересных историй!

Ставьте лайки — это помогает развитию канала!