Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Кеслер Илона, я — Директор по маркетингу Первого ОФД. В этой серии статей я делюсь своей и экспертизой компании в части открытия бизнеса в разных нишах. В этой статье расскажу о том, как погрузиться в транспортный бизнес.
Пару слов о Первом ОФД
Мы помогаем предпринимателям закрывать под ключ задачи, связанные с кассами, товарным учетом, аналитикой, электронным документооборотом, обязательной маркировкой.
Но основной наш продукт - это сервис передачи фискальных данных (ОФД).
Данные, с которыми работает ОФД, охватывают всю информацию о продажах, произведенных через кассы и отраженных в кассовых чеках.
Первый ОФД ежедневно передает в ФНС более 30 млн. чеков с 495 000 касс из торговых точек по всей России.
Таким образом наша аналитика основана на 20% всех продаж российского ритейла (включая Крым).
Эти данные мы используем в обезличенном виде для анализа потребительского поведения и определения трендов покупок во всех товарных категориях.
Накопленная аналитика и большой опыт работы с ритейлерами разных товарных категорий дают нам достаточную экспертизу, которой мы готовы делиться с предпринимателями, в том числе начинающими.
В связи с этим Первый ОФД запустил спецпроект: серию статей, полезных для тех, кто открывает бизнес в разных нишах ритейла.
Исследование рынка и выбор ниши
В первую очередь вам нужно понять, на каком рынке вы будете работать, какой там спрос и определить конкурентов.
Выбор ниши
Есть несколько основных видов транспортных услуг: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, аренда транспорта с водителем и без, экспресс-доставка и др. Важно понимать, какие из них больше всего востребованы в вашем регионе.
Чтобы дать конкретику, мы определили объем каждой ниши на рынке транспортных услуг:
- Грузоперевозки — 40%
- Пассажирские перевозки — 30%
- Экспресс-доставка — 15%
А статистика по количеству заказов выглядит следующим образом:
- Грузоперевозки — 25%
- Пассажирские перевозки — 50%
- Экспресс-доставка — 20%.
Определение целевой аудитории
Следующим шагом важно понять, кто ваша аудитория и с кем вы будете работать.
Ниже мы разобрали несколько типов ЦА и услуги, которые могут быть актуальны для них:
Также важно глубже изучить вашу аудиторию и понять, кто будет принимать решение о сотрудничестве:
Например, за выбор подрядчика по грузоперевозкам часто отвечает офис-менеджер;
Доставкой оборудования на выставки занимается маркетолог;
Перевозками сотрудников занимается HR-менеджер и так далее.
Если ваша ЦА - физлица, вам также важно понять, кто эти люди и какие у них есть потребности, которые вы сможете закрыть.
Чем лучше вы определите профиль ЦА, тем проще будет работать с маркетингом и продажами.
Разработка бизнес-плана
Бизнес-план должен включать в себя описание услуг, маркетинговую стратегию, финансовые прогнозы и план управления рисками. Также важно учесть все скрытые расходы: покупку/аренду транспорта, затраты на персонал, топливо, техническое обслуживание и страхование.
Финансирование: В бизнес-плане очень важно указать, где вы будете брать деньги: накопления, кредиты, инвестиции или другие источники.
Затраты на открытие бизнеса:
- Постоянные затраты:
- Покупка транспортных средств
- Аренда офиса и гаражей
- Зарплата администраторов и сотрудников
- Амортизация транспортных средств
- Страховка транспортных средств
- Лицензии и разрешения
- Безопасность и отслеживание перевозок: GPS-навигаторы, тахографы, системы видеонаблюдения
- Переменные затраты:
- Аренда транспорта
- Топливо
- Обслуживание транспорта и ремонт
- Рекламный бюджет
- Расходники: Шины, масло и так далее
- Зарплаты водителям и техническому персоналу
Лицензии и разрешения
Виды лицензий и разрешений:
- Грузоперевозки: Лицензия на осуществление грузовых автомобильных перевозок (выдается Ространснадзором).
- Пассажирские перевозки: Лицензия на осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом (выдается Ространснадзором).
- Международные перевозки: Дополнительные разрешения и лицензии, включая международные разрешения на транспортировку.
Регистрация компании
Юридическая форма:
- ООО (Общество с ограниченной ответственностью):
- Плюсы: Участники не отвечают своим имуществом, в отличие от ИП, могу привлекать инвесторов и более крупных клиентов;
- Минусы: Сложнее зарегистрировать, вести отчетность и нужен уставной капитал.
