Найти в Дзене
Газета "Зори"

Скорость и ощущение свободы – что за этим стоит?

Оглавление

Недавно байкеры всей страны содрогнулись от шокирующей новости: в ДТП погибла –известная блогер и мотоциклистка под псевдонимом МотоТаня.

МотоТаня

В марте Татьяне Озолиной (настоящее имя блогера) исполнилось 38 лет. За плечами у неё десятилетний стаж вождения мотоцикла. У неё были миллионы подписчиков в соцсетях, где она публиковала фото и видео с собой и своими спортивными байками. В СМИ её называли «самой красивой байкершей России». Согласно описанию YouTube-канала, МотоТаня на мотоцикле по России и другим странам за восемь лет проехала 110 тысяч километров.

«С каждым годом количество увлечённых моей мотожизнью увеличивалось, поэтому в 2020 году я стала самой популярной мотоциклисткой в мире по количеству подписчиков. И по сей день ею являюсь. За это спасибо всем и каждому, кто смотрит мои двухколёсные странички», – отмечала сама МотоТаня.

По её признанию, она никогда не хотела становиться блогером, это получилось благодаря аудитории. Но всё закончилось в один момент – ужасное ДТП в Турции. Татьяна скончалась на месте происшествия. У неё остался 13-летний сын…

Зачем я рассказываю о МотоТане? Сегодня в нашей стране тысячи мотолюбителей, и с каждым годом любителей скорости и двухколёсных транспортных средств становится больше. Так же как и происшествий с их участием.

Согласно статистике сайта rusdtp.ru, только в июле этого года в стране произошло 1666 аварий с участием мотоциклов. В Краснодарском крае в июле 2024г. произошло 88 ДТП с мотоциклами, с мопедами и другими мототранспортными средствами – 71.

Не детская игрушка

Мой друг несколько лет назад получил права категории «A», купил мотоцикл и тоже стал байкером.

– Ты не понимаешь, – говорил мне Максим, когда я отговаривала его от покупки. – Мотоцикл – это ощущение свободы, адреналин и… романтика.

Среди аргументов также были: мотоцикл надёжнее и дешевле, чем автомобиль, не надо стоять в пробках и тратиться на бензин.

В итоге Макс купил «чоппер», а к нему полностью обмундирование – куртку, брюки, защиту, обувь и, конечно, два шлема – себе и пассажиру.

– Для меня каждая поездка на мотоцикле – как праздник, – отмечает друг. – Байк притягивает внимание, он удобный и отлично управляется. На нём даже вдвоём ездить комфортно.

Первые несколько месяцев Макс ездил только по Краснодару, нарабатывал опыт. А потом стал выезжать подальше на федеральную трассу. Однажды и я рискнула с ним проехаться к морю в сторону Новороссийска. Скажу одно – было страшно. Тогда я для себя сделала вывод, что больше не сяду на мотоцикл. Хоть мы ехали на небольшой скорости, всё время было ощущение, что тебя вот-вот «раздавят» большегрузы или зацепят легковушки. И если раньше у меня возникало желание тоже получить водительское удостоверение на байк, то после этой поездки я поняла, что это опасное увлечение. Хоть статистика говорит, что больше всего в аварии попадают машины, я уверена: у мотоциклистов рисков не меньше, ведь как минимум у тебя нет крыши над головой!

В автошколе Северского ВОА отметили, что с каждым годом заинтересованность граждан в получении водительского удостоверения на категорию М падает. Если в 2020 году права на мопед или скутер получили пять человек, то сначала этого года только двое обучились в автошколе. А вот интерес к мотоциклам только растёт: ежегодно, начиная с 2020 года, права на категорию А получают не менее 50 человек. По словам представителей ВОА, в основном учиться на мотоцикл приходят люди в более солидном возрасте – 30-45 лет.

– Если ездить по правилам, то опасность может быть только от окружающих – пешеходов, машин, которые могут просто тебя подрезать, – парировал Макс.– Но даже это можно предотвратить. Чаще всего многим байкерам нравится ездить быстро и обгонять других. Считаю, что надо ездить так, чтобы скорость твоей реакции совпадала с твоими навыками, но большинство этим пренебрегают, желая получить драйв. Вследствие этого – ДТП с летальным исходом. А вообще в Краснодарском крае ездить мотоциклистам безопасно – дороги разделены и нет встречных потоков. Но это – если ездить с разрешённой скоростью.

