Найти в Дзене

Статья 16. Основы законодательной власти в Державе

1. Законодательная власть в Державе принадлежит Вседержавному Законодательному Собранию, состоящему из двух палат - Державной Думы и Законодательных Советов республик.

Законотворчество в нашей стране происходит на двух уровнях - федеральном и региональном. Это связано с тем, что наша страна устроена по федеративному принципу: есть общефедеральная власть, и есть власти входящих в состав страны республик, которые также имеют право принимать собственные законы и одобрять федеральные.

На федеральном уровне законы принимает Державная Дума - нижняя палата Законодательного Собрания. Это позволяет учитывать общегосударственные интересы при создании законов. На региональном уровне федеральные законы должны также одобряться Законодательными Советами республик - общей верхней палатой Законодательного Собрания. Это необходимо, чтобы в законах учитывались особенности и потребности каждого региона. Сама структура Вседержавного Законодательного Собрания с двумя палатами позволяет тщательно проработать законопроекты, выявить и устранить противоречия, найти компромисс между федеральными и региональными интересами.

Такое сочетание федерального и регионального законотворчества помогает сбалансировать централизацию и децентрализацию власти, сделать принимаемые законы более легитимными и соответствующими потребностям разных территорий, входящих в состав Державы. Это отражает базовые принципы федеративного государственного устройства.

2. Вседержавное Законодательное Собрание принимает законы, вносит изменения и дополнения в действующее законодательство, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной и судебной властей на основании закона.

Законодательное Собрание - это орган государственной власти, который занимается принятием законов. Его основные функции:

Законотворчество:

Принимать новые законы, которые регулируют различные сферы жизни общества.

Вносить изменения и дополнения в действующие законы, чтобы они соответствовали современным условиям.

Устанавливать правила и нормы, которым должны следовать граждане, организации и госорганы.

Контроль:

Следить за работой правительства и других органов исполнительной власти.

Заслушивать отчёты и информацию о деятельности исполнительной власти.

Проводить расследования, если обнаруживаются нарушения или злоупотребления.

Представительство:

Отражать интересы разных социальных групп при принятии законов.

Представлять и защищать интересы на национальном, региональном и местном уровнях.

Обеспечивать связь между гражданами и органами власти.

3. Конституционные законы Державы должны быть одобрены и Государственным Советом Державы либо референдумом.

Обязательное одобрение ключевых законов Державы Вседержавным Законодательным Собранием и Государственным Советом либо всенародным референдумом - это очень важный механизм для обеспечения легитимности и стабильности в нашей стране.

С одной стороны, Государственный Совет, как стратегический управляющий государственный орган, отражает волю народа и учитывает интересы различных групп граждан. Поэтому одобрение им конституционных законов говорит о том, что они соответствуют чаяниям общества и государства. С другой стороны, вынесение этих законов на всенародное голосование гарантирует, что они действительно отражают мнение и чувства простых людей. Таким образом, обеспечивается баланс между властью, избранной народом, и непосредственным волеизъявлением граждан.

Этот механизм утверждения фундаментальных законов способствует укреплению доверия населения к власти и стабильному развитию нашего государства. Он обеспечивает оптимальное соотношение представительной и прямой демократии.

4. Члены Вседержавного Законодательного Собрания формируются по положениям статьи 2 настоящей Конституции.

Согласно статье 2 Конституции, члены Вседержавного Законодательного Собрания формируются следующим образом:

Выборность. Члены Собрания избираются путём всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Это обеспечивает демократический характер формирования представительного органа власти и равные возможности для граждан участвовать в управлении делами государства.

Персональный состав. Собрание состоит из представителей всех регионов, число которых определяется в зависимости от численности населения каждого региона. Это позволяет учитывать интересы всех регионов и обеспечивает сбалансированность состава.

Срок полномочий. Члены Собрания избираются на фиксированный срок, указанный в Конституции. Это гарантирует стабильность и преемственность законодательной власти.

