Здравствуйте, друзья!
Режиссер Татьяна Лиознова по сценарию Александра Гельмана сняла фильм "Мы, нижеподписавшиеся" в 1981 году. Сюжет для производственной драмы довольно классический. Комиссия облисполкома не принимает у СМУ "Сельхозстрой" хлебозавод и не подписывает акты приемки, обнаружив много недочетов. Члены комиссии возвращаются обратно на поезде. С ними в поезде тайно едут работники СМУ с целью убедить их подписать акты до прибытия поезда на конечную станцию.
Пьеса А. Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся" к тому времени, как у Т. Лиозновой появилось желание снимать по ней фильм, успешно шла во МХАТе, Театре сатиры и еще во многих театрах по всей стране. Интересно, что на сцене МХАТа главного героя пьесы играл Александр Калягин, а Девятова - Евгений Евстигнеев. На сцене Театра сатиры главного героя исполнял Андрей Миронов, а Девятова - Георгий Менглет.
В фильме главная роль потрясающе сыграна Леонидом Куравлевым. Здесь он на высоте и показывает свой многогранный актерский талант во всей красе. Считаю эту роль одной из лучших в его карьере. Вообще, актерский состав в фильме очень силен. Леонид Куравлев – Леня Шиндин, диспетчер СМУ, Ирина Муравьева – Алла Шиндина, жена Лени и тоже работник СМУ, Аристарх Ливанов – Малисов, начальник отдела в СМУ, Юрий Яковлев – Девятов, председатель комиссии облисполкома, Олег Янковский – Семенов, член комиссии, Клара Лучко – Нуйкина, член комиссии, Николай Парфенов – проводник вагона.
Сценарий написан добротно мастером производственной драмы. Например, фильм "Премия" в 1974 году также снят по сценарию А. Гельмана на основе его книги. Лиознова к тому времени уже сняла фильмы "Три тополя на Плющихе" и "Семнадцать мгновений весны".
Актеры и команда создателей подобрались отличные. Первый раз фильм я смотрел не так давно. И с самого начала не покидало чувство брезгливости. Мне было стыдно за главного героя. Леня Шиндин других эмоций у меня не вызывает. Этот человек – концентрат немужского поведения. Поведения раба, который во что бы то ни стало защищает своего хозяина. Его хозяин – начальник СМУ Егоров. От подписания актов зависит карьера Егорова, которому противостоит начальник треста Грижелюк. Именно из-за противостояния этих двух людей и завязывается весь сюжет. Их аппаратная и бюрократическая война выливается в недостатки по строительству и отказ комиссии подписать акты приемки.
Леня Шиндин с самого начала предстает перед нами в униженном состоянии. Его отправили на поезд в самый последний момент, не дав даже возможности сменить одежду и заехать домой перед поездкой. Егоров с ним не считается и обращается неуважительно. Но Леня этим состоянием ничуть не отягощен. Ему оно привычно. Исполнять поручения Егорова для него само по себе честь.
На протяжении фильма мы узнаем нутро Шиндина и с каждой минутой я убеждался в правильном впечатлении об этом человеке.
Перед нами человек без принципов, готовый ради слова хозяина выполнить что угодно. Понятие чести для него не существует. Честь для него – быть верным рабом хозяина.
Фильм поднимает важный вопрос. Какими средствами допустимо достигать цели? Из фильма мы знаем, что Шиндин не раз проделывал трюки с другими комиссиями до этого случая. Принимали объекты и похуже. Он их вывозил на охоту/рыбалку, рестораны, бани. Ублажал и добивался своего. И сейчас по плану было влиться в коллектив комиссии и попробовать подписать акты. Весь план выстроен на лжи. Заставить хитростью и манипуляциями подписать акты приемки, которые были справедливо не подписаны.
Кто-то видит в Шиндине искренность, честность и справедливость. Этими качествами он не наделен. Но Лёне это не важно. Важнее любой ценой заставить комиссию подписать акты. Чтобы спасти Егорова. Даже если жена Шиндина становится жертвой его плана.
Противоположностью Шиндина в вопросах чести и справедливости является в фильме Девятов. Принципиальный и честный работник облисполкома, бывший военный юрист. Но и его Лёня продавил, посеяв толику сомнения, которая повлияла на Девятова. Шиндин нашел к нему подход через его же сильную сторону, сделав её в моменте слабой стороной. Такое развращение и манипулирование другими – бесспорно отрицательная черта.
Шиндин рад служить Егорову, не получая от него взамен ничего. Создание себе кумира из человека само по себе унижение. А если этот человек не ставит тебя ни во что, в открытую используя, - унижение вдвойне.
Хитрый и подлый манипулятор Шиндин - антигерой. Посмотрите на него с этой стороны и окажетесь неприятно поражены его беспринципности и коварству. Опасный и гнилой человек, который сглатывает даже приставания к собственной жене, полезные для дела.
После двух часов изощрений от Лени Шиндина хочется помыться. Этот персонаж – слизняк, которых всюду оставляет следы своей смрадной слизи. Уважения этот человек не вызывает. И даже неприкрытое сравнение его с собакой, которое применяет режиссер, только оскорбляет собаку. Пес из Шиндина получился бы хороший, если бы он не развил в себе отрицательные качества, с удовольствием применяя их на службе у неблагодарного хозяина. Советую фильм посмотреть и никогда не быть таким, как Леня.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждению.