Недавно в беседе с Сергеем Минаевым генеральный прокурор Игорь Краснов снова вызвал беспокойство у приверженцев священного права частной собственности. Он заверил, что государство не намерено нарушать это важное достижение кровавых европейских революций, и о деприватизации речи не идет. Однако прокуратура продолжит возвращать государству активы, нелегально присвоенные в ходе чубайсовских махинаций.
Объясняя подход прокуратуры к этому процессу, Краснов заявил:
«Мы восстанавливаем в казну утраченные активы, которые были незаконно выведены. Вся прибыль от производства уводилась за рубеж, и никто не инвестировал в развитие. Эти люди работали не на благо нашей страны».
Исходя из этого, важной задачей следует признать огосударствление стратегически важных секторов. Согласно отчетам СМИ, в доход страны передали более 100 предприятий, в общей сложности на 1,3 триллиона рублей. Об этом сделал заявление прокурор Краснов:
«В доход государства обратили более 100 предприятий, которые оцениваются в 1,3 трлн рублей, заявил генпрокурор Краснов. Речь идет в том числе о конфискациях в рамках антикоррупционных дел. По его словам, из них около 20 предприятий возвращены государству, поскольку были незаконно приобретены иностранными резидентами и использовались в ущерб интересам Москвы. Стоимость таких активов оценивается в 370 млрд рублей».
Защитники «всеобщих» ценностей сразу же обвинили российские власти в нарушении демократических принципов. Но можно привести в пример европейские страны, такие как Болгария, Германия, Швеция, Польша и другие, которые за последние два года конфисковали российскую собственность без суда и следствия. Более убедительны примеры из российской практики.
По данным открытых источников, около 80% списка Forbes России с промышленными активами стоимостью 250-300 трлн руб., полученными в 1990-х, выводили в среднем по 70-80 млрд долларов в год через оффшоры. Всего накоплено свыше 1,5 трлн долларов. Лидерами стали Лисин, Мельниченко, Усманов, Алекперов, Абрамович, Кантор.
Заводы, фабрики, порты и электростанции приносили огромные прибыли своим владельцам за счет эксплуатации советских технологий без модернизации. Ярким примером является Мельниченко, который, проживая в Швейцарии, продал свои электростанции после выкачивания всех ресурсов. Прошлой зимой Новосибирск едва избежал катастрофы из-за прорыва магистральных труб.
Те олигархи, которые тратили деньги на замену оборудования, покупали все на Западе, что привело к упадку смежных отраслей в России. Это практически уничтожило отечественное машиностроение. Все это было условием для вхождения в мировой элитный клуб.
После 2014 года, когда Запад объявил России гибридную войну и ввел санкции, страна оказалась в сложной ситуации. Однако за последние четыре года удалось уменьшить долю импорта в базовых отраслях с 46 до 35%.
Чубайс, организуя масштабную приватизацию, объяснял раздачу огромных активов эффективностью частных собственников. Однако оказалось, что новоиспеченные миллиардеры предпочли вкладываться в яхты и зарубежное имущество, а не в развитие производства.
Производительность труда в базовых отраслях снизилась с 50-70% в 1985 году до 20-35% в 2020 году. Рост начался лишь в последние несколько лет благодаря реформам и автоматизации госсектора.
Экономисты подсчитали, что возвращение украденных активов государству может ежегодно распределять около 30 трлн рублей в бюджеты всех уровней, которые сейчас уходят в карманы олигархам.
Те олигархи, которые когда-то ходили в стоптанных ботинках и мечтали обмануть кого-то, будут активно сопротивляться попыткам государства вернуть украденное. Они будут использовать все возможные средства, от СМИ до поддержки врагов России.
Российское руководство, похоже, понимает это и готово оказать достойный отпор этим шулерам.
«Они не работали на нашу страну», - подчеркнул Игорь Краснов. После этих слов олигархи должны понять, что их сопротивление бесполезно.