- ИП (Индивидуальный предприниматель):
- Плюсы: Проще зарегистрировать и отчитываться. Также есть возможность платить налоги по УСН
- Минусы: Сложнее привлекать крупных клиентов и инвесторов, а также Индивидуальный Предприниматель отвечает своим имуществом
Налогообложение
Ниже разобрали, какую систему налогообложения выбрать, в зависимости от вашей ниши:
Грузоперевозки
- УСН (Упрощенная система налогообложения):
- Доход до 200 млн рублей и количество сотрудников до 130 человек
- Ставка 6% с доходов идеальна для компаний с низкими расходами
- Ставка 15% «доходы минус расходы»: Подходит для компаний, которые могут детализировать свои расходы
- Преимущества: Проще вести учет, отчетность и налоговая нагрузка сильно снизится, если правильно выбрать ставку.
- ОСН (Общая система налогообложения):
- Подходит для крупных компаний, которые не подходят под критерии в первом пункте прошлого блока
- Также ОСН подойдет, если вы планируете работать с крупными заказчиками, которые требуют выделить НДС
- Преимущества: Есть возможность возмещения НДС
Пассажирские перевозки
- УСН (Упрощенная система налогообложения):
- Преимущества перечислили в прошлом блоке
- ПСН (Патентная система налогообложения):
- Подходит для ИП с небольшим выбором услуг
- Налог фиксирован
- Преимущества: Просто вести учет и отчетность за счет фиксированного налога
Экспресс-доставка
- Подойдет УСН и ОСН, о которых мы писали в первом блоке.
Общие рекомендации:
- Малый и средний бизнес — выбирайте УСН
- Индивидуальные предприниматели — изучите возможность выбора патентной системы налогообложения
- Крупный бизнес. ОСН — оптимальный выбор, если у вас высокие доходы, расходы, и вы работаете с крупными заказчиками, которые требуют выделение НДС.
В идеале перед выбором системы налогообложения проконсультироваться с бухгалтером.
Приобретение транспорта и оборудования
Выбор транспорта: Подберите транспортные средства, соответствующие вашим услугам. Учитывайте их технические характеристики, вместимость, расход топлива и условия эксплуатации.
Оборудование: Приобретите необходимое оборудование для управления транспортом и обеспечения безопасности перевозок (GPS-навигаторы, тахографы, системы видеонаблюдения и т.д.).
Чтобы быстро найти поставщиков ТС и оборудования, можно воспользоваться площадками, где размещено большое количество поставщиков или сервисом Sniper Search, который помогает быстро и эффективно находить поставщиков с лучшими ценами.
Найм и обучение персонала
Рекомендации по найму персонала:
- Как искать? hh.ru, superjob.ru, HR-агентства, соцсети, знакомые и реклама в СМИ.
- Что проверять у кандидатов? Водительские права нужной категории, медсправка, трудовая книжка и рекомендации прошлых работодателей.
- Что важно учесть? Стаж работы, штрафы, медицинские противопоказания.
Чтобы исключить большинство ошибок сотрудников, тщательно разработайте регламенты внутри компании.
Маркетинговая стратегия
5 шагов, которые нужно пройти, чтобы построить маркетинг для транспортной компании:
- Создать сайт, который с первых секунд ответит потенциальному клиенту, что вы предлагаете и почему нужно выбрать вас, а не конкурентов;
- Создать и начать активно вести социальные сети;
- Настроить рекламу в Яндекс Директ и других источниках, чтобы сразу начать получать трафик на сайт;
- Установить партнерства со всеми компаниями и экспертами, которые могут связать вас с вашей ЦА;
- Проработайте сайт по SEO, чтобы улучшить позиции в поисковиках.
Ценообразование
Рекомендации по ценообразованию:
- Грузоперевозки. В этой нише средняя маржинальность 12-15%
- Пассажирские перевозки. Средняя маржинальность – 20-30%.
- Экспресс-доставка. Средняя маржинальность – 10-20%.
Фискализация и законодательные требования
По федеральному закону № 54-ФЗ большинство транспортных компаний обязаны использовать контрольно-кассовую технику, чтобы регистрировать расчеты с клиентами. Это выдача кассовых чеков и передача данных о продажах в ФНС. Если допустить ошибки в передаче чеков в ФНС, можно нарваться на следующие штрафы:
Для ИП:
- За отсутствие ККТ или непередачу данных в ФНС: до 50% от выручки, но не менее 10 000 рублей.
- За несоответствие кассы требованиям 54-ФЗ или задержку передачи данных в ФНС: до 3000 рублей.
- За невыдачу фискального чека пассажиру: 2000 рублей.
Для ООО:
- За отсутствие ККТ: до 100% дохода, но не меньше 30 000 рублей.
- За несоответствие ККТ 54-ФЗ или просрочку передачи данных в ФНС.
Прикрепляем таблицу, где расписали эту информацию более подробно:
С 2021 года транспортные компании обязаны использовать онлайн-кассы. Перед вами встает выбор: традиционные кассовые аппараты с фискальными накопителями (ФН) для каждого автомобиля или облачная касса для всего парка?