Возрастной ценз. К участию в выборах допускаются граждане, достигшие определённого возраста. Это требование направлено на обеспечение зрелости и компетентности депутатского корпуса.

Требования к кандидатам. Конституция устанавливает требования к кандидатам, такие как образование, опыт работы, отсутствие судимостей. Это призвано гарантировать высокий профессиональный уровень членов Собрания.

5. Полномочия, порядок формирования, структура и организация деятельности Вседержавного Законодательного Собрания устанавливаются отдельным Конституционным законом.

Введение такого положения, что полномочия, порядок формирования, структура и организация деятельности Вседержавного Законодательного Собрания устанавливаются отдельным Конституционным законом, обосновано несколькими ключевыми аспектами.

Конституционная надёжность и стабильность. Конституционный закон обладает более высокой юридической силой и стабильностью в сравнении с обычными законами. Он требует более сложной процедуры принятия и изменения, что обеспечивает большую устойчивость и предотвращает частое и непродуманное внесение изменений в фундаментальные положения, относящиеся к Вседержавному Законодательному Собранию.

Чёткость и ясность полномочий. Отдельный Конституционный закон, определяющий полномочия Вседержавного Законодательного Собрания, позволяет чётко обозначить сферу его компетенции и конкретные функции. Это способствует лучшему пониманию и соблюдению разделения властей между различными ветвями государственной власти, избегая дублирования функций и споров о компетенции.

Прозрачная и демократичная процедура формирования. Установление порядка формирования Вседержавного Законодательного Собрания в Конституционном законе гарантирует, что процедура формирования этого органа будет прозрачной и подчинённой демократическим принципам. Это включает в себя определение методов выборов, требуемые квалификации для кандидатов, а также условия их мандата. Ясные и справедливые правила формирования укрепляют доверие граждан к этому органу.

Оптимальная структура и эффективность деятельности. Определение структуры Вседержавного Законодательного Собрания в Конституционном законе позволяет создать организацию, оптимально приспособленную для исполнения её функций. Это может включать распределение обязанностей между палатами, создание специализированных комитетов или комиссий, а также установление внутренних процедур работы собрания.

Организационная целостность и управляемость. Отдельный Конституционный закон обеспечивает единообразный подход к организации деятельности Вседержавного Законодательного Собрания, в том числе в аспектах кадрового обеспечения, внутреннего распорядка, взаимодействия с другими государственными органами и обеспечения работы депутатов. Это способствует соблюдению организационной целостности и эффективному управлению деятельностью собрания.

Гарантии независимости и защиты от внешнего давления. Закрепление основ организации деятельности Вседержавного Законодательного Собрания на уровне Конституционного закона также служит гарантией его независимости. Это предотвращает злоупотребления и попытки изменить правила организации работы собрания под влиянием внешних факторов или текущих политических настроений.

6. Вседержавное Законодательное Собрание принимает законы двумя третями голосов от общего числа его Народных депутатов каждой из палат.

Вседержавное Законодательное Собрание представляет собой уникальную законодательную структуру, объединяющую две палаты Народных депутатов. Для принятия законопроектов требуется более высокая планка голосов – две трети от общего числа депутатов каждой из палат. Такое требование обусловлено несколькими важными факторами:

Высокий уровень консенсуса: требование двух третей голосов стимулирует достижение широкого согласия среди депутатов, что ведёт к принятию таких законов, которые учитывать интересы различных групп и регионов. Это способствует социальной стабильности и укреплению доверия к законодательному процессу.

Качество законопроектов: более высокие требования к количеству голосов способствуют тщательной проверке законопроектов, всестороннему обсуждению и исправлению всех недостатков перед их принятием. Это снижает вероятность принятия необдуманных или нежелательных законов.

