Всем привет. В этом скромном блоге я часто пишу о фильмах, но в минувшие выходные мне довелось самому поучаствовать в съёмках.
Одна моя знакомая учится на режиссёра, постоянно выполняет некие задания, в одном из которых снялся ваш слуга покорный...
...и вот наконец дипломная работа: съёмки настоящего короткометражного фильма. Дама пригласила серьёзных людей из Москвы, с не менее серьёзной аппаратурой, меня же позвали на роль звукооператора. Идея изначально показалась мне странной: никакого отношения к звукорежиссуре я никогда не имел и не планировал, но, как говорится, за деньги - да.
Выяснилось, что основная роль звукооператора на съёмках - держать микрофон (так называемый "бум") на длинной палке ("удочке", на профессиональном жаргоне), причём достаточно высоко, чтобы не попасть в кадр.
Как вы понимаете, чтобы простоять в такой позе две-три минуты и не уронить эту конструкцию артистам на головы, нужны некоторые силёнки. Вот заодно я и подтвердил свой бронзовый значок ГТО.
Причём, когда звучит команда "Мотор" (именно для звукооператора), надо успеть нажать кнопку записи и за две-три секунды поднять бум на нужную высоту, не попав в кадр. (Удочка ещё и периодически пытается сложиться сама собой.) А перед этим найти для себя подходящее место, чтобы не загораживать свет и камеру... Всему этому пришлось учиться по ходу дела. Как раз к концу съёмок примерно разобрался.
Дальше я буду писать об элементарных вещах... элементарных для людей, которые занимаются кинопроизводством. А вот для нас дилетантов, всё это в новинку и очень интересно.
Чтоб вы понимали, на съёмках фильма всё очень серьёзно. Это вам не "рилсы" на телефон снимать. Вот, к примеру, сцена: актёры сидят на диване и разговаривают. Что нужно сделать - посадить их на диван, направить камеру и запечатлеть - так? А вот ни фига. Во-первых, надо расставить с полдесятка осветительных приборов. Во-вторых, напустить дыма из специальной машинки. В-третьих, актёрам нужно спрятать под одежду микрофоны в петличках (а задача звукооператора - следить, чтобы каждый из этих микрофонов функционировал, а то аккумуляторы разряжаются очень быстро). Главное - это свет, чтобы выставить его, уходит от часа до бесконечности, поэтому съёмки даже маленькой сцены могут растянуться очень надолго. И это даёт результаты, хотя обычный зритель и не догадывается, сколько адского труда вложено в кадр, который длится 2-3 секунды.
Ещё момент: если в кадр попал посторонний предмет (тот же бум), то сцену придётся переснимать. Это мы привыкли, что в видеоредакторе есть функция "кадрирование", позволяющая убрать лишнее, а в большом кино так не работают.
Кстати, о птичках. Показал одному из москвичей свой легендарный мультик, который на YouTube уже 200 тысяч просмотров набрал. Москвич работу оценил, но как раз и посоветовал больше работать со светом и фонами.
Съёмки проходили в сельской местности, в солидном особняке с двухэтажной баней, садом и спортивной площадкой:
Было даже некое подобие капища с идолами и каменным лабиринтом. Оказалось, просто для антуража, а я-то уже решил, что владелец особняка - крутейший родновер... Идолы и лабиринт тоже сыграли роль в сюжете фильма.
Съёмки прошли в сжатые сроки: с субботы по понедельник включительно, но рискну предположить, что съёмочную площадку даже на это короткое время режиссёру предоставили не за просто так. Вообще, понял одну вещь... и чтобы её понять, как раз и надо побывать на настоящих съёмках.
Возможно, вы читали в какой-нибудь рецензии что-то вроде: "Бюджет фильма составил всего 500 тысяч долларов" и думали: "Всего?! Это ж огромные деньги, на что их потратили? Вроде, в фильме нет никаких спецэффектов, и актёров немного, и съёмки велись в обычной квартире". Так вот, прежде всего, чтобы снять профессиональный фильм, нужна профессиональная аппаратура. Много аппаратуры (камера, свет, звук), которая стоит очень дорого. И её где-то надо взять: купить или арендовать. С профессиональной аппаратурой работают профессионалы, причём не задаром. И в идеале с каждым гаджетом должен управляться отдельный человек, и всю эту ораву надо довезти до места съёмок, где-то поселить и чем-то кормить. Наша госпожа режиссёр чуть ли не целый "Магнит" скупила для съёмочной группы... Затратное, в общем, это дело - кино снимать.
Действие нескольких сцен происходило ночью, так что съёмки затягивались и до 4-х, и до 7-ми утра. Сроки поджимали, так что отсыпаться было некогда: два-три часа подремали - и вперёд. К концу всей этой истории я уже плохо понимал, что происходит... но как бы то ни было, короткометражку мы сняли. Сюжета раскрывать не буду, ибо авторскими правами не владею. Но, возможно, вы этот фильм ещё увидите, может даже здесь, если г-жа режиссёр дозволит. Следите за новостями!
Фотографии предоставлены оператором Кириллом Прозоровским.