Шёл 2022 год, я работал инженером в конторе, которая оказывает государственным структурам и федеральным операторам услуги по монтажу СКС. Короче говоря - тянул интернет во славу Государства и реагировал на аварийные случаи (обрывы линий, кражи линий, перегревы и тд).
Когда я устроился, то мне в служебное пользование был выдан Рено Дастер 2015 года в мегапустой комплектации, перечислять чего там не было очень долго, поэтому я скажу, что там было - полный привод. В этой машине не было даже центрального замка, а дверная личинка была только на водительской двери.
Но пробег стремился в небеса, всё чаще дастеры сыпались и начальством был предпринят ход, которым Россети держат в тонусе своих сотрудников уже целые десятилетия - приобрести УАЗы.
Одним прекрасным днём в нашу контору заехала вереница белоснежных коробков и два пикапа. Всего контора приобрела 13 автомобилей. Один из них был предназначен начальнику гаража - он был на корейской коробке, с кондиционером и вообще чёрного цвета.
А нам тем временем досталась машина в самой базовой комплектации, в которую входили 4 ЭСП, электрозеркала с подогревами (странное решение, лучше бы подогрев сидений воткнули) и....это всё. Первые впечатления после Дастера - далеко глядишь, высоко сидишь, а ещё воняет стрёмным пластиком. Я бегло осмотрел машину, получил документы, расписался в получении и побрёл прокатиться по району, привыкнуть к габаритам и так далее. Вставил ключ в замок зажигания, запустил двигатель и.... на приборке вылез чек. Пробег на машине составлял тогда не более 20 километров. То ли 15, то ли 17, уже не вспомню. С улыбкой на лице я пошёл к начгару и сообщил новости, на которые он начал вспоминать свой богатый лексикон нецензурной брани. Через час я уже ехал к дилеру на решение этой проблемы, а начальник писал информационные письма в филиалы на предмет фиксирования и незамедлительного сообщения о случаях возникновения каких-либо ошибок, так как после езды на Дастерах работяги уже привыкли к гирляндам на приборках. Приехав и просидев в выставочном зале полтора часа, ошалевая от цен на буханки и хантеры, я таки получил обратно свою машину. Мастер-приёмщик гордо заявил, что проблема устранена, ходовка протянута, всё лишний раз проверено. Я довольный запрыгнул в салон, хлопнул дверью и почесал обратно в офис. Через пару километров я почуял запах неприятностей и увидел дымок из-под днища, подавив секундную панику, припарковался в ближайшем кармане подальше от невинных слепцов, не вкушавших подобной техники. Выскочил из тачки и нырнул под днище. Дымил барабан стояночного тормоза. К слову - стояночный тормоз на уазе реализован в виде барабана на кардане. Я такое видел впервые. Он шипел, трещал, а краска на нём вспучилась, как и мои глаза от ярости. Подождав пару десятков минут, я двинул обратно к мастеру-приёмщику с желанием плюнуть ему на брендированный халатик УАЗа. Мастер снова выслушал меня, покачал головой, подозвал слесаря и он прямо на парковке у дилера залез и пофиксил это недоразумение (к сожалению не всю машину, а только стояночник). Я посмотрел на мастера, он на меня. Руки жать не стали. Так прошёл первый день знакомства с этим автомобилем.