Предотвращение диктата большинства: это требование защищает права меньшинств, не позволяя доминирующей политической силе навязывать свои решения без учёта мнений других групп. Такой механизм предотвращает риск злоупотреблений властью и способствует справедливости в законодательном процессе.

Интересы обеих палат: система из двух палат существует для обеспечения сбалансированного представительства различных интересов. Требование двух третей голосов гарантирует, что законодательные инициативы поддерживаются как в нижней, так и в верхней палате, что отражает более полное волеизъявление народа.

Стратегическая важность: важные и значимые для государства законы, такие как конституционные изменения, национальная безопасность и долгосрочные экономические проекты, требуют высокой степени политической ответственности и единства. Применение двух третей голосов гарантирует, что такого рода законы принимаются при наличии широкой поддержки.

7. Законопроекты, внесённые во Вседержавное Законодательное Собрание, проходят три чтения в разные рабочие дни:

- в первом чтении обсуждаются основные принципы и концепция законопроекта, проводится его общественное обсуждение;

- во втором чтении происходит постатейное рассмотрение, принятие поправок от регионов;

- в третьем чтении законопроект принимается в целом.

Внесение законопроектов во Вседержавное Законодательное Собрание и их рассмотрение в три чтения представляют собой структурированный процесс, обеспечивающий всестороннюю оценку и проработку принимаемых законов. Это необходимо для того, чтобы законопроекты были тщательно проверены, обсуждены и при необходимости, изменены до их окончательного принятия.

Первое чтение. Основные принципы и концепция: В первом чтении рассматриваются ключевые идеи и общая концепция законопроекта. Этот этап критически важен, так как закладывает основу для дальнейшей работы.

Законодатели оценивают:

Насколько актуален и необходим данный законопроект?

Какова его основная цель и какие проблемы он призван решить?

Насколько концепция законопроекта согласуется с существующей правовой структурой и общими принципами права?

Общественное обсуждение:

Законопроект выносится на общественное обсуждение, что позволяет:

Получить мнения различных заинтересованных сторон, включая граждан, общественные организации, специалистов и экспертов.

Оценить общественные настроения и выявить возможные спорные моменты.

Второе чтение. Постатейное рассмотрение: На этом этапе происходит детальное изучение и дискуссия по каждой статье законопроекта. Законодатели:

Тщательно анализируют текст каждой статьи, проверяя на соответствие цели закона.

Обсуждают юридические и лингвистические аспекты, устраняя возможные неоднозначности и пробелы.

Поправки от регионов:

Регионы предоставляют свои предложения и поправки, что способствует:

Учёту региональной специфики и интересов.

Повышению качества законопроекта через множество внесённых улучшений и исправлений.

Демократическому процессу, позволяющему широкой представительности, участвовать в законодательном процессе.

Третье чтение. Принятие в целом:

Это финальный этап, на котором:

Собираются все внесённые и принятые поправки.

Проводится итоговое голосование за проект закона в его окончательной редакции.

Законопроект принимается либо отвергается.

На этом этапе законодатели делают окончательный выбор, основываясь на всесторонне проработанном и доработанном тексте.

Процесс рассмотрения законопроектов в три чтения необходим для обеспечения:

Прозрачности и общественного контроля.

Тщательной проработки каждого аспекта законопроекта.

Широкого участия всех заинтересованных сторон.

Снижения рисков принятия сырого, непродуманного или потенциально вредного закона.

Если законопроект принимается, то он направляется для дальнейшего утверждения. Если законопроект не набирает необходимого количества голосов – он отклоняется или возвращается на доработку.

Внесение законопроектов во Вседержавное Законодательное Собрание и их рассмотрение в трёх чтениях обеспечивают многоступенчатый и тщательный процесс подготовки законов.

Этот процесс:

Позволяет всесторонне оценить и обсудить предложенные нормы;

Обеспечивает возможность внесения корректировок и улучшений;

Гарантирует, что принятые законы соответствуют интересам общества и реализуемы на практике.