Традиционные кассы – дорого и неудобно:
• Высокие затраты: Стоимость одной кассы с ФН – от 30 000 рублей. Представьте, сколько вы потратите на парк из 10, 50 или 100 машин;
• Дополнительные расходы на техобслуживание и замену фискальных накопителей;
Облачная касса – рациональное решение:
• Экономия: Одна облачная касса покрывает весь парк, что значительно снижает затраты на оборудование;
• Удаленная фискализация: Не нужно устанавливать кассу в каждом автомобиле. Все данные о продажах передаются в налоговую службу онлайн;
• Гибкость: Облачная касса работает с объемом до 35 транспортных средств одновременно, что идеально для больших парков;
• Удобство: Водители используют мобильное приложение для регистрации продаж. Клиенты получают чеки через QR-код, SMS или электронную почту.
• Снижение нагрузки: Все данные о продажах хранятся в личном кабинете, что упрощает отчетность и контроль за финансами.
• Бесплатная замена ФН: В случае необходимости замены ФН она происходит бесплатно, что обеспечивает непрерывную работу системы.
Облачная касса - это простое, экономичное и удобное решение для фискализации в транспорте.
Сравнение затрат на приобретение физических онлайн касс VS облачной кассы для компании с автопарком из 20 транспортных средств
Вариант 1: Физические онлайн кассы в каждом ТС
- Средняя стоимость одной онлайн-кассы: 30 000 рублей.
- Количество онлайн-касс: 20.
- Общая стоимость: 30 000 * 20 = 600 000 рублей.
Фискальные накопители на 36 месяцев (необходимы по 54-ФЗ):
- Средняя стоимость одного фискального накопителя на 36 месяцев: 17 500 рублей.
- Установка фискального накопителя в кассу: 1 750 рублей.
- Количество фискальных накопителей: 20.
- Общая стоимость: 19250 * 20 = 385 000 рублей.
Услуга ОФД (необходима по 54ФЗ для передачи данных с касс в ФНС)
- Средняя стоимость услуги ОФД на одну кассу составляет: 3 000 руб./год
- Общая стоимость: 3000 * 20 = 60 000 рублей.
Итого затраты на покупку отдельных касс с фискальными накопителями и подключенной услугой ОФД на весь автопарк составляют около 1 045 000 рублей.
В дальнейшем потребуется нести затраты в размере 385 000 рублей на замену фискальных накопителей один раз в три года. Услугу ОФД нужно будет продлять ежегодно.
В пересчете на год — 188 333 рублей.
Дополнительно нужно учесть возможные затраты на ремонт физических касс по необходимости.
Вариант 2: Облачные кассы
На весь автопарк из 20 ТС достаточно будет ОДНОЙ облачной кассы c одним фискальным накопителем.
Облачная касса
Ее стоимость составит: 23 000 рублей в год.
В эту сумму входит регистрация и настройка облачной кассы, установка в нее фискального накопителя, а также обеспечение непрерывной работоспособности кассы 24/7. Услуга ОФД у большинства поставщиков облачных касс включена в состав сервисов бесплатно.
Фискальный накопитель на 36 месяцев
Напомню, его стоимость: 17 500 рублей.
Итого затраты на сервис аренды облачной кассы, фискальный накопитель и услугу ОФД для автопарка из 20 ТС составят 40 500 рублей.
В дальнейшем потребуется ежегодно оплачивать стоимость сервиса облачная касса: 23 000 руб.
Фискальный накопитель необходимо менять один раз в три года. В пересчете на год затраты на него составят: 5 833 рубля.
Итого ежегодные затраты на облачную кассу с фискальным накопителем составят: 28 833 рубля.
Итак, физические кассы/облачные кассы:
1 045 000 рублей VS 40 500 рублей первый год/ 188 333 рублей VS 28 833 рубля.
Выгода очевидна!
Сколько нужно вложить и сколько получится заработать?
Мы посчитали затраты и потенциальный доход на открытие транспортного бизнеса, в зависимости от ниши и региона:
Если арендовать транспорт, можно быстрее окупиться и выйти в прибыль, но покупка транспорта освобождает от постоянной долговой нагрузки и дает дополнительную капитализацию бизнесу.
Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, информация в нашей статье поможет вам открыть свой транспортный бизнес.
Если вы хотите полностью закрыть вопрос с облачными кассами и фискализацией в своем бизнесе, переходите по ссылке на Комплексный продукт от нашей компании. Вы получите:
- Физическая или облачная онлайн-касса
- Торговый или Интернет-эквайринг, СБП
- Онлайн-витрина или поддержка CMS
- Управление товарами, остатками и ценами
- Передача фискальных данных (ОФД)
- ЭДО с модулем маркировки
- Онлайн-бухгалтерия и отчетность
- Сервис выхода на маркетплейсы
- Анализ продаж на основе данных из чеков
Спасибо, что дочитали до конца! Буду благодарна лайкам, комментариям и подпискам.