Спустя месяц, подходил декабрь. Холодало. Мужики начали конючить, что прогревать коробок невероятно долго уже сейчас, а что будет зимой? Начальник сжалился и закупил намордники. Кстати говоря, помимо прикольного внешнего вида (чисто моё мнение), он реально даёт эффект. Машина греется быстрее, но не перегревается, так как новенький двигатель оснащён просто огромной вискомуфтой с приличным железным диффузором, который вряд ли даст когда-либо перегреться уазику при исправной СО, которую обслуживают. Из минусов - нет АБСОЛЮТНО никаких возможностей зацепить намордник на решётке. Петли на изделии имеются - крепёжных элементов ноль. В итоге система хомутов решает эту проблему. Первый снег. Я вышел прогревать пепелац и счищать мокрый сугроб с машины. Залез на колесо, дабы вычистить воздуховоды и снег под дворниками и остался с этми самыми дворниками вместе с поводками в руках. Они не были прикручены. Гаечки были слегка наживлены и не более. Ну, окей, этим уже никого не удивишь, хотя, помниться мне, один мастер-приёмщик заявлял, что все узлы протянуты и проверены. Видимо поводки дворников не входят в список узлов и агрегатов УАЗа. На этом, в целом, весёлые приключения заканчиваются и начинается эксплуатация. УАЗ гремит, звенит и трещит абсолютно всеми своими деталями, но особенно вымораживают кулисы раздатки и КПП. Это просто какой-то ад. Звон, как в Японском храме от колокольчиков на вершине горы, обдуваемой ветрами со всех сторон. Лечится просто невероятно, без шуток это совет ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА - наклейте шумоизоляцию, сорвите набалдашники рычагов и обмотайте изолентой. Это нам на голубом глазу заявили официалы. За свой счёт была куплена шумка рублей на 700 и забронирован тоннель, термоусадкой были облеплены рычаги. И правда - звон и гул почти исчезли. В машине стало тише. Зимой рекомендуется поворачивать корпус воздушного фильтра в сторону подкапотки во избежании перемерзания вентиляции картера, один наш экипаж не сделал этого и у них на морозе выдавило с сальников масло. Что касается ездовых качеств - моё почтение. На трассе просто изюмительно. Очень тяговитый двигатель и достаточно динамичный. Ездить на нём весело. Сидишь ты реально удобно, хоть и сидения не самые козырные, есть комплектация с сидухами, как в Пассате, но такая машина была только у начгара. Там и подогревы и боковая поддержка и какая-то анатомия присутствует. Но мы довольствовались тем, что нам выдали и не бухтели. Руль у нас был от предыдущего кузова/рестайлинга. Самый простой, уродливый и без подушки безопасности. Чисто мужицкий вариант.
Аудиосистемы никакой в машине не было от слова совсем. Всё ставилось за свой счёт и после увольнения забиралось с собой. Какую попало магнитолу ты не поставишь. Места в центральной консоли просто нет. Там от силы сантиметров 7 места, а может и меньше. Короче говоря, был приобретён какой-то плоский андроид с переходной рамочкой. Монтаж прост, но при монтаже убогий пластик заводской рамки сломался, а панель чуток поцарапалась. Она в целом на УАЗе царапается даже от случайного касания. Девушкам с нарощенными ногтями на этой машине ездить не рекомендую. Мужикам кстати тоже. Вообще весь салонный пластик в УАЗе скрипучий, ломучий, царапучий и так далее. Выжить при интенсивной эксплуатации ему невозможно. Дверные ручки что наружние, что внутренние ужасно хлипкие. Зимой старался открывать аккуратно. А вот накладку на внутренней ручке регулярно выщёлкивал, в конце концов она просто сломалась и я её приклеил. Отопитель. Сказка, но только когда машина полностью протопилась. При -30 в машине можно ехать в футболке. В лицо жарит, в ноги жарит. Решаешь сделать похолоднее - моментально замерзаешь. Поэтому просто ездили с приоткрытыми окнами. Вечно в соплях, зато комфортно. Полный привод и высокий клиренс позволяет ехать буквально где угодно на КАМЕ, которую дают при покупке. Сугробы он форсировал играючи. Там, где давным давно Дастер бы закопался - УАЗ прёт, как танк. Ревёт, орёт, гудит, но едет. На обледенелой дороге полный привод и шипованная резина позволяют уверенно двигаться без опаски. Что касается леса и грязи. Наши линии особо не проходили через лес, скорее вдоль. Но и тут УАЗ уверенно проезжает канавы и кюветы. Иной раз кажется, что сейчас перевернёмся, но он достаточно тяжёл и широк, чтоб завалиться на бок. Из интересного пожалуй только история, как мы с коллегой пропустили поворот и решили срезать зимой ночью через лес. По навигатору была видна тропинка, которой мы придерживались. УАЗ пёр через колею, как медведь. Ехать нам по этой тропе надо было минут 30, может 40 от силы, а застряли мы там на 5 часов. Благо был залит полный бак и мы справились. Тропа, как оказалась, была лесовозная. По ней ездили Уралы и Камазы 4310. Вдоль дороги были поваленные берёзки и сосны. Но ничто