Такой подход помогает создавать эффективное и справедливое законодательство, способствующее развитию и стабильности государства.

8. Одобренный двумя палатами Вседержавного Законодательного Собрания, и при необходимости Государственным Советом Державы (если одобрен конституционный законопроект) либо референдумом, законопроект направляется Главе Державы для подписания и официального обнародования. Глава Державы обязан подписать закон в течение 10 рабочих дней, если не воспользуется правом вето.

Процесс принятия законопроектов в любом государстве требует соблюдения чётких процедур и принципов, позволяющих обеспечить законность, прозрачность и отчётность. В предложенном варианте описаны основные этапы принятия законов в рамках определённой законодательной системы.

Участие нескольких институтов власти: законодательный процесс начинается с одобрения законопроекта обеими палатами Вседержавным Законодательным Собранием, что подчёркивает важность участия представительного органа в создании законов. Это обеспечивает демократический подход, позволяя широкой общественности быть представленной через своих депутатов.

Роль Государственного Совета: одобренный законопроект обеими палатами в случае, если это конституционный законопроект, должен быть одобрен и Госсоветом состоящим из представителей всех ветвей власти, а также представителей общества.

Роль Главы Державы: направление законопроекта Главе Державы для подписания является важным этапом, который завершает процесс законотворчества. Глава Державы обладает не только правом подписи, но и правом вето. Это право служит важным механизмом контроля и обеспечения того, чтобы законы, принимаемые законодательными органами, соответствовали основным принципам конституции и интересам государства.

Срок для подписания: установленный срок в 10 рабочих дней для подписания закона является ключевым элементом, обеспечивающим оперативность обработки законопроектов. Он гарантирует, что закон не застрянет на стадии подписания и будет быстро введён в действие, что особенно важно в условиях быстрой смены общественных реалий и потребностей.

Право вето: право вето — это важный инструмент, который позволяет Главе Державы блокировать законопроект, если он считает его вредным или неправомерным.

После подписания: подписанный закон должен быть официально обнародован. Это важный шаг, так как только после публикации закон получает юридическую силу и становится обязательным для исполнения. Обнародование закона также поддерживает принцип прозрачности, позволяя всем гражданам быть в курсе действующих норм и правил.

Таким образом, предлагаемая система имеет сбалансированный подход к законотворчеству, обеспечивая участие различных ветвей власти, контролируя процесс принятия решений и поддерживая оперативность реагирования на изменения в обществе. Это способствует укреплению демократических основ государства и защите прав граждан.

9. Международные договоры и соглашения, вступление в международные организации, устанавливающие обязательства для государства и граждан, подлежат обязательной ратификации через принятие Конституционных законов. Без ратификации такие договоры (соглашения) не применяются.

Зачем нужно ратифицировать международные договоры через Конституционные законы?

1. Упорядочивание законов и прав. Международные договоры могут содержать правила, которые нужно точно выполнять в рамках национальных законов. Если такие правила принять без специальной процедуры, это может вызвать непонимание и путаницу с уже существующими законами. Ратификация через Конституционные законы помогает аккуратно ввести международные нормы в национальную правовую систему, избегая конфликтов.

Приоритет международного права. Во многих странах международное право ставится выше национального после его ратификации. Проведя ратификацию через Конституционные законы, страна официально подтверждает это и закрепляет свои обязательства на уровне своего законодательства. Это помогает избежать конфликтов между национальным и международным правом.

2. Суверенитет и Конституционные права. Государственный суверенитет означает, что принятие любых обязательств перед другими странами или международными организациями должно проходить через строгий контроль. Процесс ратификации через Конституционные законы позволяет национальному парламенту проверить и официально утвердить, что страна соглашается на эти обязательства и понимает, что будет после ратификации.

10. Толкование законов осуществляет Верховный суд Державы, конституционность законов - Конституционный Суд Державы.