У Максима было два ДТП. Как он признаётся, всё из-за рассеянности водителей автомобилей и его веры в их внимательность. Но с опытом эти риски тоже учитываются, и уже почти сто процентов все поездки зависят исключительно от водителя байка. На городской скорости сложно попасть в аварию, чтобы она стала последней, считает Макс.

Про несчастный случай с МотоТаней, друг отмечает, что блогер на спортивном мотоцикле – это всегда дополнительный риск и ответственность. Во время езды нельзя ничего снимать и отвлекаться на телефон.

Питбайк – вне закона?

Если байкеры – полноправные участники дорожного движения, как и автолюбители, то кто же тогда подростки, которые, не имея водительского удостоверения, свободно ездят на так называемых питбайках? Сегодня эта проблема остро волнует наших станичников. Наверное, я бы и не подняла эту тему, если бы сама не страдала от лихачей. В основном они ездят, конечно, не по федеральной трассе, а по лесным и станичным улицам. От их езды плохо всем: и водителям автомобилей, и пешеходам, и просто жителям. Шум от этого транспорта стоит неимоверный. Иногда вечером, иногда рано утром, но чаще всего почему-то далеко за полночь.

Такую картину  можно наблюдать на улицах наших станиц и посёлков
Такую картину можно наблюдать на улицах наших станиц и посёлков

В одной из станиц района люди в борьбе с лихачами на гравийной дороге самостоятельно соорудили неровности и разложили камни, чтобы хоть как-то на них повлиять.

– На нашей улице живут в основном пенсионеры, рядом школа, детский сад, – сетует азовчанка. – Почему полиция не может приструнить этих гонщиков?

«Крик души» выразил в своём обращении в редакцию ильчанин Михаил Тищенко:

«Пожалуйста, сделайте что-нибудь с малолетними мотоциклистами. В Ильском от них нет покоя ни на дорогах, ни дома. Постоянно шумят до ночи».

Я отправилась в интернет, чтобы узнать, что же такое питбайк и кто имеет право на нём ездить. Питбайк – это мотовелосипед или минимотоцикл для занятий мотокроссом и фристайлом и классифицируется он как спортивный инвентарь. Появилась такая мототехника в конце 60-х годов прошлого века и предназначалась для обслуживающего персонала на спортивных соревнованиях.

В отличие от автомобилей, мотоциклов, скутеров и мопедов, многие питбайки не являются транспортным средством. С одной стороны, они оснащаются двигателями, объём которых сопоставим с мотоциклетными, с другой – ПТС у такой мототехники нет, она не оснащена зеркалами, световыми приборами, поворотниками. По этим причинам выезжать на дороги общего пользования, в том числе асфальтированные и грунтовые, на этой технике нельзя. Питбайки предназначены для езды в специально отведённых местах – карто– и автодромах, мотошколах, а также по бездорожью.

– Водители мопедов, скутеров, мотоциклов и питбайков в том числе являются полноправными участниками дорожного движения, если они выехали на дороги общего пользования. Эти транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляются лицам, отвечающим определённым требованиям.

Этот пешеходный мостик в станице Северской тоже облюбовали любители двухколёсного мототранспорта. Жители справедливо возмущаются
Этот пешеходный мостик в станице Северской тоже облюбовали любители двухколёсного мототранспорта. Жители справедливо возмущаются

– Для того, чтобы получить водительское удостоверение нужной категории, требуется пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД, – комментирует старший государственный инспектор БДД МРЭО Госавтоинспекции Северского района Максим Гурин. – Согласно закону, управлять мотоциклом с мощностью более 125 смᵌ можно с 18 лет при наличии водительского удостоверения с открытой категорией «А».

Лёгкими мотоциклами (питбайками в том числе) с объёмом двигателя до 125 смᵌ и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт, можно управлять с 16 лет при наличии водительского удостоверения с категорией «А1».

Категория «М» даёт право водить мототранспорт с объёмом мотора до 50 смᵌ только с 16 лет.

