Многих наших читателей ждёт сюрприз, открытие, новое знание: название блюда произошло от названия растения. Изначально трава называлась «борщ», и именно из неё раньше варили одноименный суп.
В Сибири свежие листья употребляют во щи, кои борщовником называют. Стебель сладок и по тому делают из него род сахару, а закваскою можно делать крепкий спирт.
Начальныя основания естественной истории, 1794.
Испокон веков в средней полосе России и в Сибири были распространены лишь неядовитые виды борщевика (например, Heraclēum sphondylium). Другие названия — сладкая трава, медвежья лапа.
«Словарь Академии Российской» (1789) дает борщу два определения:
- трава на полях растущая, стебли её и листы употребляются в пищу как злак, а врачи причисляют её к травам мягчительным;
- квашеная свекла и похлёбка из неё.
А вот один из ядовитых «борщей» — борщевик Сосновского (Heracleum Sosnowskyi) — завезли в 1950-е годы в центральные районы России с Кавказа. Местные жители называли его «губодуй», так как он вызывал ожоги и вздутие губ скота. Несмотря на это, животные его все же ели, и он быстро рос.
На новом месте его начали скрещивать, выводя максимально неприхотливый и быстрорастущий сорт. На беду, это удалось. С 1970-х по 2010-е борщевик Сосновского прошел путь от героя до злодея.
Об этом косвенно можно судить по темам диссертаций, которые хранятся в РГБ:
- Борщевик Сосновского — ценное кормовое растение (1975);
- Разработка приемов возделывания борщевика Сосновского в условиях центральных районов Нечерноземной зоны РСФСР (1990);
- Методы борьбы с рудеральной сорной растительностью на примере Heracleum Sosnowskyi (2011).
В СМИ сообщения о распространении ядовитого борщевика долго не появлялись. Например, в Вечёрке от 14 августа 1997 года борщевик предлагается в качестве компонента для запеканки.
Все эти годы генетически усиленный борщевик Сосновского продолжал покорять просторы СЗФО, Подмосковья, Поволжья и ЮФО. И только 20 апреля 2012 года он был исключён из реестра допущенных к использованию растений, а в 2015 году занесён в реестр сорняков.
Но это не все сюрпризы, которые мы нашли в книгах. Оказывается, на Камчатке исторически произрастал ядовитый борщевик. И люди его ели и даже гнали спирт.
В 1755 году про ядовитый борщевик Spondilium foliolis pinnatifidis написал профессор Степан Крашенинников (Описание Земли Камчатки):
Сей травы по всей Камчатке весьма довольно... Трава нашему борщу подобна, и листья от борщевых нимало не разнствуют... Сок её столь ядовит, что тело безмерно пухнет.
Камчадалы ценили траву за сладость и научились добывать из неё сахар, хоть «вкус его противен». Работали с ним только в перчатках. Весной, пишет профессор, «едят траву сырую, но к губам её не прижимают». А русские научились делать «травяное вино», при перегонке дающее «прекрепкую водку, которой и железо протравить можно». Иного вина на Камчатке из казны не продаётся, что печально, поскольку, судя по описанию, вино (или, скорее, брага) из борщевика токсична и опасна:
Травяное вино весьма проницательно, и великую в себе содержит кислость, следовательно, и здоровью вредительно. Люди с него бывают в пьянстве бесчувственны и лицом сини, а ежели кто выпьет его хотя несколько чарок, то всю ночь от диковинных фантазий беспокоится, а на другой день так тоскует, будто бы сделав какое злодеяние.
Лечебник = Прохладный Вертоград : [рукопись]. [Б. м.], XVIII век.
А вот откуда взялось это слово, доподлинно неизвестно. По одной из версий, из-за ворсинок на стебле (в немецком borste — это «щетина»).
А вы застали времена, когда борщевик был неядовитым? Делали ли вы в детстве из него трубки?
В свободном доступе о борщевике можно почитать в Электронной библиотеке РГБ:
В НЭБ: Вечерняя Москва. — 2000. — 7 сентября.
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.