В правовой системе каждой страны существуют разные органы, отвечающие за применение и интерпретацию законов. Основная задача этих органов — обеспечить правильное понимание и исполнение законов, а также контролировать их соответствие конституции страны.

Когда мы говорим о толковании законов, это означает, что суд интерпретирует законы, чтобы применять их в конкретных делах. Они изучают текст закона, его цели и дух, чтобы решить, каким образом закон должен быть применён к определённой ситуации.

С другой стороны, конституционность законов — это вопрос о том, соответствует ли закон той самой основной норме, которая называется конституцией. Конституция — это основной закон страны, который определяет, как должна функционировать государственная власть и какие права имеют граждане. Если кто-то считает, что закон нарушает конституцию, дело может быть передано в Конституционный Суд. Этот суд отвечает за проверку законов на соответствие конституции.

Обоснование этого различия можно объяснить так: суд решает, как применять законы в конкретных случаях, а Конституционный Суд контролирует, чтобы сами законы не противоречили основным принципам, заложенным в конституции. Это необходимо, чтобы защитить права граждан и обеспечить правовую стабильность в стране.

Например, если парламент принимает закон, который ограничивает свободу слова, то этот закон может быть оспорен в Конституционном Суде. Если суд признаёт, что закон действительно нарушает конституционные права, его обязаны отменить.

Оба эти органа играют важные роли в правовой системе: суд помогает гражданам понять, как им действовать в соответствии с законом, а Конституционный Суд следит за тем, чтобы сами законы не нарушали основные права и свободы граждан. Это два разных уровня контроля, которые обеспечивают справедливость и законность в обществе.

11. Все законы должны иметь прямую норму права, на основании которой они принимаются.

Прямые нормы права играют важную роль в правовой системе, поскольку обеспечивают ясность, предсказуемость и справедливость применения законов. Почему законы должны основываться на прямых нормах права?

Ясность: прямая норма права — это чёткое и конкретное правило, установленное законом, которое однозначно определяет права и обязанности участников правовых отношений. Когда законы имеют такие нормы, это позволяет гражданам чётко понимать, что от них ожидается, какие права они имеют и какого поведения должны избегать.

Предсказуемость: законы, основанные на прямых нормах права, помогают создать стабильную и предсказуемую правовую среду. Это особенно важно для физических лиц и бизнеса, так как даёт им возможность планировать свою деятельность и принимать обоснованные решения, не опасаясь неожиданных изменений в правоприменении.

Справедливость: прямые нормы права способствуют равенству перед законом, так как они ограничивают произвольное усмотрение государственных органов. Когда нормы права чётко прописаны и одинаково применяются ко всем, это уменьшает риски коррупции и неправомерного применения законов.

Правовая определенность: чёткие нормы права снижают количество споров и конфликтов, так как уменьшается двусмысленность в применении законов. Это, в свою очередь, облегчает работу суда: правоприменение становится более объективным и основывается на чётких и понятных правилах.

Защита прав и свобод: прямые нормы права являются гарантией защиты прав и свобод граждан. Когда их права и обязанности чётко регламентированы, это значительно уменьшает вероятность произвола со стороны исполнительных и судебных органов.

Использование прямых норм права при создании и применении законов — это фундаментальный принцип, обеспечивающий эффективность, справедливость и стабильность правовой системы государства. Вместо произвольных или неопределённых формулировок, законы должны чётко устанавливать конкретные правила поведения, чтобы все участники правовых отношений могли руководствоваться ими в своих действиях.

12. Законопроекты, регулирующие вопросы специфических или профессиональных сфер, подлежат обязательной экспертизе в соответствующих профессиональных сообществах (объединениях), а также в Общественной палате уровня законопроекта.

Законопроекты, которые касаются специфических или профессиональных сфер, требуют обязательной экспертизы в соответствующих профессиональных сообществах и Общественной палате по нескольким важным причинам. Давайте рассмотрим эти аспекты подробнее.