не может длиться вечно и мы капитально сели. Выходить в зимний ночной лес крайне не хотелось, но у нас были достаточно мощные фонари, лопата, трос и желание уже просто почухать нормальный асфальт под колёсами. Честно говоря, зимний ночной лес вдали от цивилизации завораживает, настораживает и пугает. Связи нет. GPS-трекер, которыми снабжены наши машины - не ловит, так как в основе своей пользует модуль GSM. Стало быть, последней нашей точкой была трасса с кучей поворотов и съездов. Никто не приедет. Никто не знает, где мы. Мой коллега имеет своим хобби охоту. Он матёрый здоровый бородатый мужик. С ним было не страшно. Если бы я был там один, то наверное поддался бы панике. Благим матом и сапёрной лопаткой мы добыли пару стволов поваленных по обочинам берёзок и веток с сосен. Я махал лопатой так, как будто бы от этого зависела моя жизнь... хотя постойте, так оно и было. Моя жизнь напрямую зависела от моего махания лопатой. Короче говоря, спустя 3 часа мы начали потихоньку продвигаться, подкидывая ветки, коврики и наматывая пристёгнутый к дереву трос, вернее будет назвать его стропой. Благо деревья прилегали вплотную к тропе. Короче говоря, замёрзшие, уставшие и злые не то сами на себя, не то на злой рок и навигатор, показывающий эту тропинку, как вполне себе проездную, мы выехали на трассу и... поехали дальше выполнять заявку. Когда связь появилась, мы обнаружили десятки звонков от поднятых по тревоге дежурных коллег, начальства конторы, начальника гаража и уже собранный в ватсапе чатик по нашему поиску и спасению. Отзвонившись всем и поняв, что другие наши коллеги уже находятся на месте и заканчивают, мы не скрывая радости двинули в сторону дома. Последующего нагоняя от вышестоящего руководства не последовало, немного пожурили за наивность. После этого вышло распоряжение передвигаться только по дорогам общего пользования, если только узел связи не находится непосредственно в местах, куда необходимо добираться тропами. Что касается остальных плюсов, то это огроменный, ну просто царский багажник с тяжеленной распашной дверью, к которой приходилось прикладывать усилие, чтоб закрыть с первого раза. Складной задний ряд давал почти ровный пол. Закинуть генератор, лестницу, инструменты, катушки и тд - без проблем. Нагруженный УАЗ ещё более уверенно ведёт себя на дороге. На второй передаче уверенно едет боком, выворота хватает, ГУР отрабатывает, окружающие в шоках. Мне очень нравилось хасанить на нём в поворотах. Очень быстро привыкаешь к поведению, рывкам коробки и валкости. В городе проблем машина не доставляет. На самом деле удобно. Он не такой уж и огромный, что бы доставлять дискомфорт. Невероятные зеркала, которые дают классный обзор и в целом хорошая площадь остекления позволяет тебе контролировать ситуацию на 360 градусов. Из минусов так же могу отметить крайнюю убогость наружнего пластика. Хаб кэпы на дисках пообломались в первом же кювете. Пороги полопались если не в первом, так во втором сугробе. А задний бампер на холоде просто произвольно лопнул, как и пара ушей его крепления к кузову. Нет, правда, вечером я поставил машину и пошёл домой, а утром при загрузке обнаружил трещину на бампере. Возможно он изначально был неверно закреплён и так далее, поэтому и крепления поотлетали. Не знаю, но факт есть факт. Кстати, только на моей машине был замечен подобный дефект. Позже мы заявились в страховую, потом к дилеру, потом я пару недель ездил на пикапе (хуже просто быть не может), а затем я получил машину с новым бампером обратно. Опыт езды на УАЗе я не могу сравнить ни с чем. Своенравная машина. Мне даже понравилось. Это как минимум фаново. Особенно зимой в условиях нечищенных дворов и снежных отвалов. Сотрудники полиции не обращают на тебя внимания, а иногда даже можно сойти за своего. Машину я старался содержать в чистоте. Мне просто это нравится и не жалко было тратить по 200р пару раз в неделю на самомойке. В конце концов чистый уаз с чистыми арками и начернённой резиной выглядит брутально. Позже я уволился и продолжил заниматься немного другими вещами в другой конторе, в которой тоже имеются УАЗы, но больше я не выездной инженер, скачущий по вышкам, крышам и подвалам. Нет больше звонков среди ночи, нет дальних выездов. Нет у меня больше в пользовании УАЗика. Но я с теплотой его вспоминаю и иногда даже вижу бывших коллег на нем в городе. Откатал я на нём чуть меньше года. Прошёл пару ТО. Пробег был где-то под 30 тысяч. Масло он не хавал. Антифриз не уходил. Хотя, нет, вру, помню патрубок подтекал, но просто не был затянут - пофиксил за минуту. У нас были безлимитные топливные карты, поэтому за расход не парились. В путевых листах и рапортах писали средним расходом литров 12-13 летом и 15 зимой, хотя по трассе можно было уложиться аж в 8.5-9 на заднем приводе при скорости 100-110 на пятой передаче.