Ездить на питбайке можно только по бездорожьюи специальной территории. Обязательно – в защитном шлеме, перчатках, наколенниках и накладках, которые защитят от травм в случае падения. Запрещено ездить по любой оборудованной дороге общего пользования – асфальтированной или грунтовой

Получается, что несовершеннолетним от 16 до 18 лет, чтобы ездить на питбайке без проблем по дорогам общего пользования, нужно будет открыть права категории А1. И здесь нюанс – в Северском районе автошколы не учат на категорию А1. Обучение проводит только несколько автошкол в Краснодаре. И многие подростки, уповая на удачу, катаются по дорогам на питбайке и ждут совершеннолетия, чтобы уже сразу отучиться на более мощный агрегат – мотоцикл. А на категорию М юным гонщикам учиться нет смысла – объём двигателя питайка выше, чем у мопеда или скутера.

Какие грозят штрафы?

Казалось бы, раз питбайк – это спортинвентарь, выписать штраф полицейские не могут. Но это совершенно не отменяет правил дорожного движения и закона о его безопасности №196-ФЗ. Повторим – кататься на питбайке по лесам, полям, закрытым площадкам можно. Это законно. И в этом случае никакого штрафа за езду без водительского удостоверения не предусмотрено. А вот если выехать на транспорте на дорогу общего пользования без прав и оказаться в поле внимания инспектора ГИБДД, исход ситуации может быть совсем не радостным.

За езду на питбайке по дорогам общего пользования можно получить административные штрафы. За управление несовершеннолетним водителем (с 16 лет) мопедом, мотоциклом, автомобилем, не имея права управления, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, в соответствии с ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ, при этом ТС задерживается на специализированную стоянку. Если же несовершеннолетний младше 16 лет, то ответственность за него несут законные представители, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1. ст. 5.35 КоАП РФ, при этом ТС в этом случае также задерживается, материалы передаются в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия законного решения в отношении родителей и подростка.

Родители создают опасность для детей

Но сегодня многие юные мотолюбители, а точнее – их родители, пренебрегают законом. А может, мамы и папы просто не знают правил, покупая питбайки своим детям, которым нет и шестнадцати. Часто можно встретить за рулём 13-14-летних подростков. Очень жаль, что родители не осознают всю серьёзность ситуации, позволяя своим детям выбрасывать адреналин на опасных «покатушках».

Недавний пример – в Усть-Лабинске 12-летний мальчик, управляя питбайком, попал в ДТП и получил серьёзные травмы. Выяснилось, что питбайк мальчику купил отец. В отношении родителя было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего».

Родители! Не допускайте своих детей, не достигших 16-летнего возраста и не имеющих водительского удостоверения соответствующей категории, к управлению мототранспортными средствами. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях подростки получают тяжёлые травмы, ведущие к непоправимым последствиям.

Эта история может служить показательным примером, почему родителям стоит задуматься о покупке мотоцикла своим несовершеннолетним детям.

Родители, стараясь угодить своему ребёнку или поддавшись на его уговоры, покупают питбайк, забывая, что дети – полноправные участники дорожного движения. Часто от родителей можно услышать: «Ну, мы же тоже в детстве катались. И ничего!». Однако в лучшем случае мамы и папы просто заплатят штраф, в худшем – понимаем, о чём речь. Интенсивность движения только увеличивается, а соответственно, и угроза нахождения неопытных водителей за рулём мототранспорта тоже увеличивается.

Хотелось бы призвать родителей не приобретать детям подобный спортинвентарь. Это не игрушка! Последствия травм, полученных в ДТП, остаются на всю жизнь, вы берёте на себя дополнительную ответственность за жизнь и здоровье своего ребёнка и других людей.

Теперь, уважаемые родители, вы точно знаете, что ответственности за то, что вы отпускаете своего несовершеннолетнего ребёнка на проезжую часть, вам не избежать.

«Гул стоит и днём, и ночью. Честно – невыносимо!»

При подготовке этого материала мы решили узнать у жителей нашего района, как обстоят дела в их поселениях с юными и взрослыми гонщиками. В соцсетях люди поделились своими мнениями о проблеме.

Александр Л.: Этим мотоциклам на полигонах кататься надо, а не по улицам, где пешеходы. А ночью людям отдыхать мешают. Эта проблема давно уже беспокоит жителей.

Александр: Давно пора навести порядок, и не только касаемо питбайков, очень громкая музыка из машин. В станице Новодмитриевской возле памятника постоянно по ночам собираются и крутят музыку.

69827: В Новодмитриевской до часу ночи спать невозможно, особенно улица Октябрьская.