Экспертиза профессионалов. Во-первых, многие вопросы в специфических или профессиональных сферах требуют глубоких знаний и опыта. Например, законопроекты, касающиеся медицинской практики, образования или технологий, должны разрабатываться с учётом мнения профессионалов, работающих в этих областях. Такой подход позволяет выявить потенциальные проблемы, которые могут возникнуть из-за недостатка практических знаний у законодателей.

Учёт интересов различных сторон. Профессиональные сообщества представляют интересы конкретных специалистов. Например, в области медицины это могут быть врачи, медицинские сестры, фармацевты и другие работники. Обсуждение законопроекта в таких сообществах помогает понять, как изменения законодательства отразятся на их работе и на качестве предоставляемых услуг. Это создаёт пространство для учёта мнений всех заинтересованных сторон и улучшает качество самого законопроекта.

Прозрачность и открытость процесса. Экспертиза в Общественной палате и профессиональных объединениях способствует более открыто обсудить законопроект. Это означает, что граждане и профессионалы могут высказать свои мнения и замечания, что в свою очередь, увеличивает прозрачность процесса законотворчества. Чем больше людей вовлечено в обсуждение, тем меньше вероятность появления скрытых интересов или лоббирования.

Снижение риска, ошибок и правовых проблем. Законодательные ошибки могут приводить к негативным последствиям как для профессионалов, так и для граждан. Если законопроект не учитывает специфику области, он может стать источником правовых и практических проблем. Оценка и критика профессионалов помогают уменьшить риск таких ошибок, позволяя создать более гармоничное и эффективное законодательство.

Улучшение качества законопроектов. В конечном итоге, обязательная экспертиза в профессиональных сообществах и Общественной палате может значительно повысить качество законопроектов. Учитывая мнения и советы экспертов, законодатели могут разрабатывать более обоснованные и практичные нормы, которые будут действительно полезны и эффективны.

Обязательная экспертиза законопроектов в соответствующих профессиональных сообществах и Общественной палате – это важный шаг к созданию ответственного и качественного законодательства. Он позволяет учитывать мнения специалистов, повышает прозрачность процесса и снижает риск возникновения правовых проблем, что в итоге делает законодательство более современным и адекватным потребностям общества.

13. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт государственного бюджета, или иным образом влияющие на доходы и расходы таких бюджетов, подлежат обязательной экспертизе с Правительством уровня законопроекта.

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт государственного бюджета, а также иным образом влияющие на доходы и расходы таких бюджетов, подлежат обязательной экспертной оценке со стороны Правительства на стадии рассмотрения законопроекта. Данная процедура необходима для всестороннего анализа и оценки потенциальных финансовых последствий для государственного бюджета, что позволяет установить их соответствие финансовым возможностям государства и обеспечить стабильное функционирование бюджетной системы страны.

14. Региональные (местные) законы принимаются органами определёнными Конституциями республик и уставами краёв, городов государственного значения по примеру настоящей статьи.

Региональные или местные законы — это правила и нормы, которые действуют в определённых областях, краях или городах в пределах одной страны. Они принимаются специальными органами власти, которые созданы согласно Конституции республик или уставам краёв и городов государственного значения.

В каждой стране есть общие законы, которые должны соблюдать все граждане. Однако у каждого региона или города могут быть свои особенности, связанные с местными условиями, традициями или экономикой. Поэтому для учёта этих различий создаются местные законы. Например, в одном регионе могут быть установлены правила по охране окружающей среды, которые отличаются от правил в другом регионе, в зависимости от уровня загрязнения или необходимости защиты природных ресурсов. Местные законы позволяют учитывать специфику и потребности каждого региона, обеспечивая более эффективное управление и защиту интересов жителей этого региона или города государственного значения.

Сайт проекта

*Вышеизложенное является частным, субъективным мнением по данному вопросу, которое может выразить любой гражданин России в любой форме на основании части 3 статьи 29 Конституции России.