В январе 2020 года принц Гарри и его жена Меган Маркл отказались от статуса работающих членов королевской семьи, сохранив при этом титулы герцога и герцогини Сассекских, и с тех пор вот уже четыре года по обе стороны океана не утихают споры о том, правильным ли было это решение. Отделившись от монархии и отправившись в "свободное плавание", принц Гарри остался наследником британского престола, но потерял почти все, к этому статусу прилагавшееся:
- вместе с королевскими обязанностями они с Меган лишились права на почетные титулы Его и Ее Королевское Высочество;
- пара потеряла доступ к средствам так называемого Суверенного гранта. Он представляет собой долю дохода, который приносят владения короны. Средства Суверенного гранта составляли лишь пять процентов их дохода, поэтому отказ от государственного финансирования почти не ударил их по карману. Остальные 95 процентов давала доля в прибыли герцогства Корнуолл, которую распределял в то время принц Чарльз. Он обещал, что будет помогать сыну деньгами и после того, как тот переедет в США. Считается, что он продолжает делать это до сих пор, потому что герцогство Корнуолл теперь в руках принца Уильяма, который, по слухам, не разговаривал с братом уже два года;
- самая больная мозоль принца Гарри - его семья лишилась государственной охраны, которая финансируется из средств налогоплательщиков и распространяется только на работающих членов семьи. "Недостаточная безопасность" не раз становилась предметом судебных исков и даже шантажа с его стороны, а также формальной причиной для отказа от посещения Великобритании даже по таким печальным причинам, как похороны дяди;
- 19 февраля 2020 года корона нанесла Меган Маркл и принцу Гарри новый удар: запретила использовать торговую марку Sussex Royal, на которую у них были большие надежды. В разговоре с друзьями Меган предположила, что королева ополчилась на торговую марку с использованием названия графства Сассекс под давлением других членов семьи, которые считают принца Гарри любимчиком бабушки и завидуют ему.
Действительно, с тех пор как принц Гарри и Меган отделились от монархии и переехали в Соединенные Штаты, они многое потеряли, но у них оставалось самое главное их сокровище - дарованные им на свадьбу титулы герцога и герцогини Сассекских, которые, они, разумеется, не раз пытались монетизировать, чем только усиливали критику и призывы общественности по обе стороны океана лишить их и этого последнего оплота. По заявлению того же Пирса Моргана, открыто и разгромно критикующего Сассекских чуть ли не еженедельно, ни принц Гарри, ни Меган, живущие за океаном, не только не приносят пользы стране, которая им эти титулы даровала, но наоборот, своим поведением наносят ущерб и ей, и короне.
В 2023 году, казалось, дело сдвинулось с мертвой точки: член парламента Великобритании от консервативной партии внес на рассмотрение Палаты представителей законопроект, который предусматривал бы отмену титулов супругов Сассекских. Однако после выборов и смены правительства этот законопроект не был повторно представлен в Палате и больше не находится на ее рассмотрении.
У каждого свое мнение на лишение принца Гарри с супругой титулов, это обсуждают все кому не лень уже пятый год подряд, но интересно, что говорил на эту тему сам принц Гарри.
Документальный сериал от Netflix
Впервые Гарри публично заявил, что рассматривает возможность отказа от титула герцога Сассекского именно в кадре, в одной из серий проекта Netflix "Гарри и Меган". Сериал был показан в декабре 2022 года и повествовал о любовной истории пары, а также об их драматическом расставании с монархией и обретении нового дома в Калифорнии.
В шоу Гарри рассказал о том периоде времени, когда они с Меган отправились в длительный отпуск в Канаду в конце 2019 года, когда они еще только рассматривали возможность переезда о обсуждали разные варианты своего будущего. Принц сообщил, что уже тогда предлагал отказаться от титула герцога Сассекского, если не удастся достичь соглашения, которое позволило бы ему и Меган "избавиться от давления прессы в Великобритании".
"К тому времени, когда я разговаривал со своим отцом из Канады, семья и ее окружение уже знали, что мы пытаемся найти другое занятие по крайней мере на два года", - сказал он. - "Я разговаривал со своим отцом, сказал ему: "Вот план". Он говорит: "Ты можешь изложить это в письменном виде?" И я сказал: "Я бы предпочел не делать этого из-за того, что случилось в прошлый раз". "Он говорит: "Я ничего не могу сделать, пока ты не изложишь это в письменном виде". Я отправил ему электронные письма 1, 2 и 3 января. И в одном из них я упомянул, что, знаете, если у нас ничего не получится, мы были бы готовы отказаться от наших титулов, если потребуется. Таков был план."
Затем ключевые подробности содержания этих писем появились в прессе, и Гарри обвинил офис отца в сливе данных журналистам. "Стало ясно, что сотрудники офиса распространили информацию о том, что мы собираемся переехать в Канаду. И ключевой момент в этой истории, который заставил меня осознать, что содержание писем между мной и моим отцом просочилось в прессу, заключался в том, что был озвучен тот факт, что мы были готовы отказаться от наших титулов", - сказал он. Король Карл III публично не отреагировал на это обвинение, придерживаясь общей позиции Букингемского дворца "никогда не жалуйся, ничего не объясняй".
Мемуары "Запасной"
Гарри повторил эту же точку зрения в своих мемуарах "Spare", опубликованных в 2023 году. Он написал: "В первых числах января 2020 года я отправил ему (Чарльзу) письмо, в котором в общих чертах изложил идею с основными моментами и множеством деталей. В ходе последовавших за этим бесед, все с пометкой "конфиденциально", я подчеркивал основную тему: мы были готовы пойти на любые жертвы, необходимые для обретения спокойствия и безопасности, включая отказ от наших титулов герцога и герцогини Сассекских".
Интервью с Андерсоном Купером
Корреспондент программы "60 минут" Андерсон Купер спросил принца в интервью после публикации мемуаров "Запасной": "Почему бы вам не отказаться от своих титулов герцога и герцогини?", на что Гарри ответил просто: "И что бы это изменило?".
Подводя итоги, можно заметить, что несмотря на готовность отказаться от титулов, несмотря на критику, на укоры в их использовании не по назначению и попытках на них заработать, титулы и по сей день повсюду следуют за своими владельцами - в Колумби. в Нигерию, на страницы газет, в социальные сети. Потому что если не будет их, титулов, то что останется?