Найти тему

"Против глупости сами боги бороться бессильны": поговорим о романе Айзека Азимова "Сами боги"

Оглавление

Фраза в заголовке взята из пьесы Шиллера о Жанне д'Арк.

Разбив ее на три части, Айзек Азимов озаглавил полученными фрагментами части своего романа.

Часть первая. "Против глупости..."

Не очень отдаленное будущее, XXII век. Земляне получают источник неограниченной энергии, что в короткие сроки меняет жизнь всех людей на планете, меняет в лучшую сторону. Устройство, через которое эту энергию получают, называют "насосом". Через него происходит обмен положительно- и отрицательно-заряженных частиц между людьми и паралюдьми, между этой вселенной и параллельной вселенной.

Отцом основателем этого процесса на Земле считается химик Хэллем, не особенно одаренный, но сильно амбициозный и упорный. Он случайно заметил процесс замены вещества в пробирке на своем столе, и заинтересовался этим только потому, что его эго задел надменный комментарий коллеги. Разбирались в технологии процесса и создании насоса другие специалисты, но именно Хэллем считается создателем "насоса" и первооткрывателем пазитронно-электронного обмена. Через 20 лет после создания "насоса" - Хэллем на вершине славы, которую не заслужил, но расставаться с которой, само собой, не хочет.

Ламот - почти на поколение моложе. Ему было 5 лет, когда был изобретен "насос". Закончив свое образование, он приходит работать на одну из насосных станций. В первой же беседе с Хэллемом, он понимает, что перед ним - самозванец. Желая подорвать авторитет надменного старика, Ламот начинает свое исследование, опровергая все допущения, который были приняты в самом начале, без доказательств. И неожиданно для самого себя обнаруживает, что использование "насоса" грозит уничтожением обеим сторонам обмена, причем не через триллионы лет, как считалось изначально, а гораздо раньше.

Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)
Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)

Открытый конфликт Ламота с Хэллемом и непоколебимый авторитет последнего мешают Ламоту убедить общественность в своей правоте. Ламот пробует передать послание паралюдям, убедить их отключить насос со своей стороны...

Часть вторая. "...Сами боги..."

Эта часть рассказывает о параллельном мире. Его населяют существа двух типов: мягкие и жесткие. Первые могут менять свою форму, вторые - нет.

Мягкие живут триадами. И повествование в этой части ведется от трех представителей одной триады:

Дуа - эмоциональ. Это существо газообразное, имеющее размытые пульсирующие очертания. Эмоционалей также называют серединками, это существа женского пола.

Ун - рационал. Он имеет округлые очертания и очень легко меняет форму. Его главная потребность - учиться и учить. Он - левник, левый.

Тритт - пестун. Он имеет кубическую форму, малоподвижен, инертен. Его главная задача - выносить и воспитать потомство: маленьких пестуна, рационала и эмоциональ. Он - правник, правый.

Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)
Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)

Не буду, конечно, раскрывать главную интригу этой части...

Но должна сказать, что меня восхитило описание триады. Довольно просто и образно показаны мотивы, поступки, цели, методы каждого члена триады. И все это вместе - потрясающая метафора человеческого существа: пестуны - бессознательное; рационалы - сознание, разум; эмоционали - эмоциональный интеллект.

Мне кажется, что несколько лет назад я читала эту часть, как отдельное произведение. По крайней мере, загадка этой части для меня не была загадкой. И я с большим удовольствием, зная суть, обращала внимание на детали.

Часть третья. "...бороться бессильны?"

Эта часть вновь возвращает читателя в нашу вселенную, но на этот раз действие происходит на Луне. И из этой части мы узнаем, удастся ли предотвратить надвигающуюся катастрофу...

Не буду спойлерить, поэтому подробностей об эторй части не будет. Но, согластесь, вопросительный знак в заголовке части оставляет надежду.

Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)
Айзек Азимов. Сами боги. Иллюстрации (из открытых источников)

Мне показались интересными рассуждения одного из героев об отличиях Земли и Луны:

На Земле - человек, словно гость. Каждым необдуманным поступком он может нарушить существующую в природе гармонию, потому что гармония эта создана не им, и не для него. А Луна - это место, сделанное пригодным для жизни благодаря усилиям самого человека. Только здесь он может быть полноценным хозяином. (Это мой пересказ, а не точная цитата)

Пока у нас нет планеты, полностью нам подвластной, но это не значит, что мы можем провозгласить себя хозяевами Земли. Когда гости начинают вести себя, как хозяева, неприятности неизбежны. Вспомнились строки:

...Человек,
Богатырскою силой играючи,
Должен помнить про тихие жалобы заячьи
И притом, своему зная цену величью,
Быть в ответе за каждую песенку птичью!
(Игорь Киселев)

В фантастических произведениях вопросы экологии поднимаются часто. Но Азимов сделал это довольно тонко, без назидательных интонаций, что мне очень понравилось.

-4

Книга прослушана в аудио в рамках ЛитКвеста, прохождение которого курирует и вдохновляет Юлия (@Ветер в книгах )

В заключении хочу сказать, что мне впервые попадается книга, маркер "18+" на обложке которой подразумевает не откровенные сцены, а такую концентрацию научных терминов, которую сложно воспринять лицам, моложе 18 лет. И это круто! Пусть большинство книг "18+" будут такими😅

Этот роман получил одну из самых престижных наград в жанре научной фантастики - премию Hugo. А это - лучшая рекомендация. По сравнению с этим, мой скромный голос - ничто. Но я все-таки отдам его - ЗА.

В этом небольшом по объему произведении затронуто несколько больших вопросов, касающихся и природы отдельного человека, и межличностного общения, и межпланетного взаимодействия. И это важно, интересуясь вопросами глобальными (межпланетного уровня), не забывать, что противоречия внутри одного отдельно взятого человека, не менее важны, а конфликт всего двух людей может привести к масштабным последствиям.