Оксана Т: Я считаю, нужно ограничить езду либо как-то штрафовать неоднократно. Месяц назад попала в ДТП, где виновником был 18-летний парень без документов. Выехал на обгон на встречную полосу. Хорошо, что остался жив. Но за поступки свои отвечать не хочет, за ущерб автомобилю платить тоже не собирается. А родители говорят, что он совершеннолетний, разбирайтесь с ним сами. Вот такая печальная история.

Татьяна Б.: В Азовской полный беспредел. Гонщики «летают» с таким грохотом, что вслед желаешь их родителям всего самого наилучшего... Трасса для гонок у них ул. Октябрьская, Горная, Народная.

Александра Д.: В Северской гоняют каждый вечер часов с девяти. Лучше бы занимались толковым делом. Страшно, что собьют кого-то.

Натали Д.: В Афипском рёв мотоциклов и в три часа ночи, и в шесть утра. А людям на работу. Честно – невыносимо!

Наталья Т.: У нас в центре Ильского от этого рёва голова болит, а ведь есть ребята совсем молоденькие, 15-16 лет. И утром, и поздней ночью гоняют, и на детской площадке у них сход часто. Днём хоть не так слышно, а ночью… Вот интересно, что бы родители сказали, если бы днями дети возле их дома газовали и ездили?

Анна А.: В Ильском на улице Первомайской в районе вокзала шумят ночью. А вечером просто невозможно.

Светлана: В Ильском на улице Некрасова такое впечатление, что они специально у домов гоняют. Гул стоит и днём, и ночью. Родителей не понимаю от слова совсем. Купить детям смерть. Они перед машинами гоняют, обгоняют, когда им сигналишь, жесты разные показывают. В общем, полное безобразие.

Валя Ш.: У нас в Станице Смоленской они где-то до трёх часов ночи туда-сюда ездят. И начали по всем улицам гонять. Надо что-то с этим делать. Нам на работу утром, а они спать не дают. А когда с работы едем, бывает, и подрезают. Они нарушают режим тишины. Шуметь по закону можно до 23.00. Надо гонщиков привлекать к административной ответственности, и их родителей тоже.

Екатерина Д.: Согласна, что нет тишины ни днём, ни ночью. Окно не открыть, детям не уснуть. В Григорьевской то же самое. Надоели уже шуметь.

Светлана У.: Подтверждаю, что в Смоленской открыть окно вечером невозможно, сплошной рёв.

Екатерина П.: В станице Новодмитриевской с 00.00 до 3.00 ночи мы слушаем мотоциклистов, невозможно окна открыть.

Елена Д.: В Азовской они ещё и без света мотаются, создают аварийную обстановку. Во всех поселениях этот ужасный рёв мотоциклов достал всех.

Ольга С.: Как бы все ни возмущались, но это было, есть и будет. Это в подростковом возрасте они «моциками» увлекаются. А как получают права, обычно проходит. У самой есть сын, мы через это уже прошли, тоже постоянно возле двора друзья собирались, рычали, я ругалась, но всё же приходилось терпеть. Не нужно так озлобленно к ним относиться.

Вера М.: Это проблема всех населённых пунктов. Жара. Хочется открыть окна ночью, впустить прохладу в дом, но действительно после полуночи это невозможно. Рёв мотоциклов, скрип тормозов. И так каждую ночь до утра. Конечно, люди хотят ночью отдыхать. Пусть ГИБДД усилит контроль или введёт временные ограничения для мотоциклов.

Наталья Я.: Видела таких детей на трассе возле Михайловского. Летели на большой скорости. Было очень страшно за них. Куда смотрят их родители?

Виктория Е.: Есть ещё чудо-мопеды, тоже гоняют жуть. Боишься, что собьют или тебя или ребёнка, едут без экипировки и явно не по ПДД.

Мотолюбителям нужна специальная площадка

Выход из сложившейся ситуации предложил участник секции по картингу в посёлке Черноморском Дмитрий Коньков:

– Я считаю, что главная проблема в том, что в Северском районе нет специализированных площадок для езды на спортинвентаре. К сожалению, так было и 40 лет назад. Можно поступить проще – выделить участок, построить специальную площадку для разного рода спортивной техники (вело-, мото-, картинг- и т.д.), тем самым собрать в одном месте юных мотолюбителей и под присмотром тренерского состава работать с детьми, развивать спорт. Для родителей будет меньше риска и беспокойства.

Материал подготовила Ксения Петрова